Анализ Поэзии Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики
Поэзия Н.А. Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики
Н.А. Некрасова называли крестьянским поэтом, поэтом Петербурга, певцом революционной демократии. Основная тематика поэзии Некрасова – жизнь русского крестьянства и городской бедноты (здесь поэт выступает предшественником Достоевского). В этих стихах зачастую звучат тоскливые, унылые, скорбные интонации.
Другая тема – тема современника, передового общественного деятеля или же трусливого обывателя. Этим стихотворениям свойствен революционный,
Тема родины приобрела в творчестве Некрасова деревенский, крестьянский характер. В его произведениях перед читателем предстает судьба русской деревни, русского крестьянина, русской женщины: “Несжатая полоса”, “Забытая деревня”, “На Волге”, “В полном разгаре страда деревенская”, “Орина, мать солдатская”, “В дороге”. Творчество поэта неразрывно связано с русским фольклором, песнями, пословицами, загадками. Многие произведения его проникнуты глубокими размышлениями
Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил – Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
Так поэт восклицает в “Размышлениях у парадного подъезда”.
Н.А. Некрасов выступает поэтом-новатором, демократичным поэтом. На первый план в его стихотворениях выходит грубая обыденность, скучная проза жизни: непосильный крестьянский труд, голод, нищета, пьянство. Как замечает А. Григорьев, в поэзии Некрасова “совмещены все ужасы бедности, голода, холода”.
Поэт расширяет тематику лирических произведений, вводя новые, непривычные для поэзии темы и образы (например, образы мелкого чиновника, ограбленного крестьянина, падшей женщины). Некрасов по-новому интерпретирует традиционные “поэтические темы”, например тему смерти. Поэт никогда не изображает смерть естественную, смерть у него всегда безвременна, это результат социальных условий. Так, в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной…” он изображает смерть ребенка в условиях нищенской, невыносимой жизни.
Матери младенца приходится стать продажной женщиной, чтобы хоть как- то поддержать существование своей семьи.
Зачастую мы встречаем в произведениях Некрасова пародийные интонации. Таковы стихотворения “Современная ода”, “Нравственный человек”. Как отмечает исследователь, “это пародии на всякую оду: казенно-патриотическую, гражданскую.
Используется куплетная, прибауточная манера, прием бурлеска: славословие “от обратного”, когда за похвалами кроется едкая сатира”. Сам герой при этом наделен сомнительными добродетелями:
Не обидишь ты даром и гадины,
Ты помочь и злодею готов,
И червонцы твои не украдены У сирот беззащитных и вдов.
Отталкивание от традиций Пушкина и Лермонтова мы видим в стихотворении “Вчерашний день, в часу шестом”. Муза поэта предстает крестьянкой, которую жестоко избили кнутом. Образ Музы, “печальной спутницы печальных бедняков”, встречаем мы и в стихотворении “Муза”:
Но с детства прочного и кровного союза Со мною разорвать не торопилась Муза,
Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и Голода она меня вела – Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила…
Стихотворение “Блажен незлобивый поэт” развивает тему лирических отступлений Н.В. Гоголя в поэме “Мертвые души” (рассуждение о двух типах писателей), а также стихотворения М.Ю. Лермонтова “Пророк”.
Этой же теме посвящена “Элегия” (А.Н. Еракову). В ней поэт обозначает основную цель искусства:
К народу возбуждать вниманье сильных мира – Чему достойнее служить могла бы лира?..
Отметим, что традиционные лирические жанры обретают у поэта новое содержание. Так, вышерассмотренная элегия Некрасова – это не грустное воспоминание о любви, а стихотворение социальной проблематики.
Лирический герой автобиографических и многих любовных стихотворений Некрасова – русский интеллигент. Образ интеллигента-разночинца, общественного деятеля мы также встречаем в стихотворениях “Памяти Добролюбова”, “Памяти Белинского”, поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Призыв к свободе звучит в стихотворениях “Пророк”, “Песня Еремушке”. Однако стоит отметить, что “во многих других стихотворениях революционность Некрасова выступает как многоликая рефлексия.
Мы имеем дело с лирическим героем, который сам себя воображает лишь “рыцарем на час”, или способным совершить неверный шаг. “Укоризненно смотрят на него с портретов более сильные духом его друзья, а сам он – всего лишь “кающийся дворянин”. Искупление вековечного греха перед народом – постоянная тема у Некрасова. До конца своих дней он все еще сомневался, достойно ли служил народу своей лирой, сохранит ли народ память о нем”.
Художественный метод поэта – реализм. Однако элементы фантастики порой встречаются в его произведениях (сказочные элементы и мотивы в поэме “Кому на Руси жить хорошо”). Стиль Некрасова вобрал в себя художественные традиции “натуральной школы”: лирика тяготеет к эпичности, в лирических стихотворениях зачастую присутствуют портреты героев, описания обстановки. Многие стихотворения Некрасова сюжетны, у него присутствует “ролевая лирика (автор выступает от лица какого- либо героя).
В то же время в лирике его присутствует аналитическое начало, рассуждения и размышления героя.
Стиль Некрасова демократичен, он использует простую лексику, просторечия. Любимые стихотворные размеры поэта – дактиль, амфибрахий и анапест.
Критики часто упрекали поэта в недостатке таланта, используя замечание В.Г. Белинского о “таланте-топоре”. Рефлексия по этому поводу, а также по поводу доминирования социальных мотивов в творчестве была свойственна и самому Некрасову. Однако в глазах современных читателей он по-прежнему остается великим поэтом.
Очень точно заметил о стихе Некрасова В. Крестовский: “Но мы любим эту неуклюжесть и тяжесть – это тяжесть железа, тяжесть железного молота, в ней его сила, его меткость”.