Анализ Поэзии Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики

Поэзия Н.А. Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики

Н.А. Некрасова называли крестьянским поэтом, поэтом Пе­тербурга, певцом революционной демократии. Основная тема­тика поэзии Некрасова – жизнь русского крестьянства и город­ской бедноты (здесь поэт выступает предшественником Досто­евского). В этих стихах зачастую звучат тоскливые, унылые, скор­бные интонации.

Другая тема – тема современника, передового общественного деятеля или же трусливого обывателя. Этим сти­хотворениям свойствен революционный,

обличительный пафос. Кроме того, важное место в творчестве Некрасова занимает тема поэта и поэзии и тема любви.

Тема родины приобрела в творчестве Некрасова деревенский, крестьянский характер. В его произведениях перед читателем предстает судьба русской деревни, русского крестьянина, рус­ской женщины: “Несжатая полоса”, “Забытая деревня”, “На Вол­ге”, “В полном разгаре страда деревенская”, “Орина, мать сол­датская”, “В дороге”. Творчество поэта неразрывно связано с рус­ским фольклором, песнями, пословицами, загадками. Многие произведения его проникнуты глубокими размышлениями

о судьбе русского народа, путях развития России:

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил – Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Так поэт восклицает в “Размышлениях у парадного подъезда”.

Н.А. Некрасов выступает поэтом-новатором, демократичным поэтом. На первый план в его стихотворениях выходит грубая обыденность, скучная проза жизни: непосильный крестьянский труд, голод, нищета, пьянство. Как замечает А. Григорьев, в по­эзии Некрасова “совмещены все ужасы бедности, голода, холо­да”.

Поэт расширяет тематику лирических произведений, вво­дя новые, непривычные для поэзии темы и образы (например, образы мелкого чиновника, ограбленного крестьянина, падшей женщины). Некрасов по-новому интерпретирует традиционные “поэтические темы”, например тему смерти. Поэт никогда не изображает смерть естественную, смерть у него всегда безвре­менна, это результат социальных условий. Так, в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной…” он изображает смерть ребен­ка в условиях нищенской, невыносимой жизни.

Матери мла­денца приходится стать продажной женщиной, чтобы хоть как- то поддержать существование своей семьи.

Зачастую мы встречаем в произведениях Некрасова пародий­ные интонации. Таковы стихотворения “Современная ода”, “Нравственный человек”. Как отмечает исследователь, “это па­родии на всякую оду: казенно-патриотическую, гражданскую.

Используется куплетная, прибауточная манера, прием бурлес­ка: славословие “от обратного”, когда за похвалами кроется ед­кая сатира”. Сам герой при этом наделен сомнительными доб­родетелями:

Не обидишь ты даром и гадины,

Ты помочь и злодею готов,

И червонцы твои не украдены У сирот беззащитных и вдов.

Отталкивание от традиций Пушкина и Лермонтова мы ви­дим в стихотворении “Вчерашний день, в часу шестом”. Муза поэта предстает крестьянкой, которую жестоко избили кнутом. Образ Музы, “печальной спутницы печальных бедняков”, встре­чаем мы и в стихотворении “Муза”:

Но с детства прочного и кровного союза Со мною разорвать не торопилась Муза,

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела – Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила…

Стихотворение “Блажен незлобивый поэт” развивает тему лирических отступлений Н.В. Гоголя в поэме “Мертвые души” (рассуждение о двух типах писателей), а также стихотворения М.Ю. Лермонтова “Пророк”.

Этой же теме посвящена “Эле­гия” (А.Н. Еракову). В ней поэт обозначает основную цель ис­кусства:

К народу возбуждать вниманье сильных мира – Чему достойнее служить могла бы лира?..

Отметим, что традиционные лирические жанры обретают у поэта новое содержание. Так, вышерассмотренная элегия Некра­сова – это не грустное воспоминание о любви, а стихотворение социальной проблематики.

Лирический герой автобиографических и многих любовных стихотворений Некрасова – русский интеллигент. Образ интел­лигента-разночинца, общественного деятеля мы также встреча­ем в стихотворениях “Памяти Добролюбова”, “Памяти Белинс­кого”, поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Призыв к свободе звучит в стихотворениях “Пророк”, “Песня Еремушке”. Однако стоит отметить, что “во многих других стихотворениях револю­ционность Некрасова выступает как многоликая рефлексия.

Мы имеем дело с лирическим героем, который сам себя воображает лишь “рыцарем на час”, или способным совершить неверный шаг. “Укоризненно смотрят на него с портретов более сильные духом его друзья, а сам он – всего лишь “кающийся дворянин”. Искупление вековечного греха перед народом – постоянная тема у Некрасова. До конца своих дней он все еще сомневался, дос­тойно ли служил народу своей лирой, сохранит ли народ память о нем”.

Художественный метод поэта – реализм. Однако элементы фантастики порой встречаются в его произведениях (сказочные элементы и мотивы в поэме “Кому на Руси жить хорошо”). Стиль Некрасова вобрал в себя художественные традиции “натураль­ной школы”: лирика тяготеет к эпичности, в лирических стихо­творениях зачастую присутствуют портреты героев, описания об­становки. Многие стихотворения Некрасова сюжетны, у него присутствует “ролевая лирика (автор выступает от лица какого- либо героя).

В то же время в лирике его присутствует аналити­ческое начало, рассуждения и размышления героя.

Стиль Некрасова демократичен, он использует простую лек­сику, просторечия. Любимые стихотворные размеры поэта – дактиль, амфибрахий и анапест.

Критики часто упрекали поэта в недостатке таланта, исполь­зуя замечание В.Г. Белинского о “таланте-топоре”. Рефлексия по этому поводу, а также по поводу доминирования социальных мотивов в творчестве была свойственна и самому Некрасову. Од­нако в глазах современных читателей он по-прежнему остается великим поэтом.

Очень точно заметил о стихе Некрасова В. Кре­стовский: “Но мы любим эту неуклюжесть и тяжесть – это тя­жесть железа, тяжесть железного молота, в ней его сила, его мет­кость”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Анализ Поэзии Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики