Тема бурана и ее значение в повести “Капитанская дочка” Пушкина А. С

Описания природы в пушкинской прозе так же просты и кратки, как и описания внешности, домашней обстановки, быта героев. Вот, например, один из пейзажей в повести “Капитанская дочка”: “Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все было покрыто снегом.

Солнце садилось”. Другой пейзаж еще более краток: “Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи”.
Основной пейзаж повести – картина бурана: “Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер

между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо.

Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. “Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!”…

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь”.
Пейзаж этот во многом символичен, он предваряет предстоящие события и участие в них главного героя, волей судьбы попавшего в метель. Буран – символ пугачевской вольницы. Темнота, вихрь, мутное кружение метели

напоминают о человеческих заблуждениях, о том, что души людские зачастую находятся во мраке, где невозможно различить добро и зло, хорошее и дурное.
Характерно, что подобный пейзаж мы встречаем в пушкинском стихотворении “Бесы”. Там в бесконечном кружении метели герой неожиданно замечает бесов. В “Капитанской дочке” из метели так же неожиданно появляется Пугачев.

Таким образом, Пушкин уже в этом пейзаже заявляет о своем отношении к описанным историческим событиям.
Образ Пугачева в поэме, безусловно, неоднозначен. В нем есть и ум, и отвага, и великодушие, но “жить убийством и разбоем” – значит “клевать мертвечину”. А “шайки разбойников” Пугачева злодействуют повсюду, разоряют селения, крепости, самовластно казнят и милуют… “Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный.

Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка – копейка”, – писал Пушкин.
Пугачев со своими казаками устраивает жестокие расправы по всей России, не щадя даже женщин и детей. Вот как описывает Пушкин убийство Василисы Егоровны, жены коменданта Белогорской крепости: “Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну, растрепанную и раздетую донага. Один из них уже успел нарядиться в ее душегрейку…Вдруг она взглянула на виселицу и узнала своего мужа. “Злодеи!” – закричала она в исступлении…

Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца”. Точно такая же участь ожидала бы и Машу, если бы ее не успели отправить из родного дома.

Пугачевцы – это анархическая вольница, безудержная, беспощадная и жестокая. Мятеж, устроенный ими, подобно бурану, сметает на своем пути человеческие жизни, играет судьбами. Человеку трудно выстоять и уцелеть посреди жестокой, свирепой метели.

Точно так же трудно “устоять” и уцелеть Петру Гриневу в создавшейся ситуаций, в кровавой и безумной атмосфере мести и бесчисленных злодейств.
Однако значение сцены бурана в повести не исчерпывается тем, что в символической форме она изображает пугачевский мятеж. Это еще и напоминание о том, что человеку надлежит избрать свой, единственно верный в жизни путь и суметь не сбиться с него. Один неправильный шаг – и ты заблудился, погиб, замерз, занесенный вьюгой. Жизнь человеческая хрупка, в ней необыкновенно важны “правильные” поступки, источником которых может быть лишь любовь и милосердие.

Именно эта философская мысль реализуется в пушкинском сюжете. Помня о встрече с молодым человеком, о подаренном Гриневым заячьем тулупчике, Пугачев спасает его от смертной казни, сохраняет жизнь Маше.
Однако, кроме определенного духовного дидактизма, в повести достаточно сильно звучит и идея судьбы, значения ее в человеческой жизни. Встреча с незнакомым чернобородым мужиком в страшный, смертельно опасный буран определяет всю дальнейшую судьбу героя. Вожатый выводит Гринева к постоялому двору, не дав молодому человеку погибнуть от снежной стихии. Точно так же впоследствии Пугачев “выводит” его из вихря исторических событий, не дав своим “молодцам” его повесить и пощадив Машу.

Эти события в повести предваряет не только картина бурана, но и “пророческий” сон Гринева.
Похожий образ метели, бесовского вихря, сбивающего человека с ног, мы встречаем в поэме Блока “Двенадцать”. Движение снежного вихря символизирует здесь Россию, охваченную революцией. Беспощадный ветер у Блока сбивает с ног прохожих, “подолы крутит”, “рвет, мнет и носит Большой плакат”, сопровождает “державный шаг” красногвардейцев.

Двенадцать идут в поэме “без имени святого”, “без крест, а”, им “ничего не жаль”. На своем “революционном пути” они убивают Катьку, грабят погреба, обещают “полоснуть ножичком” и “выпить кровушку”. Впереди них – Иисус Христос, но как далеки до него блоковские герои! Пока они неразрывно слиты со стихией метели, с бесовской, античеловечной атмосферой.

Но финал их пути, по Блоку, – это принятие Божественного начала в жизни, это раскаяние, добро и милосердие.
Таким образом, картина бурана в “Капитанской дочке” весьма многозначна. Это и элемент композиции, фон, на котором происходит действие, это и символ предстоящих событий, символ основной темы произведения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Тема бурана и ее значение в повести “Капитанская дочка” Пушкина А. С