Символические образы в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”

1. Образ метели, застигшей героя в пути.
2. Пророческие образы из сна Петра Гринева.
3. Символические образы калмыцкой сказки.
А. С. Пушкин, который охотно обращался к историческим темам, предполагал написать историю пугачевского восстания. Материалы, собранные с этой целью, дали пищу творческому воображению поэта, в результате чего была написана повесть “Капитанская дочка”. Как мы видим, основа у этого произведения более чем реалистическая. Реализм повести проявился и в психологической точности изображения человеческих характеров,

вечных по своей сути, и в воссоздании колорита эпохи, к которой относится действие повести.

Однако в этом произведении просматриваются и некоторые романтические тенденции, например мотив сна Петра Гринева, предвещающего события будущего.
Для творчества Пушкина вообще характерна такая черта романтизма, как обращение к фольклорной традиции. В повести “Капитанская дочка” образы калмыцкой сказки обретают символическое значение. И даже образ метели, застигшей путника – образ, который лег в основу повести Пушкина “Метель”, в повести “Капитанская дочка” имеет глубокое символическое

значение. Буран, разразившийся в степи, приводит к тому, что герой заблудился среди заснеженных просторов, потерял дорогу.

Волна народного гнева, которая вскоре захлестнет страну, тоже перекроет многие наезженные дороги, сделает неэффективными привычные способы поведения. Случайно встреченный человек – как потом выяснится, это и был Пугачев – направляет путь молодого офицера по зимнему бездорожью. Этот же человек во многом определит путь, судьбу Петра и во время народной войны.

Сама встреча этих двух людей, положение в обществе которых столь различно – дворянин, офицер императорской армии, и беглый казак, будущий бунтовщик, – оказывается точкой пересечения прошлого и будущего в жизни Петра Гринева.
Не повстречай он Пугачева во время метели, возможно, ему и удалось бы найти дорогу к жилью. Но тогда в памяти Пугачева не было бы ничего, связывающего его с молодым офицером, и скорей всего Гринев разделил бы незавидную судьбу своих товарищей, казненных после взятия Белогорской крепости. Таким образом, символическое значение метели в повести очевидно: во время бурана завязывается нить, которая выведет героя из кровавой сумятицы будущего, во время бурана снится Петру сон, указывающий на роль Пугачева в судьбе молодого офицера.
Сон этот произвел глубокое впечатление на Петра Гринева. По его собственному признанию, он не мог забыть сон и считал его пророческим. Действительно “мужик с черной бородой” – Пугачев – в определенном смысле оказывается посаженым отцом Петра.

Посаженые отец и мать – это люди, которые, по старинному обычаю, благословляли жениха или невесту перед свадьбой. Пугачев не только помиловал Петра, таким образом как бы дав ему второе рождение, но и освободил из рук Швабрина Машу, позволив ей и Петру свободно покинуть местность, занятую его сторонниками. “Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!” – вот благословение, которым наяву напутствует молодых влюбленных Пугачев. Вспомним: во сне родная мать Петра велит сыну принять благословение от “страшного мужика”, размахивающего топором.

Этот топор и мертвые тела, кровь, мешающая Петру бежать – все это образы грядущих народных волнений, сотрясавших Российское государство в течение нескольких лет. “Не бойся, подойди под мое благословение” – так говорил во сне Петра его проводник, наяву указавший ему дорогу и среди метели, и в самой гуще разыгравшейся стихии народного гнева.
Символичны и образы народной сказки, слышанной Пугачевым от старой калмычки. Образы орла и вороны часто встречаются в мифологии. Нередко древние боги, по преданиям, принимали облики этих птиц.

Например, в орла орла превращался Зевс (Юпитер). Орел традиционно связывается со светом, с солнцем, на которое, согласно легендам, он может смотреть, не отводя взора. Ворон, хотя и наделен мудростью, символизирует смерть, а также войну и разрушение – кельтская богиня войны нередко появлялась на поле битвы в облике ворона. “Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года?” – вот в чем суть сказки, изложенной Пугачевым Гриневу. Тридцать три – особое число, которое не раз появляется в народных преданиях и художественных произведениях – тридцать три года было Иисусу Христу, когда он был распят и вознесся на небо.

Это число подчеркивает связь орла со светлыми силами.

Нужно отметить, что симпатии Пугачева и Гринева на стороне этой птицы, а не ворона-долгожителя, питающегося падалью. Однако необходимо подчеркнуть различие в понимании этими двумя людьми одних и тех же образов. Если для Пугачева в образе орла, пьющего “живую кровь”, воплотился образ дикой вольницы, дух дерзкого авантюризма и разбойничьей удали, то, по мнению Гринева, подобный образ жизни соответствует повадкам ворона, зловещей птицы смерти: “…Жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину”.

Этот взгляд не лишен логики – ведь восставшие убивают всех, кто верен присяге, кто служит императрице, поддерживает основы существующего порядка, и захватывают их имущество, следовательно, в определенном смысле существуют благодаря мертвечине.

Однако образы орла и ворона в калмыцкой сказке отнюдь не однозначны. Позиция Пугачева тоже не лишена оснований, ведь орел – хищная птица, а восстание народа против угнетателей – разве это не порыв к свободе, так ценимой орлами, делающими гнезда на горных уступах и поднимающимися высоко в небо?
Симпатизируя одному из персонажей сказки, Пугачев и Гринев тем самым подсознательно соотносят себя с ним. Как орел, Пугачев “раз напился живой крови” и распрощался с жизнью в возрасте тридцати трех лет.
“Орел кричит рано”, – гласят строки “Старшей Эдды” древнего скандинавского эпоса. Иными словами, герой проявляет себя в молодые годы. Петр Гринев еще очень молод, когда происходят описываемые Пушкиным события: однако этот человек показывает себя достойным образом.

Он просит прощения у Савельича, которого несправедливо обидел, решительно защищает честь Маши от злословия Швабрина, полон решимости соединить судьбу с любимой девушкой, невзирая на недовольство родителей, молчит на суде, не желая, чтобы Маша была вынуждена предстать перед его обвинителями и общаться с пленными пугачевцами.
Итак, мы видим, насколько глубока и неоднозначна символичность ряда образов в повести Пушкина “Капитанская дочка”. Благодаря этим образам автор полнее раскрывает характеры героев и вечную тему о человеческой судьбе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Символические образы в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”