Композиция повести Капитанская дочка (Пушкин А. С.)

Повесть построена в форме семейных записок Гринева, главным образом о тех “неожиданных происшествиях”, которые “имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение”. Такая форма изложения давала возможность Пушкину провести через цензурные рогатки произведение, в котором основной является тема крестьянской революции. Автор записок П. А. Гринев – рядовой дворянин конца XVIII века, разделяющий взгляд правительственных и помещичьих кругов на Пугачевское восстание, как на разбой, а на войско Пугачева,

как шайку мошенников.

Поэтому с первого взгляда кажется, что все в повести с официальной точки зрения политически благонадежно: симпатии Пушкина якобы на стороне дворянства, Пушкин жалеет казненных Пугачевым защитников Белогорской крепости, царица выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой.

На самом же деле все это далеко не так.

Дело в том, что Пушкин заставляет Гринева подробно и точно излагать факты, и вот эти-то факты при их сопоставлении говорят читателю не то, что хотел бы сказать Гринев, и читатель осмысливает их по Пушкину, а не по Гриневу.

Повесть построена так, что в исторической

ее части все время сопоставляются два враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачев, и дворянский, возглавляемый Екатериной П. Между ними идет борьба, и основные герои “семейственных записок” – Гринев и Маша Миронова – волею обстоятельств сталкиваются и с тем, и другим лагерем. Они должны были сделать выбор между двумя борющимися силами. Они его и сделали: остались верными дворянско-помещичьему миру.

Но если следить за тем, как изображены появляющиеся на страницах повести представители враждующих сил, то легко заметить, что все честное, благородное, справедливое, истинно человеческое отдано автором записок (по воле Пушкина) народному миру, а не дворянско-помещичьему.

Первый раз представители двух враждебных лагерей показаны во второй главе (“Вожатый”): Пугачев и оренбургский генерал, начальник края. Какая резкая разница между ними! Вожатый – воплощение лучших черт народа, он кровно с ним связан. Генерал оторван от народа, он даже плохо знает русский язык.

Удовлетворяя просьбу старика Гринева, он назначает Петра Андреевича в Белогорскую крепость, так как там он будет “на службе настоящей, научится дисциплине”. Стоит только вспомнить о коменданте крепости, о том, что там не было ни службы, ни дисциплины, чтобы понять, как плохо знал генерал своих подчиненных и то, что творилось в подначальных ему укреплениях.

В восьмой главе описывается военный совет у Пугачева, а в десятой – у генерала. Они даны также контрастно. У Пугачева – живое, свободное обсуждение, в результате которого принимается смелое, правильное решение.

Сатирически зарисован совет у генерала, на котором принято было решение, “что всего благоразумнее и безопаснее внутри города ожидать осады”, которая, как позднее отмечает Гринев, оказалась “гибельна для жителей”.

Резко противопоставлены Пугачев и генерал и в отношении к судьбе Маши Мироновой, оказавшейся во власти Швабрина. С какой бессердечностью отнесся генерал к Маше! И наоборот, какое человеческое сочувствие проявил Пугачев! “Кто из моих людей смеет обижать сироту?” – закричал он.

И едет сам в Белогорскую крепость выручать невесту Гринева.

Повесть в целом и каждую из ее глав Пушкин снабдил эпиграфами. Они определяют содержание или дают характеристику основного героя (или героев) данной главы. Однако есть эпиграфы (к гл. II, VIII), имеющие противоположный смысл.

Оба эти эпиграфа относятся к Пугачеву и излагают дворянскую точку зрения на Пугачева, которую Пушкин опровергает содержанием глав.

Пейзажи в повести поражают своей реалистической точностью. Пушкин сжато, буквально в нескольких словах, умеет нарисовать полную и впечатляющую картину природы. Так, например, даны пейзажи во второй главе и в последней, идейно связанные с образами Пугачева и Екатерины II.

Если сравним картину бурана, нарисованную Пушкиным, с описанием бурана в книге “Топография Оренбургская, т. е. обстоятельное описание Оренбургской губернии” (1772), то мы поразимся точности пейзажа у Пушкина. В книге говорится: “Особливо ж зимою, в декабре и генваре месяцах, бури, по тамошнему названию бураны, бывают с снегом и при самом жестоком морозе, что от того многие люди замерзают и пропадают, которые тем паче опаснее, что иногда при весьма тихой и умеренной погоде в один час такая туча, или буран, наступит, что при сильном снеге сверху и лежащий на земле несет, и оным весь воздух столько сгустит, что в трех саженях ничего видеть невозможно”. Это сопоставление наглядно показывает, насколько реалистичен и точен Пушкин в своих художественных картинах природы.

Пейзаж в повести – не только простое описание местности или погоды, он выполняет важную роль в характеристике героя и в развитии действия произведения. Вожатый – единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом. Он стоял на твердой полосе и нашел дорогу к постоялому двору, проявив смелость и умение ориентироваться. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в “мутном кружении метели”.

Снежная буря, во время которой возникает перед Гриневым фигура вожатого (Пугачева), как бы символизирует и предсказывает ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнет Гринева с Пугачевым, на этот раз “вожатым” парода, вождем крестьянской революции.

Наконец, буран является завязкой сюжетной линии Гринев – Пугачев. Если бы не было бурана, не произошло бы знакомства Гринева с Пугачевым, и судьба Гринева сложилась бы1 иначе.

В сцене свидания Марьи Ивановны с Екатериной II пейзаж иной, резко контрастирующий с первым. Там – “мрак и вихорь”, здесь – прекрасное утро, пожелтевшие под свежим дыханием осени липы. В такую ясную погоду, в обстановке царскосельского парка с его озером, лугами и памятниками славе русского оружия, Марья Ивановна встречается с Екатериной II, которая дарует милость дочери капитана Миронова.

Интересно отметить, что в то время, как портрет Пугачева Пушкин создает сам, резко расходясь с изображением его у дворянских писателей, Екатерину II он рисует так, как она представлена на портрете Боровиковского, т. е. отказываясь от самостоятельной зарисовки.

Это тем более интересно, что всегда верный правде Пушкин на этот раз отступает от нее. У Боровиковского, рисовавшего портрет Екатерины II в 1791 году, она изображена уже стареющей, а встреча Марьи Ивановны с царицей произошла в 1774 году, т. е. когда Екатерине было 45 лет.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Композиция повести Капитанская дочка (Пушкин А. С.)