Своеобразие комедии “Мещанин во дворянстве”

По своему жанру – “Мещанин во дворянстве” Мольера – комедия. Вместе с тем, если говорить о своеобразии жанрового решения комедии, то нельзя не учесть, что в этом мольеровском творении предусмотрено столь много музыки, балета – интермедий, целых балетных сцен (музыку к спектаклю написал известный французский композитор Жан-Батист Люлли (1632-1687), что некоторые исследователи даже склонны определять жанр “Мещанина во дворянстве” как комедию-балет. Важно в этой связи, чтобы ученики поняли: эта яркая, насыщенная музыкой, балетом

и буффонадой комедийная форма позволяла Мольеру с особой силой, страстью и своеобразием выставить на осмеяние всех французских “мамушей”, не взирая на их титулы и происхождение. Иными словами: музыка, балет, буффонадой – это один из многих приемов, которыми пользовался драматург для расширения содержательных возможностей жанра комедии нравов.

Именно эти средства позволяли Мольеру соединить в неразрывное целое два компонента: “поучать” и “развлекать”, говорить остро и заинтересованно не об античных добродетелях, а о современных пороках.

Мольер примелькавшееся переводил в план необычного;

с обыденного срывал мишурные одеяния, чтобы бескомпромиссно обнажить неприглядную сущность социальных пороков своего времени. Это было смело, свежо, умно. Собственно говоря, эти мольеровские качества изображения и ценил превыше всего Никола Буало:

Иного зрелища хотелось бы вельможе; Графиня в ужасе бежала вон из ложи, Маркиз, узнав ханже суровый приговор, Готов был автора отправить на костер, И не жалел виконт проклятий самых черных За то, что осмеять поэт сумел придворных.

Новаторски Расширяя возможности традиционного жанра, Мольер обращался за опытом к народному, площадному театру. Нельзя не отметить, что Мольер, оставаясь сыном своего времени и используя опыт классицистической драмы (сохранения, например, “знаменитых” трех единств) тем не менее сделал необычно много для дальнейшего развития комедии, но уже на пути к реализму. Отметим следующие приметы нового у Мольера: стремление к многогранности воспроизводимого в комедин человеческого характера (как уже подчеркивалось Журден – не только воплощение гипертрофированного честолюбия);

Комедиям Мольера свойственны некоторые элемент)^ драматизма (презрение героя всегда драматично); наконец, безусловная индивидуализация языка героев Вспомним грубоватую прямолинейность речи г-жи Журден и другие примеры. Речь Клебнта книжно-патетическая. Речь Журдена в соответствии с положениями, в которые он попадает, то грубоватая, даже вульгарная, то неуклюже галантная, отчего он кажется еще смешнее.

Речевое характеристики драматурга социально конкретны и точны. Рассказывают, что Мольер, прежде чем поставить комедию па сцене, читал ее своей служанке, чтобы видеть, как воспримут его пьесу простые люди. Это свидетельство того, что комедиограф, творивший в век классицизма, стремился к реалистическому изображению жизни, ориентируясь на народ.

“Художественное богатство комедий Мольера огромно. На сцене XVII века в последний. раз всеми своими красками сиял театр карнавала и площади, и в первый раз с подмостков была показана жизнь – семейная и. общественная – в формах самой действительности. Такого рада единство свойственно только комедиям Мольера…

Реформа Мольера совершила еще одно небывалое слияние: в единстве оказались гневная обличительная сатира и веселый жизнеутверждающий смех. И основа этого единств оптимизм самого обличителя, непреклонная вера Моль в нравственное здоровье народа, твердое знание того его комедии, показав современникам их недостатки и ставив людей смеяться над пороками общества, сдел их умней и лучше. С этой верой него своего вздоха”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Своеобразие комедии “Мещанин во дворянстве”