Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа
Цели:
показать комическое в пьесе, заключающееся в контрасте между простодушной и грубоватой натурой Журдена и его претензиями на аристократичность; обогатить знания учащихся о комедии как драматургическом классицистическом жанре; совершенствовать навыки выразительного чтения в лицах и анализа фрагментов комедии. Оборудование:
иллюстрации к комедии. ХОД УРОКА
I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Выполнение тестовых заданий — 5 минут (работы сдаются учителю для последующего анализа и оценивания) 1) Жан Батист
2) Мольера не приняли при жизни в члены Французской акаде Мии, потому что… А) его произведения часто запрещались; Б) против него выступала церковь; В) он работал в «низком» жанре комедии; Г) он был актером. 3) Зачеркните неправильный ответ. Мольер сотрудничал с театрами: А) «Бургундский отель»; б) «Пти Бурбон»; В) «Пале рояль»; г) «Блестящий».
4) Какую из пьес Мольера было запрещено не только ставить на Сцене, но и читать? А) «Мещанин во дворянстве»; б) «Мизантроп»; В) «Скупой»;
А) комичности характеров; Б) комичности ситуации; В) несоответствии реальных событий и их восприятии персона Жем. 6) Главный герой комедии «Мещанин во дворянстве» Журден Стремится… А) разбогатеть; Б) прославиться; В) выдать дочку замуж за богатого; Г) стать дворянином; Д) жениться на маркизе; Е) получить награду от короля. 7) Достигнуть цели господину Журдену не удалось из-за…
А) отсутствия образования; Б) непорядочных действий господина Доранта; В) того, что его высмеял Клеонт; Г) того, что он выбрал неверный путь в жизни. 8) Главный сатирический удар комедии «Мещанин во дворянстве» Направлен против… А) дворянского общества; Б) аристократической верхушки, феодальной знати; В) духовенства.
9) Мольер раскрывает характеры героев преимущественно че Рез… А) их действия; б) диалоги персонажей; В) монологи персонажей; г) ремарки. 10) Мольер считал, что главная задача и цель комедии…
А) веселить зрителя; Б) высмеивать человеческие недостатки; В) исправлять людей; Г) формировать эстетические вкусы зрителей. 11) Основной конфликт пьес Мольера — это конфликт между… А) страстью и разумом; Б) героем и обществом; В) представителями старшего и младшего поколения. III.
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Учитель. Комедия-балет «Мещанин во дворянстве», одна из наиболее реалистических и социально глубоких пьес Мольера, создавалась по прямому заданию Людовика XIV в совершенно необычной для драматурга обстановке и доставила ему много хлопот и труда. Премьера спектакля состоялась 14 октября 1670 года в загородном королевском замке Шамбор.
Сюжет «Мещанина во дворянстве», как обычно у Мольера, довольно несложен: здесь изображен наивный и тщеславный буржуа Журден, ослепленный внешней мишурой аристократического общества и тщетно стремящийся усвоить манеру и лоск дворян, чтобы таким путем подняться вверх по общественной лестнице. При этом он не замечает, что пройдоха-аристократ Дорант, на которого он силится быть похожим,- низкий авантюрист, присосавшийся, как пиявка, к его кошельку. Мольер задался целью высмеять тупых и тщеславных буржуа, стремящихся во всем подражать придворной аристократии. Вместе с тем он сатирически изображает нравы этой аристократии, которая для тщеславных буржуа кажется венцом совершенства и вкуса.
Действие комедии происходит в Париже, в доме Журдена. Первое и значительная часть второго действия состоят из сцен «обучения» Журдена учителями музыки, танцев, фехтования и философии. В полных искристого остроумия диалогах вырисовываются характеры основных действующих лиц комедии, проясняется сама суть комического конфликта, даются блестящие зарисовки французской действительности и выявляются основные проблемы произведения. Как же создавалась эта комедия?
IV. Работа над темой урока 1. Слушание сообщений об истории создания комедии 2. Работа над I и II действиями комедии А) Аналитическая беседа — Что способствует развитию действия в комедии? — Почему Журдену так хочется походить на дворянина? — Что ему мешает в осуществлении этого желания? — Что собой представляют учителя Журдена? — Какие черты характера Журдена раскрываются на «уроках»? — Кто вам показался на этих «уроках» смешнее и безобразнее — Журден или его учителя? Б) Работа в парах: выразительное чтение по ролям (действие II, явление 8, 9) — Как раскрывается в этой сцене характер Журдена?
В) Обобщение учителя Характер господина Журдена никак нельзя свести к какой-то одной-единственной черте. Он тщеславен, наивен, доверчив, взбалмошен, любопытен. Что же является основным в его характере? трудно сказать.
И уже одно это делает образ Журдена ярким, многозначным, полнокровным, лишенным схематичности. Это персонаж так называемой высокой комедии. Комедия — один из видов драмы, изображающий такие жизненные явления и человеческие характеры, которые вызывают смех. В этом жанре широко используются все формы комического: юмор, сатира, ирония и т. д. Комедия высмеи