Ж. Б. Мольер. “Мещанин во дворянстве” – сатира на дворянство и невежественных буржуа

Цели:
показать комическое в пьесе, заключающееся в контрасте между простодушной и грубоватой натурой Журдена и его претензиями на аристократичность; обогатить знания учащихся о комедии как драматургическом классицистическом жанре; совершенствовать навыки выразительного чтения в лицах и анализа фрагментов комедии. Оборудование:
иллюстрации к комедии. ХОД УРОКА
I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Выполнение тестовых заданий – 5 минут (работы сдаются учителю для последующего анализа и оценивания) 1) Жан Батист

Поклен – это… А) театральный псевдоним Мольера; Б) настоящее имя Мольера; В) девичья фамилия его матери.

2) Мольера не приняли при жизни в члены Французской акаде Мии, потому что… А) его произведения часто запрещались; Б) против него выступала церковь; В) он работал в “низком” жанре комедии; Г) он был актером. 3) Зачеркните неправильный ответ. Мольер сотрудничал с театрами: А) “Бургундский отель”; б) “Пти Бурбон”; В) “Пале рояль”; г) “Блестящий”.

4) Какую из пьес Мольера было запрещено не только ставить на Сцене, но и читать? А) “Мещанин во дворянстве”; б) “Мизантроп”;

В) “Скупой”; г) “тартюф”; Д) “Дон Жуан”; е) “Смешные жеманницы”. 5) Комизм сюжетной коллизии пьес Мольера заключается в…

А) комичности характеров; Б) комичности ситуации; В) несоответствии реальных событий и их восприятии персона Жем. 6) Главный герой комедии “Мещанин во дворянстве” Журден Стремится… А) разбогатеть; Б) прославиться; В) выдать дочку замуж за богатого; Г) стать дворянином; Д) жениться на маркизе; Е) получить награду от короля. 7) Достигнуть цели господину Журдену не удалось из-за…

А) отсутствия образования; Б) непорядочных действий господина Доранта; В) того, что его высмеял Клеонт; Г) того, что он выбрал неверный путь в жизни. 8) Главный сатирический удар комедии “Мещанин во дворянстве” Направлен против… А) дворянского общества; Б) аристократической верхушки, феодальной знати; В) духовенства.

9) Мольер раскрывает характеры героев преимущественно че Рез… А) их действия; б) диалоги персонажей; В) монологи персонажей; г) ремарки. 10) Мольер считал, что главная задача и цель комедии…

А) веселить зрителя; Б) высмеивать человеческие недостатки; В) исправлять людей; Г) формировать эстетические вкусы зрителей. 11) Основной конфликт пьес Мольера – это конфликт между… А) страстью и разумом; Б) героем и обществом; В) представителями старшего и младшего поколения. III.

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Учитель. Комедия-балет “Мещанин во дворянстве”, одна из наиболее реалистических и социально глубоких пьес Мольера, создавалась по прямому заданию Людовика XIV в совершенно необычной для драматурга обстановке и доставила ему много хлопот и труда. Премьера спектакля состоялась 14 октября 1670 года в загородном королевском замке Шамбор.

Сюжет “Мещанина во дворянстве”, как обычно у Мольера, довольно несложен: здесь изображен наивный и тщеславный буржуа Журден, ослепленный внешней мишурой аристократического общества и тщетно стремящийся усвоить манеру и лоск дворян, чтобы таким путем подняться вверх по общественной лестнице. При этом он не замечает, что пройдоха-аристократ Дорант, на которого он силится быть похожим,- низкий авантюрист, присосавшийся, как пиявка, к его кошельку. Мольер задался целью высмеять тупых и тщеславных буржуа, стремящихся во всем подражать придворной аристократии. Вместе с тем он сатирически изображает нравы этой аристократии, которая для тщеславных буржуа кажется венцом совершенства и вкуса.

Действие комедии происходит в Париже, в доме Журдена. Первое и значительная часть второго действия состоят из сцен “обучения” Журдена учителями музыки, танцев, фехтования и философии. В полных искристого остроумия диалогах вырисовываются характеры основных действующих лиц комедии, проясняется сама суть комического конфликта, даются блестящие зарисовки французской действительности и выявляются основные проблемы произведения. Как же создавалась эта комедия?

IV. Работа над темой урока 1. Слушание сообщений об истории создания комедии 2. Работа над I и II действиями комедии А) Аналитическая беседа – Что способствует развитию действия в комедии? – Почему Журдену так хочется походить на дворянина? – Что ему мешает в осуществлении этого желания? – Что собой представляют учителя Журдена? – Какие черты характера Журдена раскрываются на “уроках”? – Кто вам показался на этих “уроках” смешнее и безобразнее – Журден или его учителя? Б) Работа в парах: выразительное чтение по ролям (действие II, явление 8, 9) – Как раскрывается в этой сцене характер Журдена?

В) Обобщение учителя Характер господина Журдена никак нельзя свести к какой-то одной-единственной черте. Он тщеславен, наивен, доверчив, взбалмошен, любопытен. Что же является основным в его характере? трудно сказать.

И уже одно это делает образ Журдена ярким, многозначным, полнокровным, лишенным схематичности. Это персонаж так называемой высокой комедии. Комедия – один из видов драмы, изображающий такие жизненные явления и человеческие характеры, которые вызывают смех. В этом жанре широко используются все формы комического: юмор, сатира, ирония и т. д. Комедия высмеи


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Ж. Б. Мольер. “Мещанин во дворянстве” – сатира на дворянство и невежественных буржуа