Проблематика комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»
Первая из проблем комедии воплощена уже в самом ее названии — «Мещанин во дворянстве» . В этих словах совмещено несовместимое, это яркая антитеза. Нам даже трудно представить, насколько несовместимы были понятия «мещанин» и «дворянин» в те времена. Это почти фантастическая ситуация, чтобы мещанин Журден, который зарабатывал на жизнь торговлей, так как он был Крамарем (торговец разным товаром), вдруг захотел стать дворянином и вести образ жизни, присущий аристократии. Это в наше время с первого взгляда иногда трудно понять, к
Более того, демократическими странами часто управляют люди разных профессий, которые происходят из разных общественных слоев.
А во времена Мольера жизнь мещанина и дворянина отличалось практически всем: образованием, поведением, бытом, манерой одеваться… Поэтому на улице с первого взгляда можно было определить, кто перед тобой — какой-то буржуй или высокородный дворянин. При всем этом часто денег у горожан было гораздо больше, чем у дворян, а вот роскоши и уважения — значительно меньше.
И именно дворяне
И так Доримену он не любит, а связь с «вельможною дамой» льстит его самовлюбленность. Он даже не стремится ее любви, не добивается его, а способен именно «купить любой ценой», как самый настоящий товар. Поэтому и дарит ей дорогой перстень с бриллиантом, передавая его через графа Доранта.
А о том, что он женат и отношения с маркизой Дорименою были супружеской изменой, «мещанин-дворянин» не упоминает вообще.
Журден прекрасно понимает, что семья не одобряет его стремление попасть в круг аристократов, подражать их внешности и манере, дружить с ними. Он искренне думает, что родился дворянином, а не мещанином. Если теперь мы говорим о том, что человек сам определяет свою судьбу, делает карьеру, то в те времена самым важным было родиться именно аристократом, ведь от рождения такой человек имел больше прав, чем все остальные. Журден был разумным мужчиной (несмотря на единственную страсть, которая затмила ему разум, и которую осмеял Мольер), поэтому видел, что наибольшее уважение и высшие должности во Франции имеют именно дворяне.
К тому же им присущи высокий уровень культуры и изысканные манеры. Именно поэтому он и рвется в дворяне, правда, добиваясь лишь того, что становится для всех посмешищем.
Зато госпожа Журден смотрит на всю эту ситуацию и, в частности, на «дворянскую страсть» своего мужа совсем по-другому. Руководствуясь здравым смыслом, она хорошо понимает, что и им с мужем, и их дочери лучше общаться с людьми их круга, общественного положения. И даже если бы господину Журдену повезло отдать Люсиль за аристократа, то их внуки, скорее всего, стеснялись бы своего мещанского происхождения, избегали бы или относились с презрением своим дедушке и бабушке, то есть к ним с господином Журденом.
Первую из проблем комедии можно сформулировать с помощью крылатого выражения «Не в свои сани не садись». То, может, как сказал Клеонт, «недостойно прятать свое истинное происхождение, появляется в обществе на глаза под чужим титулом, выдавать себя не за того, кем мы есть на самом деле»? Может, лучше реализовать себя в своем естественном состоянии?
Такой воспитательный, дидактический вопрос ставит Мольер в своем произведении.
Тесно связана с Первой и следующая проблема — может ли человек в жестко регламентированном сословном обществе (каким была тогдашняя абсолютистской Франция) подняться на высшую ступень общественной лестницы, перейти из состояния мещанина (буржуазии) до состояния аристократов (дворней)?
Господин Журден, выслушав аргументы своей жены о необходимости «знать свое место» в обществе, упрекает ее за отсутствие жизненных амбиций. С одной стороны, тогдашние зрители смотрели спектакль, из которой можно было сделать такой поучительный вывод И нельзя становиться таким посмешищем, как Журден. Конечно, прежде всего это касалось богатых мещан, которые имели низкий «неаристократичный», уровень культуры (сейчас таких презрительно называют «новыми русским»).
Тем самым Мольер еще и своеобразно пощекотал самолюбие некоторых дворян. Возможно, просматривая спектакль и подсмеиваясь над Журденом (а следовательно, чувствуя себя умнее, выше его), они радовались и мол, как ты, мещанин, не старайся, а все равно к нам тебе не дотянутся, аристократы есть аристократами, то есть лучшими. Логично предположить, эта мысль должна была нравиться также придворным, и самому Людовику XIV. Ведь можно было сделать и такой «социальный» вывод: если дворяне до такой степени выше мещан, как манеры и лоск графа Доранта и маркизы Доримени выше смешных потуг, безосновательные претензии буржуа Журдена на аристократизм, интеллигентность и образованность, то значит абсолютно, закономерным и оправданным является то, что государством управляют аристократы.
Итак, комедия Мольера вроде утверждала неизменность, и правомерность распределения французского общества на слои.
Однако был еще и другая сторона проблемы: а такие ли уж бездарные дворяне, в число которых стремится попасть господин Журден? Кое-кто из аристократов был возмущен тем, что моральные качества «благородных» Доримени и особенно Доранта очень далеки от благородства. Так, вельможный граф беззастенчиво выбирает семью Журденов, тонко и подло играя на страсти Журдена, и еще и одновременно не уважая и обманывая его. Так, он иронично подхватывает мещанина при встрече, одновременно подсмеиваясь над ним перед маркизой.
Это было очень необычно — так высмеивать аристократов, ибо смеяться можно было только над представителями низших общественных слоев: крестьянами, лакеями, теми же мещанами. Ведь в те времена в произведениях классицизма аристократы были обычно идеализированы, героизированы, а здесь их выставили в комедии, да еще и далекими от идеала!
А умный зритель мог взглянуть еще дальше: если простые мещане (господин и госпожа Журдены, Люсиль, Клеонт) и даже их слуги (Ковьель и Николь) гораздо симпатичнее благородных лицемеров Доранта и Доримена, то, собственно, какое право имеют такие «доранти» и «доримени» править нацией, страной? Лишь потом, что в отличие от мещанина Журдена, им повезло родиться дворянами?
До Великой французской революции (1789), которая написала на своих знаменах лозунги свободы, равенства, братства (в том числе и равенства всех людей от рождения) и наконец, устранила аристократов от власти, оставалось почти сто двадцать лет, но ее ключевую проблему Мольер нарушил уже в XVII века.