Главная и самая постоянная черта гоголевского стиля — его словесная выразительность. Он писал, имея в виду не столько акустический эффект, оказываемый на ухо слушателя, сколько чувственный эффект, оказываемый на голосовой аппарат чтеца. От этого его проза так густа и насыщена.
Она состоит из двух элементов, романтически контрастирующих и романтически крайних — высокой поэтической риторики и гротескового фарса. Гоголь никогда не писал просто — он всегда либо ритмизует, либо столь же тщательно имитирует. И интонации разговорной речи присутствуют у него не только в диалоге.
Его проза никогда не бывает пустой. Она всегда живет и вибрирует живой речью. И потому переводить ее совершенно безнадежно — она непереводимее всякой другой русской прозы.
Другая важная черта гоголевского гения — необычайная острота и живость его Зрения. То, как он видел внешний мир, с нашим обычным видением совершенно несоизмеримо. Он видел его романтически преображенным, и даже когда видел те же подробности, что и мы, у него они приобретали такие пропорции, что и по размерам, и по смыслу означали совершенно другое. Гоголевские картины природы являются либо романтически-фантастическим преображением (как знаменитое описание Днепра в Страшной мести), либо странным нагромождением наваленных одна на другую подробностей, создающим бессвязный хаос вещей.
Но в чем он абсолютно велик и непревзойден — это в видении человеческих фигур. Люди его — карикатуры, и нарисованы приемами карикатуриста — т. е. наделены преувеличенно подчеркнутыми чертами и сведены к геометрическому рисунку. Но эти карикатуры так убедительны, так правдивы, так неминуемы — это достигается, как правило, легкими, но точными и неожиданно реальными черточками, — что кажется, они правдивее видимого мира.
Я говорил об исключительной оригинальности Гоголя. Это не значит, что в его творчестве нельзя найти следов различных влияний. Главные из них: традиции украинского народного и кукольного театра, с которым были тесно связаны пьесы Гоголя-отца; героическая поэзия украинских дум, или казацких баллад; Илиада в переводе Гнедича; многочисленные комические авторы, от Мольера до водевилистов двадцатых годов; роман нравов, от Лесажа до Нарежного; Стерн — через немецких романтиков; сами немецкие романтики, особенно Тик и Гофман; «неистовая словесность» французского романтизма во главе с Гюго, Жюль Жаненом и их общим учителем Матюрином — длинный и все еще неполный список. Многие элементы гоголевского искусства можно проследить до этих источников.
И они не просто заимствования и реминисценции мотивов; большая часть их имела глубокое влияние на манеру Гоголя и на его технику. Но все это только детали целого, столь оригинального, что этого нельзя было ожидать.
Гений Гоголя почти не развивался. За исключением незначительного и нехарактерного для него Ганца Кюхельгартена, только шесть из восьми повестей Вечеров на хуторе можно выделить как явно ранние и юные. Оставшиеся две, как и все дальнейшее творчество до первой части Мертвых душ включительно — однородная горная порода, зрелый Гоголь.
После этого остались только фрагменты второй части поэмы, где Гоголь, покинутый своим гением, старался развить новую манеру.
- План сочинения: Черты художественного стиля произведений Искандера Черты художественного стиля произведений Ф. Искандера Русская литература характеризуется тем, что в ней, по словам Л. Толстого, «интерес подробностей чувств заменяет интерес самих событий». Ф. Искандер пошел по этому пути дальше и последовательнее, чем многие современные русские писатели. У Искандера «интерес самих событий» до такой степени оттеснен, что само событие, предмет словно исчезают. Творческая манера ... Читать далее...
- Особенности художественного метода и стиля Золя в романах «Тереза Ракен» и «Мадлена Фера» Новые романы не являются неожиданностью в творчестве молодого натуралиста. Подготовленные формированием у него позитивистической эстетики, они имеют некоторые предпосылки и в его ранних произведениях. Творческая линия ведет к ним, минуя «роман-фельетон», от «Исповеди Клода». Замкнутая сфера исследования (в первом романе, правда, преимущественно, психологического), биографическое развитие действия, определяемого не внешними влияниями, а внутренними, «самозарождающимися» импульсами, предваряют ... Читать далее...
- Образ черта в повести Н. В. Гоголя «Страшная месть» Вопрос о традициях, с которыми связана повесть Н. В. Гоголя «Страшная месть», неоднократно поднимался в исследовательской литературе. Однако источники этого произведения искали главным образом в малороссийском фольклоре и в немецком романтизме. Так, В. И. Шенрок пишет, что Н. В. Гоголь использует народные эпические приемы, «настраивая свое повествование на песенный лад во вкусе народных дум и ... Читать далее...
- Главная работа Гоголя — большая книга «Мертвые души» Главная его работа — большая книга «Мертвые души», которую он назвал поэмой. Сюжет был подарен Пушкиным и должен был охватить «всю Русь». Автор воспринимал свою работу как «священное завещание» поэта. Художник был намерен соединить все главные тенденции своего творчества: сатиру и гротеск «Петербургских повестей» и «Ревизора», широту и поэзию «Тараса Бульбы», анекдотический сюжет и эпический ... Читать далее...
- Сочинение на тему: Как Вакуле удалось преодолеть козни черта в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» Как Вакуле удалось преодолеть козни черта Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» входит в цикл произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки». Николай Васильевич Гоголь написал ее под впечатление от святочных гаданий и рождественских чудес в своем родном поселке в Украине. В юношестве писатель переехал в Петербург, где планировал построить новую жизнь и заниматься любимым ... Читать далее...
- Характерные черты художественного мира Н. В. Гоголя изображение «низших», «приземленных» сфер действительности или, по выражению самого писателя, «дрязга жизни»; внимание к быту, в том числе и к этнографическому материалу (в «украинских» повестях), к повседневному укладу представителей разных слоев общества и связанное с этой особенностью введение в повествование подробных художественных описаний; беспощадная критика общественно-нравственных пороков, изобличение «пошлости пошлого человека» (А. Пушкин); раскрытие связей ... Читать далее...
- Какова главная мысль, главная идея «Евгения Онегина»? Этот роман не принадлежит к тем произведениям, в которых автор или сам от себя, или устами кого-нибудь из действующих лиц высказывает свою идею, причем все содержание произведения, все его действие должно подтвердить правильность этой идеи, убедительно ее раскрыть и развернуть во всех подробностях. «Евгений Онегин» не похож и на произведения вроде «Полтавы», «Медного всадника», «Бориса ... Читать далее...
- Черта характера. О хвастливости Осуждение хвастливости — вот проблема, которую поднимает В. Солоухин в тексте. Автор, рассказывая о поведении своего товарища на литературном совете, осуждает в его лице всех хвастунов. В. Солоухин считает, что «.как человек не может сам поднять себя, так не может человек и похвалить себя». По глубокому убеждению публициста, всякая попытка человека хвалить себя роняет его ... Читать далее...
- Определение Система персонажей художественного произведения Система персонажей художественного произведения — соотношение персонажей в композиционной системе произведения. Принято выделять произведения с вершинной системой персонажей, одним главным героем (роман «Робинзон Крузо» Д. Дефо), и произведения с системой персонажей, равноправно участвующих в художественном действии (роман «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского). В произведении выделяют главных, второстепенных и эпизодических персонажей. Кроме того, в массовых сценах выделяются ... Читать далее...
- Сочинение на тему как вакуле удалось преодолеть козни черта Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» начинается с описания проделок черта. В ночь перед Рождеством он крадет с неба луну, и на всей земле становится так темно, что хоть глаз выколи. Черт своими поступками хочет отомстить молодому кузнецу Вакуле за нарисованную им в церкви картину, на которой изображен святой Петр в день Страшного суда. ... Читать далее...
- Античные теории эпистолярного стиля Эпистолярная литература охватывает большое число памятников разных эпох, разных авторов и разного содержания от подлинной переписки частных лиц до посланий, обращенных к широкому читателю. Форма письма, удобная для выражения внутреннего мира человека, охотно использовалась как чистая условность в сочетаниях биографического, этического и дидактического характера, а в поздние времена античности, когда «малые формы» стали особенно популярны, ... Читать далее...
- Гуковский Г. А. ПУШКИН И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ ПУШКИН И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ Идейное построение «Евгения Онегина» основано на сопоставлении, а в первых главах и противопоставлении Онегина и Татьяны, то есть двух типов культуры и морально-психологического склада, обоснованных в свою очередь двумя видами среды, воспитания, культурных и бытовых воздействий и — еще глубже — двумя видами отношения к национально-народному началу в жизни и ... Читать далее...
- Основная черта, отличающая ранние произведения Достоевского Первым произведениям Достоевского нанесен ущерб из-за величия его поздних романов. Мы едва узнаем автора Записок из подполья и Бесов в Бедных людях и в том, что за ними последовало. В них нет почти ничего, что было бы соизмеримо с такими потрясающими созданиями, как Свидригайлов, Кириллов или старый Карамазов. Ради него самого гораздо правильнее будет рассматривать ... Читать далее...
- Стиля и язык поэзии Шиллера Следует особо остановиться на вопросах стиля и языка поэзии Шиллера в классический период. Рассмотренные выше лирические стихотворения и баллады, а также «Дон Карлос» и «Валленштейн», явились произведениями, в которых оформились стилевые особенности, вытекавшие из общих эстетических и художественных позиций Шиллера в веймарские годы. При характеристике теории искусства немецкого классицизма мы указали, что Шиллер выдвигал в ... Читать далее...
- Два стиля Некрасова «народный» и «гражданский» в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Характерна произведенная Некрасовым перестановка: в фольклорном тексте при первом поклоне укатилась волюшка, при втором-поблекло личико, при третьем — подрожали ноженьки невесты; Некрасов переставляет эти моменты (сначала «вздрогнули ноги резвые», потом «поблекло бело личико», и, наконец, «волюшка скатилась с девичьей головы») и тем придает изложению большую силу и логичность. Кроме того, у Некрасова слова «И волюшка» ... Читать далее...
- Основная черта творчества Аксакова Искусство его не аналитично. Даже когда он анализирует себя, как в Детских годах, его анализ объективен. Его не тревожат никакие активные желания, кроме, разве что, желания вновь обрести потерянное время — «Retrouver le temps perdu». Прустовская фраза здесь уместна, потому что чувствительность Аксакова, как ни странно, поразительно напоминает чувствительность французского романиста; разница в том, что ... Читать далее...
- Что составляет своеобразие стиля Б. Пастернака? Какие из этих сборников стихов принадлежат Б. Пастернаку а. «Вечерний альбом» Б. М. Цветаевой б. «Бег времени» А. Ахматовой в. «Поверх барьеров» г. «Четки» д. «Сестра моя жизнь» е. «Подорожник» Что составляет своеобразие стиля Б. Пастернака? а. Символика б. Усложненная метафоричность в. Инверсия г. Синтаксическая усложненность Какие стихи входят в «Тетрадь Юрия Живаго»? б. «Гамлет» ... Читать далее...
- Основные черты поэтического стиля М. Рыльского Итак, перед Тем как перейти к характеристике поэтического стиля Максима Рыльского, учитель обращается к классу с просьбой объяснить, что мы понимаем под индивидуальным стилем писателя. Ученики с предыдущих уроков вынесли немало знаний и наблюдений над индивидуальным стилем поэта. Чтобы охарактеризовать стиль писателя, надо принимать во внимание, с одной стороны, темперамент, мировоззрение писателя, его эстетические вкусы ... Читать далее...
- Сочинение на тему: ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ Человек рожден, чтоб прожить достойную жизнь. В наше время не каждый живет и может жить так, как должен. Наверное, многие задают себе вопрос: «Что значит жить достойно?» Каждый должен сам ответить на него. Я думаю, достойный человек не закрывает глаза, когда кому — то необходима его помощь, и когда он достигает ... Читать далее...
- Особенности стиля повести А. Платонова «Котлован» Свист, грохот, лязг, движение — заглушили Живую человеческую речь, Немыслимыми сделали молитву, Беседу, размышление; превратили Царя вселенной в смазчика колес. М. Волошин. «Пар» Писатель Андрей Платонович Платонов был из рабочих. Участник гражданской войны, потом самозабвенный работник восстановительного периода. Разбирался в механизмах, электростанции строил. Очень любил паровозы. Часто описывал их в рассказах, и выходили они у ... Читать далее...
- О поэтическом стиля Блока на примере поэмы «Анна Снегина» При анализе поэзии Блока важно иметь в виду, что в арсенале изобразительно-выразительных средств, которыми пользуется поэт, особое место занимает метафора: «Метафорическое восприятие мира он сам признает за основное свойство истинного поэта, для которого романтическое преображение мира с помощью метафоры — не произвольная поэтическая игра, а подлинное прозрение в таинственную сущность жизни. Трудность восприятия поэзии Блока ... Читать далее...
- Особенности стиля одного из русских писателей XX века. (М. А. Шолохов. «Тихий Дон».) Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» вошел в историю русской литературы как яркое, значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие — с 1912 по 1922 год. Это не только образец большого временного охвата, но и великолепный стилистический эксперимент, а сложность фабулы требует особых лингвистических ... Читать далее...
- Мелодичность стихотворений А. А. Фета как основная черта его поэзии Поэзия А. А. Фета отличается редкостной мелодичностью, которая характеризует его творчество как основную величину — вроде яркой звезды. Такого рода «звезда» у каждого поэта и писателя должна быть своя, но у Фета она главным образом проявляется в музыкальности как способе жизни поэтического произведения. Поэзия А. А. Фета долгое время трактовалась как результат «чистого» искусства, поскольку ... Читать далее...
- Своеобразность стиля и мотивов поэтических произведений Сергея Жадана Сергей Жадан стал известным современным читателям, прежде всего, как один из основателей литературной корпорации харьковских поэтов «Красная Телега» (1991), к которой принадлежали также Р. Мельников и И. Пилипчук. В своем творчестве поэты приняли за основу неофутуризм, и это определило их литературную концепцию. Небольшой круг единомышленников стал своеобразным восточноукраинским аналогом » Бу-Ба-Бу», еще раз подтвердив, что ... Читать далее...
- «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно» (Ф. М. Достоевский). (По роману Ф. М. Достоевкого «Преступление и наказание» Русская литература 2-й половины XIX века «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно» (Ф. М. Достоевский). (По роману Ф. М. Достоевкого «Преступление и наказание») Это высказывание русского классика как нельзя лучше отражает смысл его психологического романа «Преступление и наказание». Некая черта, которую могут безнаказанно с позиций собственной совести ... Читать далее...
- Народность как определяющая черта содержания и формы поэмы «Реквием» Народность как определяющая черта содержания и формы поэмы «Реквием». Центром постижения души народа в поэзии Ахматовой является поэма «Реквием». Она пронизана предельно личными интонациями и одновременно несет в себе приметы недостижимой прежде всеобщности, осознанной поэтессой как неизбежная и единственно возможная тональность. Ахматова глубоко переживает личную драму — арест сына, мужа — и в то же ... Читать далее...
- Роман «Герой нашего времени» — шедевр русской литературы. Особенности стиля Лермонтова (на примере одной из сцен) Безусловно, «Героя нашего времени» можно отнести к шедеврам русской литературы XIX века. Самой интересной и загадочной личностью, естественно, является главный герой повестей — Печорин. Характерный эпизод романа: «- Скажи мне, однако, как твои дела с нею?.. Он смутился и задумался: ему хотелось похвастаться, солгать, — и было совестно, а вместе с этим было стыдно признаться ... Читать далее...
- Кто не является персонажем комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? Какой эпиграф предпослан комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? а. Береги честь смолоду б. На зеркало неча пенять, коли рожа крива в. И жить торопиться, и чувствовать спешит Кто не является персонажем комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? а. Уховертов б. Чичиков в. Шпекин г. Гибнер д. Земляника Кто из действующих лиц комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ... Читать далее...
- В каких еще произведениях русской литературы выразительные подробности призваны отобразить изменения характера и стиля жизни персонажей? В каких еще произведениях русской литературы выразительные подробности призваны отобразить изменения характера и стиля жизни персонажей? Отвечая на поставленный вопрос, в качестве примеров приведите функции повествовательных деталей в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, И. А. Бунина. Сравните композиционную роль деталей в «Станционном смотрителе» А. С. Пушкина, «Портрете» (наделение предметов самостоятельной ... Читать далее...
- «Разруха не в клозетах, а в головах», — Главная мысль повести М. Булгакова «Собачье сердце» Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» — одно из самых значительных произведений писателя. Эта повесть представляет собой сатиру на современность, в ней трезво проанализированы те искривления и аномалии, которые несло с собой новое общественное устройство. Сама ситуация повести — обретение лабораторным существом общественных прав — выражает главную проблему этого общественного устройства. Выправленное по требованию домкома «удостоверение ... Читать далее...
- Главная идея комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Служить бы рад, прислуживаться тошно. А. Грибоедов Александр Сергеевич Грибоедов был одним из талантливейших и умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование. Знал несколько восточных языков. По свидетельствам современников, был весьма незаурядным политиком и дипломатом. Грибоедов прожил всего 34 года. Он погиб, растерзанный фанатиками. Его смерть, по-моему, имеет некоторое символическое значение: так мир тьмы ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Есть в близости людей заветная черта Любовь и влюбленность — два эти чувства люди нередко путают, выдавая желаемое за действительное. Именно это случилось и с Анной Ахматовой, которая уже через несколько лет супружества поняла, что испытывает к Николаю Гумилеву теплые дружеские чувства, но никак не любовь. О своих внутренних переживаниях поэтесса не может и не хочет делиться даже с супругом, так ... Читать далее...
- Милосердие — черта русского характера План 1. Красота души. 2. Милосердие — норма жизни: А) милосердие — традиционная черта россиян; Б) «Уроки французского» — уроки доброты и человечности. 3. Проблема милосердия и XXI век. Самое великое, самое божественное в человеке — милосердие и прощение. А. Дюма Милосердие, приветливость, доброта всегда украшают человека. Некоторые люди, независимо от возраста, никогда не утрачивают ... Читать далее...
- Главная тема романа «Обломов» < p>Основная тема книги русского классика Ивана Гончарова «Обломов» — это лень. Лень, праздность и застой. Туда все больше и больше погружается герой романа, помещик Илья Ильич. < p>Обломов живет в Петербурге и ничего не делает целыми днями, он только мечтает жить снова в своем родном имении, Обломовке. Увы, дальше построения справедливых концепций и рисования ... Читать далее...
- Главная тема в реалистичной типизации Главным же в реалистичной типизации всегда остается гармоничное соединение абстрактного, общего с конкретным, индивидуальным. О обоих этих необходимых элементах типичного образа подходяще писал В. Короленко. Сторона «общая» заключается для писателя в том, чтобы «хорошо знать, так сказать, непосредственно ту категорию явлений, которую желаете описать, чтобы черты ее сложились в типичный образ…». Сторона же «индивидуальная» — ... Читать далее...
- Особенности стиля Г. Р. Державин. Стихотворение «Памятник» Особенности стиля «Забавный русский слог» — новая стилистическая манера, введенная Державиным в русскую литературу. Два центральных таких произведения — «Фелица» и «Бог», в которых подчеркнуты поэтическая искренность, отсутствие позы и аффектации — «сердечная простота», а также гражданская смелость и правдолюбие. Державин не забыл прибавить, что истину царям он говорил «с ... Читать далее...
- Главная тема творчества Василя Быкова Школьное сочинение по повести Василя Быкова «Сотников». Василь Быков в своем творчестве в основном освещал военные темы, но в его произведениях мало батальных сцен, описаний эффектных исторических событий, зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. Поэтому я решил написать сочинение о защитнике Родины на примере повести Васи-ля Быкова «Сотников». ... Читать далее...
- Характеристика Хлестакова. Ревизор Гоголя По оценке самого Гоголя, Иван Александрович Хлестаков — центральный персонаж комедии. Он направляется из Петербурга, где служит переписчиком бумаг, в Саратовскую губернию, в деревню отца, недовольного карьерными успехами сына. По дороге, в Пензе, он проигрался, теперь не имеет денег на дорогу, голодает. Волей случая он просит денег у местных чиновников, они, приняв его за ревизора, ... Читать далее...
- Художественные особенности творчества Гоголя Гоголь начал свою творческую деятельность как романтик. Однако он обратился к критическому реализму, открыл в нем новую главу. Как художник-реалист, Гоголь развивался под благородным влиянием Пушкина, но не был простым подражателем родоначальника новой русской литературы. Своеобразие Гоголя было в том, что он первым дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России и «маленького человека», жителя петербургских углов. ... Читать далее...
- Какова главная идея «Записок охотника» И. С. Тургенева? Главная мысль «Записок охотника» И. С. Тургенева — моральное превосходство закрепощенного крестьянства над помещиками. Какова функция природы в «Записках охотника» И. С. Тургенева? Природа в «Записках охотника» И. С. Тургенева выступает в нескольких функциях: поэтизация России, изображение красоты ее; отражение психологического состояния человека; подготовка читателя к восприятию событий и героев, создание атмосферы рассказа. В чем ... Читать далее...
Главная черта художественного стиля Гоголя