Старые и новые в консервативных и модернистских литературных концепций
Влияние Готфрида Бенна способствовало возникновению консервативных и модернистских литературных концепций. Наряду с этим существовала поэзия, для которой главным принципом оставался гуманизм – правда, принципом без практических социальных связей.
Во второй половине 30-х годов развилась самобытная социально-критическая поэзия, которая исходила прежде всего из утопических представлений об обществе. Поэтому она решительно выступала против ограничения поэтических высказываний исключительно личными проблемами.
Представляемая
Бенн прокламировал уход поэта из историко-общественного мира. Такое двойное существование жизни и духа оправдывало любую социальную несостоятельность
Высокая художественная завершенность этих стихов придает им одурманивающую прелесть. Петер Рюмкорф охарактеризовал их как “Ла Палому интеллектуального полсвета” 26. Бенн умер в 1956 году.
В переписке с Бенном некоторые поэты, начавшие писать в 50-е годы, сформулировали свою программу. К их числу принадлежит и Ганс Эгон Хольтхузен (род. в 1913 г.), который в сборнике своих эссе “Неприкаянный человек” (1951) от имени “прошедшего года” и “христианского образа мысли” констатировал “заброшенность” человека.
В подобных же выражениях, как и в опубликованной им антологии “Обуянное бытие” (1953), предстает перед читателем мешанина из экзистенциалистских идей, консервативных представлений о порядке и воинствующего антикоммунизма. Похожую позицию занимали Хайнц Пионтек (род. в 1925 г.) и Эрнст Кройдер (1903-1972), в чьих стихотворениях лирический герой уходит из реального мира в некие экзотические дали.
Наряду с этим получали признание концепции модернизма, чьим теоретиком выступал прежде всего Вальтер Хеллерер (род. в 1922 г.), поэт, критик, эссеист, а с 1962 года – руководитель “Литературного коллоквиума” в Западном Берлине. С 1954 года он вместе с Гансом Бендером (род. в 1919 г.) издавал журнал “Акценте”.
Здесь видна связь традиций модернистской литературы, начиная с немецкого экспрессионизма и кончая французским сюрреализмом, причем эти литературные течения рассматриваются как чисто литературное бунтарство, не связанное с историческими процессами.
Согласно модернистским концепциям, методически организованная “редукция” действительности имеет более важное значение, чем тема и предмет изображения. Речь идет не столько о передаче опыта, сколько о “восхищении словесным монтажом”. Из-за этого утрачивается смысл стихотворения, доминирует его форма, что зачастую мешает читателю понять его содержание.
Издатель и “поэтолог”, В. Хеллерер опубликовал также антологию “Транзит. Книга стихов середины века” (1954), “Теорию современной поэзии (1964) и, кроме того, стихотворный сборник “Другой гость” (1952).