Новая действительность, новые герои
Литература Германии все чаще брала материал и темы из тех сфер, где шло социалистическое строительство или происходила острая классовая борьба. Здесь можно было с наибольшей наглядностью выявить главные политические процессы современности.
Чувство коллективизма, созидательный порыв, трудовой энтузиазм изображались в качестве черт передового человека, достойных подражания.
Характерными для этих тенденций в литературе были, например, такие репортажи 1950 года, как “Пятьдесят дней” Вилли Бределя, “Борьба за мир” Стефана
Эмансипация личности, рост творческих сил трудового народа в ходе социалистического строительства в значительной мере определяли сюжеты первых романов и рассказов на современные темы. Они повествовали “О трудном начале”, как назывался рассказ Эдуарда Клаудиуса (1911-1976), в котором он опробовал материал для своего написанного впоследствии романа “О тех, кто с нами” (1951). Этот роман положил начало широкому охвату современной темы в литературе Германии.
Инициатива Ганса Эре, героя романа “О тех, кто с нами”, сыграла важную роль
Находясь в эмиграции, Клаудиус написал роман “Зеленые оливы и голые горы” (1945), который стал одним из наиболее значительных художественных произведений, посвященных антифашистской борьбе в Испании. Роман “О любви нужно не только говорить” (1957) был полемически направлен против некоторых далеких от жизни книг, выходивших на первоначальном этапе развития литературы Германии.
Творческие проблемы в освоении темы освобожденного рабочего класса, нового отношения к труду, социальных перемен в жизни страны обнаруживались в первую очередь в книгах, которые относят к жанру “производственного романа”.
Эти романы стремились не столько к художественной цельности, сколько использовали – как, например, романы Марии Лангнер (1901-1967) “Сталь” (1952), Карла Мундштока “Светлые ночи” (1952), Ганса Лорбера (1901- 1973) “Семерка – хорошее число” (1953) или Ганса Мархвицы “Чугун”
Повествование о строительстве крупного промышленного предприятия лишь в качестве сюжетного обрамления для человеческих судеб, отражавших классовые конфликты, а также для постановки важных политических, экономических или производственных проблем.
Роман и очерк не сливались в единое целое; утверждающий или обличающий пафос подменял глубокое проникновение в суть проблем, в психологию и характеры героев. Такой подход, сочетавшийся с упрощенными теоретическими представлениями о возможности прямого социального и политического воздействия литературы на сознание читателей, приводил к утрате художественной глубины в ряде произведений. Однако публикация романа Ганса Марх-вицы “Кумиаки и их дети”, рассказов Анны Зегерс и ее романа “Решение” в конце 50-х годов ознаменовала собою новый творческий подъем в освоении темы социалистического строительства.
В книгах, посвященных преобразованиям в деревне, речь также шла о глубинных процессах, быстро изменявших как исторические традиции, так и жизненные привычки. Однако по мере развития социалистического общества в целом данный материал стал постепенно утрачивать некоторые из своих прежних специфических особенностей. Большое влияние на литературу Германии имел роман Отто Готше “Глубокие борозды”.
Определенный социологический схематизм присутствует в третьей книге цикла романов (“Маленькая голова”, 1952; “От пшеницы отделяются плевелы”, 1952; “Этот мир должен стать нашим”, 1953; “Нетерпеливые”, 1960) Вернера Райновского (род. в 1908 году). Однако многим писателям удалось создать достоверные образы деревенской жизни, примером чего могут служить романы Ирмы Хардер (род. в 1915 году) “В доме на Визенвег” (1956) и “Облака над Визенвег” (1960). Бенно Фельк-нер, опубликовавший в 1952 году роман о мекленбургской деревне, какой она была после первой мировой войны, – “Они становятся светлее”, выпустил затем романы “Люди из Карвенбруха” (1955) и “Крестьяне из Кар-венбруха”, в которых он, как и Куба в своем киносценарии “Дворцы и хижины”
(1957), дал своеобразную хронику деревенской жизни, причем в отличие от многих “производственных романов” в этих произведениях преобладает интерес к индивидуальности персонажей и к изображению исторических процессов через их преломление в человеческих судьбах.
В начале 60-х годов Бернгарду Зеегеру удалось найти оригинальное художественное решение для деревенской темы, о чем свидетельствует его роман “Осенний дым” (1961).
Роман рассказывает историю жиз
Ни двух людей, дружба которых вновь
И вновь подвергается испытаниям. “Не
Бросать друг друга на ничейной зем
Ле” – этот ведущий мотив, опреде
Ляющий отношения между двумя ге
Роями, отражает противоречивые пути
Становления личности. Этот мотив
Тесно связан с изображением со-
циальных преобразований в деревне.
Бернгард Зеегер был верен избранной теме и в других произведениях, что подтвердили его радиопьесы и сборник рассказов “Там, где кружится ястреб” (1957).
Однако, начиная с середины 50-х годов, писатели реже обращаются к современной теме. Причиной тому было и обострение классовой борьбы, особенно в 1953 и 1956 годах, и некоторая неуверенность у ряда писателей относительно продолжения традиций реалистической литературы.
Благодаря инициативам Первой Биттерфельдской конференции в конце 50-х – начале 60-х годов наблюдается подъем интереса к современной теме, а параллельно ему развивается движение “пишущих рабочих”. Участие многих писателей в работе производственных и сельскохозяйственных коллективов приблизило их произведения к реальности. Непосредственные жизненные впечатления диктовали писателям выбор манеры повествования, выбор конфликтов и персонажей.
Темой многих книг стало социалистическое воспитание молодежи.
Наиболее характерными произведениями этой темы можно считать повесть Бригитты Райман (1933-1973) “Вступление в будни” (1961), названием которой стали обозначать целое направление – “литературу вступления”, книгу Пауля Шмидта-Эльгера (род. в 1915 году) “Началось лето” (1960), Карла Хайнца Якобса “Описание одного лета” (1961), “В семнадцать лет ты еще не герой” (1962) Вернера Шмолля (род. в 1926 году).