Новые люди у Тургенева, Чернышевского, Горького
Русским писателям всегда было свойственно желание осмыслить Новые явления в жизни страны, умение видеть их гораздо раньше других людей. Новый человек понимался и Тургеневым, и Чернышевским, и Горьким как реформатор, пытающийся изменить, исправить мир.
Тургенев показал такой тип людей эпохи 60-х годов XIX века. Это нигилист Евгений Базаров, герой романа ” Отцы и дети“. Суть его мировоззрения в отрицании и разрушении.
Им отрицаются понятия этической и эстетической сфер жизни, одухотворенное восприятие природы, поэзии, музыки, живописи,
Подсознательно ему приходится отказаться от нигилизма. Тургенев не показывает ни одного из настоящих последователей Базарова. Новизна образа Евгения Базарова
Его Новые люди возникли из прошлого (“из грязи реальной”) и пытаются очиститься от отрицательных качеств. Таковы Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Писателем вводится категория “особенного” человека. Это ригорист Рахметов.
Как и Базаров, он сам воспитал себя. Он образован, честен, силен физически, волевой, немного эксцентричен. Новые люди Чернышевского – созидающие люди, не чуждые сострадания.
Они стремятся уже сейчас помогать другим, сделав это своей жизненной целью (теория “разумного эгоизма”). Даже стоя-
Щий остро “женский вопрос” решается в мастерских Веры Павловны.
Чернышевский в своем романе пытался подсказать решение некоторых социальных проблем. Это получилось довольно наивно, а временами напоминает фантазии гоголевского Манилова (четвертый сон Веры Павловны).
Роман (бессмертное произведение) Горького “Мать” отражает этап проникновения марксистского учения в стихийное рабочее движение. Главным процессом Горький считает воскрешение человеческой души. Путь в Новые люди, по его мнению, лежит через сострадание и любовь (мать, Андрей, Находка), через разум (Павел Власов).
И если второй путь во многом прагматичен и чем-то напоминает базаровские декларации, то в основе первого лежит духовность. С образами новых людей у Горького связана концепция мук ради человечества. Писатель идет по пути синтеза идей Тургенева и Чернышевского: разрушение, созидание, гуманизм.
Меняются времена, меняется и отношение к “новым людям”. Если Базаров одинок, то ” Новые люди ” Чернышевского показаны в перспективе перехода в иное качество в будущем. У Горького контингент таких людей становится массовым.
В восприятии современного читателя Базаров более привлекателен как человек, а не нигилист. Энтузиазм героев Чернышевского не совсем понятен, а субъективно обрисованные Горьким революционеры – святые. Они явно не совпадают со своими реальными прототипами.