Новые люди (по роману “Что делать?”)
Николай Гаврилович Чернышевский родился в семье священника, однако еще в юности он освободился от религиозных представлений, став передовым мыслителем своего времени. Чернышевский был социалистом-утопистом. Он выработал стройную систему социального освобождения России.
За революционную деятельность, публицистические статьи, работу в журнале “Современник” Чернышевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В таких необычных условиях в 1862 году и был написан роман “Что делать?”.
Роман опубликовал Некрасов
Нам трудно это представить, но роман переписывался от руки, распространялся в списках. Сила власти его над умами молодых современников не знала границ. Один из профессоров Петербургского университета писал: “За шестнадцать лет моего пребывания в университете мне не приходилось встретить студента, который бы не прочел знаменитого сочинения
Роман “Что делать?” написан в расчете на молодого читателя, на того, кто стоит перед проблемой выбора пути. Все содержание книги должно было указать вступающему в жизнь человеку, как строить свое будущее. Чернышевский создает роман, который называли “учебником жизни”. Научить действовать правильно и по совести должны были герои произведения.
Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна не случайно названы самим писателем “новыми людьми”, а о Рахметове автор говорит, как об “особенном человеке”. Вспомним Чацкого, Онегина, Печорина… Они романтики, мечтатели – люди, не имеющие цели. Все эти герои не идеальны.
В них есть черты, которые нам трудно принять. Герои Чернышевского редко сомневаются, они твердо знают, чего хотят в жизни. Они трудятся, им не знакомы праздность и скука. Они ни от кого не зависят, потому что живут своим трудом.
Лопухов и Кирсанов заняты медициной. Вера Павловна открывает свою мастерскую. Это особенная мастерская. В ней все равны.
Вера Павловна – хозяйка мастерской, но все доходы распределяются среди работающих в ней девушек.
“Новые люди” не замыкаются только в рамках своего дела. У них много других интересов. Они любят театр, много читают, путешествуют.
Это всесторонне развитые личности.
По-новому они решают и свои семейные проблемы. Ситуация, которая сложилась в семье Лопуховых, весьма традиционна. Вера Павловна полюбила Кирсанова. Анна Каренина, полюбив Вронского, попадает в безысходную ситуацию.
Татьяна Ларина, продолжая любить Онегина, решает свою судьбу однозначно: “…я другому отдана; я буду век ему верна”. Герои Чернышевского разрешают этот конфликт по-новому. Лопухов “сходит со сцены”, освобождая Веру Павловну.
При этом он не считает, что приносит себя в жертву, т. к. действует он согласно теории “разумного эгоизма”, популярной в среде “новых людей”. Лопухов доставляет себе радость тем, что делает добро близким людям. В новой семье Кирсановых царят взаимопонимание и уважение. Вспомним несчастную Катерину, героиню Островского.
Кабаниха заставляет сноху следовать правилу: “жена да убоится мужа своего”. Вера Павловна не только никого не боится, для нее возможен самостоятельный выбор жизненного пути. Она эмансипированная женщина, свободная от условностей и предрассудков.
Ей предоставлено равноправие в трудовой и семейной жизни.
Новая семья в романе противопоставлена среде “пошлых людей”, в которой росла и из которой ушла героиня. Здесь царят подозрительность и стяжательство. Мать Веры Павловны – семейный деспот.
Близок к “новым людям” и Рахметов. Это человек, готовящий себя к решительной борьбе, к революции. В нем сочетаются черты народного богатыря и высокообразованного человека.
Он жертвует всем во имя своей цели.
Эти люди мечтают о том, чтобы на Земле наступила общая радость и благоденствие. Да, они утописты, в жизни не всегда так просто следовать предложенным идеалам. Но мне кажется, что человек всегда мечтал и будет мечтать о прекрасном обществе, где будут жить только хорошие, добрые и честные люди.
За это готовы были отдать жизни Рахметов, Лопухов и Кирсанов.