«Спать хочется», анализ рассказа Чехова
«Правдив до иллюзии» — такой анализ мучительному тупику, в котором оказалась тринадцатилетняя девочка-служанка Варька, дал Лев Толстой. В краткой форме рассказа Чехов сумел показать всю психологическую драму Варьки. По первому впечатлению кроткой и услужливой, но доведенной непреодолимым желанием спать до отчаяния и впоследствии до преступления.
Известно, что этот рассказ был написан Антоном Павловичем за полдня. А, между тем, здесь продемонстрированы: высочайшее мастерство передачи душевного состояния героини, скульптурная
Читатель воспринимает сюжет произведения на высоком эмоциональном уровне. Он зримо представляет, как Варьке снятся «темные облака…», а потом «вороны и сороки», которые «кричат как ребенок», «галоши хозяина» растут у нее в руках и затягивают ее голову и колыбель с младенцем. Хозяйка без конца дает девочке новые поручения.
Измученная бессонницей, Варька находит спасение даже в этой беготне, потому что «когда бежишь, меньше спать хочется».
Кульминация рассказа последовательно
Они с матерью отправились «наниматься». А у прислуги разве жизнь? Сутками напролет одно и то же.
Варька, покачай ребенка! Варька, вымой пол! Варька, поставь самовар!
Чехов — отличный знаток детской души, поскольку и сам не был избалован жизнью в том «счастливом» возрасте. Ему понятно ужасное состояние героини, в которое она попала. Поэтому писатель не может строго судить Варьку за ее ужасный поступок.
Он лишь с сожалением констатирует факт преступления, заканчивает рассказ там, где дальнейшая ужасная судьба девочки, по сути, только начинается. Что ее ждет? Если не мгновенная месть хозяев, то карающая рука Закона.
Скорее всего — и то, и другое.
Варька задушила ребенка, улыбаясь. Это явное свидетельство, что на какое-то мгновение разум измученной девочки помутился, не выдержал испытания непосильным трудом и бессонницей. После изнурительной работы сутками, ее организм хочет только одного — выспаться любой ценой.
Мешает этому желанию без конца орущий ребенок, которого пришлось заставить замолчать.
Написанный в 1988 году, рассказ вошел в сборник «Хмурые люди». Еще при жизни Чехова «Спать хочется» перевели на сербохорватский, румынский, немецкий, финский, чешский и болгарский языки.
- Анализ рассказа Чехова Спать хочется Как известно, Антон Павлович Чехов множество своих произведений опубликовывал под псевдонимом. Знаменитый рассказ «Спать хочется» был напечатан в 1888 году с подписью Чехонте. Писалась книга всего лишь полдня, ибо на писателя нашло вдохновение, благодаря которому удалось создать нечто невообразимое. В центре рассказа находится тринадцатилетняя девочка Варька, задача которой состоит в круглосуточной уборке по дому, заботой […]...
- «Спать хочется» Чехова в кратком содержании Ночь. Нянька Варька, девочка лет 13, качает колыбель и чуть слышно поет колыбельную. Ребенок плачет и не засыпает, Варьке хочется спать, но если она заснет, хозяева прибьют ее. Ей снится, как по дороге идут люди, а затем падают и засыпают. После она видит ее покойного отца. У него разыгралась грыжа, и он ворочается на полу […]...
- Спать хочется краткое содержание Чехов А. П. Спать хочется Ночь. Нянька Варька, девочка лет 13, качает колыбель и чуть слышно поет колыбельную. Ребенок плачет и не засыпает, Варьке хочется спать, но если она заснет, хозяева прибьют ее. Ей снится, как по дороге идут люди, а затем падают и засыпают. После она видит ее покойного отца. У него разыгралась грыжа, […]...
- «Анна на шее», анализ рассказа Чехова Впервые рассказ А. Чехова «Анна на шее» был издан в октябре 1895 г. в «Русских ведомостях». При подготовке рассказа к изданию А. Маркса Чехов разделил его на 2 главы, внес много поправок и исправлений, придав сатирические черты образам Модеста Алексеевича и «его сиятельства» и углубив характеристику Анны. Жанр произведения — лирико-драматический рассказ в традициях критического […]...
- «Злоумышленник», анализ рассказа Чехова Рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник» был опубликован впервые в июле 1885 года в «Петербургской газете». Он продолжает линию чеховских миниатюр, которые вызывают у читателей «смех сквозь слезы». Анализ данного произведения раскрывает бездну крестьянско-господских отношений в России на тот момент времени. Сюжетная линия рассказа Перед судом в рассказе предстает мужик по имени Денис Григорьев — босой, […]...
- «Душечка», анализ рассказа Чехова Рассказ «Душечка», написанный в 1899 г., относится к последнему периоду творчества А. П. Чехова. Особенностью рассказа является многозначность образа главной героини, дающая возможность разностороннего понимания и толкования этого произведения. Именно поэтому один из лучших чеховских рассказов, история «жизни в любви», вызывал и продолжает вызывать сегодня противоречивые мнения и оценки. Тематика произведения Основная тема произведения — […]...
- «Дома», анализ рассказа Чехова История создания Рассказ «Дома» был написан 1887 г. и напечатан в журнале «Новое время». Произведение вызвало восхищение критиков, Толстой отнес его к рассказам «1-го сорта». Литературное направление, жанр «Дома» — реалистический психологический рассказ, обнаруживающий понимание Чеховым человеческой души вообще и души ребенка в частности. Проблематика Самая важная проблема рассказа — проблема воспитания. Прокурор Быковский не […]...
- «Гриша», анализ рассказа Чехова История создания Рассказ «Гриша» был напечатан в журнале «Осколки» №14 в 1886 г. Тема рассказа подсказана Билибиным, который предложил Чехову изобразить психологию маленького ребенка 2-4 лет. Прототипом Гриши стал приемный сын издателя Лейкина Федя. Литературное направление, жанр «Гриша» — реалистический рассказ, раскрывающий психологию ребенка. Проблематика Самая важная — проблема бережного отношения к детству. Она была […]...
- «Мальчики», анализ рассказа Чехова Один из лучших рассказов молодого Чехова «Мальчики», написанный им 1887 году, впервые был опубликован в «Петербургской газете». Тематика и проблематика рассказа Произведение, написанное в жанре рассказа, посвящено большому влиянию книг на поступки детей. Основной темой является желание мальчиков совершить путешествие в далекую страну. Гимназисты-второклассники, начитавшись романов об индейцах, решили убежать в Америку. Чехов не осуждает […]...
- «Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение Рассказ Антона Павловича Чехова «Крыжовник» впервые был опубликован в журнале «Русская мысль» в 1898 году. Вместе с Рассказом «О любви» он продолжил «маленькую трилогию». Основой произведения стала история об одном петербургском чиновнике, поведанная автору по разным версиям известным юристом Анатолием Кони или Львом Николаевичем Толстым. Этот чиновник долгое время мечтал о расшитом золотом мундире, и […]...
- «Каштанка», анализ рассказа Чехова Антон Павлович Чехов (1860 — 1904) специально для детей рассказы не сочинял. В своем письме к издателю Г. И. Россолимо он как-то признался, что вообще не любит детскую литературу. Тем не менее, его «Детвора», «Беглец», «Гриша», «Ванька», «Каштанка» вошли в сокровищницу рассказов для детей. Их с удовольствием читает и делает для себя выводы не одно […]...
- «После театра», анализ рассказа Чехова История создания Рассказ «После театра» был напечатан в «Петербургской газете» 7 апреля 1892 г. и имел заголовок «Радость». Рассказ первоначально мог входить в состав ненаписанного романа, над которым Чехов работал в конце 80-х. Роман задумывался как отдельные рассказы, связанные между собой действующими лицами и идеей, раскрывающей роль искусства в жизни человека. Литературное направление, жанр «После […]...
- «Попрыгунья», анализ рассказа Чехова Рассказ «Попрыгунья» был написан Чеховым в 1892 году. Главная героиня — Ольга Ивановна выходит замуж за Осипа Степановича Дымова. На самой свадьбе Ольга Ивановна ведет себя немножко странно: она как будто оправдывается за свой выбор мужа перед гостями. Дело в том, что она выходит замуж за (как ей кажется) человека серого, ничем не примечательного. Осип […]...
- Анализ рассказа Чехова Попрыгунья В 1892 году Антон Павлович Чехов написал свой удивительный рассказ. Сюжет произведения выстроен таким образом, что в его начале ничего не предвещало трагического конца. Его главная героиня, Ольга Ивановна, стала женой молодого и способного врача Дымова. Она постоянно окружена местными знаменитостями. Все эти гениальные личности волочились за ней, добивались ее внимания, пытались учить каждый своему […]...
- «Ариадна», анализ рассказа Чехова История создания Рассказ «Ариадна» был напечатан в журнале «Русская мысль» №12 в 1895 г. Прототипами Ариадны были сразу несколько женщин, которыми Чехов увлекался в разное время: Ариадна Черец, дочь таганрогского инспектора, Лидия Мизинова, актриса Лидия Яворская. Литературное направление, жанр «Ариадна» — реалистический психологический рассказ о роли и природе женщин. Проблематика Одна из проблем — неразделенная […]...
- «Студент», анализ рассказа Чехова Главный герой данного произведения — 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым. Он не хочет возвращаться домой, а вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное. Иван думает, что и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и […]...
- «Налим», анализ рассказа Чехова Рассказ «Налим» был написан в 1885 году, когда Чехов достиг расцвета как беллетрист, автор коротких зарисовок и юмористических рассказов. С самых первых строк повествование вызывает улыбку у читателя. Вступление очень лиричное: описание летней природы, знойного утра, «на небе перистые облака, похожие на рассыпанный снег…» И резко контрастирующая с ним завязка со словами «барахтается», «мужик», «поросшим […]...
- «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова Рассказ «Толстый и тонкий» (1883) относится к раннему периоду творчества А. П. Чехова. Рассказ очень мал по объему, так как написан необыкновенно емко и концентрированно. Признанный мастер, Чехов умел «коротко говорить о длинных вещах». При этом авторская позиция в рассказе намеренно не акцентирована — читатель сам может сделать выводы на основании прочитанного. Жанр произведения — […]...
- «Альбом», анализ рассказа Чехова История создания Рассказ «Альбом» был написан в апреле 1884 г. 24-летним Чеховым и напечатан 5 мая 1884 г. в №18 журнала «Осколки» под псевдонимом А. Чехонте. Для собрания сочинений Чехов сократил текст, превратив рассказ в двухстраничную миниатюру. Литературное направление, жанр «Альбом» — миниатюрный реалистический юмористический рассказ. Проблематика В крошечном рассказе поднимаются общечеловеческие проблемы. На первом […]...
- «В аптеке», анализ рассказа Чехова История создания Рассказ «В аптеке» был напечатан в отделе «Летучие заметки» в «Петербургской газете» за 6 июля 1885 г. У рассказа был подзаголовок «Сценка». Издан под псевдонимом А. Чехонте. Чехов не включил миниатюру в полное собрание сочинений, а только в первое издание сборника «Пестрые рассказы» (1886). Литературное направление, жанр «В аптеке» — газетная зарисовка, «летучая […]...
- «О любви», анализ рассказа Чехова Рассказ А. П. Чехова был написан в 1898 году, является важной и завершающей частью «Маленькой трилогии». Опубликован в журнале «Русская мысль». Жанр рассказа предполагает кратковременность изображаемых событий и малое число действующих лиц. Антон Павлович Чехов не зря выбрал данный способ изложения сложных перипетий жизни своих героев и описания их душевного состояния. Ведь особенностями рассказа являются […]...
- «Горе», анализ рассказа Чехова История создания Рассказ «Горе» был напечатан в «Петербургской газете» 25 ноября 1885 г. с подзаголовком: (Зимняя картинка). Л. Толстой отнес «Горе» к лучшим рассказам Чехова. Литературное направление, жанр «Горе» — реалистический психологический рассказ. Проблематика В рассказе Чехов сокрушается над основной бедой русского человека — пьянством. Токарь Григорий Петров всю жизнь прожил «безмятежно, ровно, в пьяном […]...
- «Хирургия», анализ рассказа Чехова Чехов А. П. в своем коротком юмористическом рассказе «Хирургия» отточил текст настолько, что каждое слово в нем имело вес единственно возможного. В своих записях писатель отмечал, что «искусство писать — это искусство сокращать». Рассказ написан В стиле реализма о маленьком эпизоде из жизни. Название рассказа очень простое и не совсем соответствует содержанию рассказа. Намеком на […]...
- «Белолобый», анализ рассказа Чехова История создания Рассказ «Белолобый» был напечатан в журнале «Детское чтение» №11 в 1895 г. Замысел сюжета возник примерно за год до написания, во время работы над повестью «Три года». Это единственный рассказ, написанный специально для детей и напечатанный в детском журнале. Брат Чехова вспоминал, что в Мелехове у Чехова были черные дворовые собаки и среди […]...
- «Счастье», анализ рассказа Чехова Этот рассказ А. П. Чехова по жанровой стилистике принято относить к Бытовым притчам. Такая форма передачи главного часто используется в библейских писаниях. А символы сакрального проходят красной нитью через весь рассказ. Например, профессия главных героев — пастух, а образ пастуха тесно связан с религией, это исконный библейский персонаж. Или тот факт, что якобы Ефим Жменя […]...
- Анализ рассказа «Толстый и тонкий» А. П. Чехова Рассказ Чехова «Толстый и тонкий» начинается с описания встречи двух друзей на железнодорожном вокзале. Свое внимание автор уделяет комплексности мужчин, одного который находился на вокзале, он называет «толстым», а другого который вышил семьей из вагона, называет «тонким». Данным образом автор подчеркивает социальный статус старых знакомых. В обществе сформировалось мнение, что высокие чиновники и богатые люди […]...
- «Святая простота», анализ рассказа Чехова История создания Рассказ «Святая простота» был напечатан в «Петербургской газете» за 9 декабря 1885 г., в отделе «Летучие заметки». Он подписан псевдонимом «А. Чехонте» и не был включен Чеховым в полное собрание сочинений. Эпизод с адвокатом, оплатившим стоимость целого спектакля, правдив. Известный адвокат Плевако, оказавшийся в провинциальном городе, уплатил сумму полного сбора и смотрел спектакль […]...
- Анализ рассказа Чехова Невеста Антон Павлович Чехов творил на протяжении двух веков, в его произведениях отражены все волнующие человека проблемы, от которых никуда не деться, но справляться с ними обязательно требуется. Писатель не всегда дает ответы на то, как поступать в той или иной ситуации, но он показывает случаи, от которых стоит отталкиваться, чтобы размышлять, делать выводы и набирать […]...
- «Шуточка», анализ рассказа Чехова При анализе рассказа «Шуточка» обращает на себя внимание то, что повествование ведется в двух временах. Настоящий момент (подчеркивается употреблением глаголов в настоящем времени) к концу рассказа становится далеким прошлым, о котором вспоминает рассказчик. Он является главным действующим лицом, а весь сюжет строится вокруг его отношений с барышней Наденькой. Его чувства к ней несерьезны, это просто […]...
- «Скрипка Ротшильда», анализ рассказа Чехова, сочинение Рассказ А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда» был завершен автором в 1894 году и относится к позднему творчеству писателя. Многие исследователи монографий проводят параллель с рассказами Л. Н. Толстого: «Смерть Ивана Ильича» и «Хозяин и работник». Такие факты важны, чтобы понять влияние одного творчества на другое. Рассказ начинается с Экспозиции, где автор знакомит с действующими лицами, […]...
- Анализ рассказа А. П. Чехова «Лошадиная фамилия», план В 80-е годы XIX века, когда создается рассказ «Лошадиная фамилия» в произведениях А. П. Чехова безраздельно царствует веселый и жизнерадостный смех. Отчасти это объясняется обстоятельствами: начало 80-х годов не столь благоприятно для развития язвительной сатиры. В стране ужесточается цензура, как результат правительственной реакции. Наиболее удачным является легкий и веселый смех над мелкими казусами бытовой повседневной […]...
- «Пересолил», анализ рассказа Чехова Написанный в 1885 году (и тогда же опубликованный в журнале «Осколки») рассказ «Пересолил» относится к ранним юмористическим рассказам А. Чехова и содержит характерные для них черты: анекдотическую краткость и неожиданные повороты сюжета, точность характеристик героев, яркость «фоновых» деталей. Единственная Сюжетная линия проста: землемер Смирнов нанимает местного мужика Клима, чтобы доехать от станции до нужной ему […]...
- Сопоставление героев рассказа А. П. Чехова «Крыжовник» и повести Н. В. Гоголя «Шинель». (Сравнительный анализ) Сопоставляя рассказ А. П. Чехова «Крыжовник» и повесть Н. В. Гоголя «Шинель», мы видим аналогичность поведения таких героев, как Николая Иваныча и генерала. Оба мужчины долго шли к своей цели, и как только достигли ее, возомнили, что являются важными персонами. В действительности же ранг обоих героев был не слишком значителен. Различие просматривается в объектах мечт: […]...
- Анализ рассказа А. П. Чехова «Тоска» Рассказы А. П. Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой «малой» формы. Рассказы Чехова таят в […]...
- Анализ рассказа Чехова После театра Сколько бы произведений Чехова не открыл человек, из каждого он вынесет важную мысль, которая, возможно, перевернет жизнь на сто восемьдесят градусов. Антон Павлович затрагивал множество проблем, в том числе и влияние искусства на человека. В его рассказе «После театра», что было написано в 1892 году и опубликовано в «Петербургской газете», явно отражена подобная проблема. Открывая […]...
- «Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова Рассказ «Дама с собачкой» был создан Чеховым в 1898 году под впечатлением жизни в Ялте. Тема, изложенная в произведении проста и многим читателям знакома — курортный роман и его последствия. Но задумкой Чехова не было изобразить пресловутый курортный роман. Цель произведения лежит гораздо глубже. Автор желает показать читателю (и особенно читателю того времени), как безысходность […]...
- Анализ рассказа Чехова Мальчики Написанный в 1887 году, опубликованный в «Петербургской газете», рассказ А. П. Чехова «Мальчики», является продолжением знаменитого цикла рождественских рассказов. Как и многие произведения того периода он был издан под псевдонимом Антоша Чехонте. Автор рассказывает о двух мальчиках — одноклассниках, приехавших из гимназии на каникулы. Чехов так характеризует главных героев. Сын хозяев — Володя Королев, пухлый, […]...
- Анализ рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» Жанр произведения — юмористический рассказ. Однако ранние рассказы Чехова нельзя назвать только юмористическими, они прочно стоят в ряду лучших сатирических произведений русской классической литературы. Рассказ посвящен теме обличения чинопочитания и подхалимства. Героев в нем немного — полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин, генеральский повар Прохор и, конечно же, виновник скандала — маленький […]...
- Анализ рассказа А. П. Чехова «Хамелеон», план Жанр произведения — юмористический рассказ. Однако ранние рассказы Чехова нельзя назвать только юмористическими, они прочно стоят в ряду лучших сатирических произведений русской классической литературы. Рассказ посвящен теме обличения чинопочитания и подхалимства. Героев в нем немного — полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин, генеральский повар Прохор и, конечно же, виновник скандала — маленький […]...
- Анализ рассказа А. П. Чехова «Размазня» Рассказ А. П. Чехова «Размазня» был написан в 1888 году — в тот период, когда писатель начинал переходить от «мелкой» работы в жанре юморески в «область серьеза». Данный рассказ, на мой взгляд, наглядное тому подтверждение. Действительно, незначительный, казалось бы, эпизод из жизни хозяина и гувернантки его детей превращается под пером Чехова в клубок важных нравственных […]...