“Гриша”, анализ рассказа Чехова



История создания

Рассказ “Гриша” был напечатан в журнале “Осколки” №14 в 1886 г. Тема рассказа подсказана Билибиным, который предложил Чехову изобразить психологию маленького ребенка 2-4 лет. Прототипом Гриши стал приемный сын издателя Лейкина Федя.

Литературное направление, жанр

“Гриша” – реалистический рассказ, раскрывающий психологию ребенка.

Проблематика

Самая важная – проблема бережного отношения к детству. Она была актуальна весь 19 век. К детству относились не как к особому периоду в жизни человека, а как к подготовке к настоящей, взрослой жизни.

Ребенок считался неполноценным, неразумным существом. Чехов, наблюдающий за детьми, в том числе и за Федей Лейкиным, показывает, что в мире взрослых и детей разные ценности и страхи, потому что у них разные точки зрения.

Сопутствующая первой проблема, связанная с тем, что в ребенке не видят личности, – плохое к нему отношение. Ни мама, ни няня не решают потребностей Гриши. Ему жарко, он хочет пить и есть, но взрослые не замечают этого.

Куда уж им заметить его внутренний мир.

Герои
рассказа

Главный герой – маленький Гриша, чей возраст указан очень точно: “Родившийся два года и восемь месяцев тому назад”. Так подчеркнут младенческий возраст ребенка, который впервые знакомится с “большим” миром улицы.

Гриша настолько мал, что плохо выражает свои мысли. Он произносит короткие предложения, часто из одного слова. Поэтому мальчик говорит “не столько языком, сколько лицом и руками”.

Все события рассказа читатель видит глазами Гриши, а значит, и о других героях узнает через призму Гришиного восприятия. Самое близкое существо – нянька, которая делит с Гришей комнату и спит в другом углу на сундуке. Следующие по важности существа – мама и кошка. Гриша уже умеет сопоставлять предметы и явления: “Мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста”.

Предназначение няни и мамы – кормить Гришу и ухаживать за ним. Предназначение папы Грише непонятно.

Все женщины для мальчика делятся на мам, теть и нянь (очевидно, в зависимости от того, выглядят они как дамы или как простые женщины). Мужчин Гриша различает. Он пугается солдат, радуется человеку со светлыми пуговицами (такая форма была у городовых и пожарных).

Но все-таки определенное мнение о взрослых читатель может составить самостоятельно. Нянька равнодушна к Грише и плохо выполняет свои обязанности: ведет его в гости к кухарке, оставляет в теплой одежде в душной кухне, дает ему выпить и становится причиной его болезни. Мама невнимательна к жизни своего сына.

Она лечит жар касторкой.

Сюжет и композиция

Маленький рассказ повествует о событиях одного дня в жизни малыша. Этот день необычный: ребенок впервые оказывается на улице, а потом в чужом доме. Он переполнен эмоциями, распираем “впечатлениями новой, только что изведанной жизни”.

Композиция рассказа кольцевая. Сначала читатель видит Гришу извне, глазами взрослого. Во время прогулки мир передается через восприятие ребенка.

Вечером точка зрения меняется на первоначальную. Но Гришина личность сквозит и через это внешнее описание. Гриша показывает, как блестит солнце, но это может быть понятно только самому Грише.

Только мальчику известны переживания перед сном, которые проносятся у него в мозгу.

Ребенок на улице видит то, что не замечает взрослый человек: кошек и ноги лошади, пуговицы незнакомца. Его пугают предметы и явления, нестрашные для взрослых: шеренга солдат, печка, которая смотрит на мальчика.

За один день малыш знакомится со многими законами человеческого общежития: люди не бегают за кошками, не берут у чужих нянь апельсины, не поднимают с земли блестящих стеклышек, в гостях обнимаются, пьют, едят пироги и поют.

Стилевые особенности

Психология ребенка раскрывается через умелое соединение взгляда на людей, предметы и явления Гриши и взрослого (автора). Автор рассказывает о четырехугольном мире Гриши, а глазами Гриши читатель видит обстановку комнаты. С точки зрения Гриши описаны родители, но о папе и тете написано “по-взрослому” как о в высшей степени загадочных личностях.

Большое значение имеют детали. Это постоянное упоминание о жаре, определенные детали в обстановке дома (красные кресла), предметы, которые замечает мальчик на улице: кошки, лошади, корыто с апельсинами, светлые пуговицы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Гриша”, анализ рассказа Чехова