“После театра”, анализ рассказа Чехова

История создания

Рассказ “После театра” был напечатан в “Петербургской газете” 7 апреля 1892 г. и имел заголовок “Радость”. Рассказ первоначально мог входить в состав ненаписанного романа, над которым Чехов работал в конце 80-х. Роман задумывался как отдельные рассказы, связанные между собой действующими лицами и идеей, раскрывающей роль искусства в жизни человека.

Литературное направление, жанр

“После театра” – реалистический рассказ о влиянии искусства на личность и о невозможности играть в жизни, как в театре.

Проблематика

Важнейшая для Чехова проблема – содержание искусства и его влияние на человека. Шестнадцатилетняя Надя Зеленина, посмотрев с мамой “Евгения Онегина”, хочет написать такое письмо, как Татьяна. Ее, казалось бы, беспричинную радость не могут омрачить даже придуманные горести.

Другая проблема – сердцу не прикажешь. Как ни старается Надя вызвать в своей душе чувства к офицеру Горному или студенту Груздеву, но она никого не любит.

Еще одну проблема – становление человека в юности. Искусство здесь играет роль своеобразного учителя жизни, помогая прочувствовать и проиграть жизненные ситуации, которые еще никогда не случались. Ощущения юной девушки – радость, переполняющая молодую жизнь.

Герои рассказа

Главная героиня – Надя Зеленина, счастливая и любимая семьей 16-летняя девушка. Надя, как все девушки ее возраста, мечтает о чем-то интересном, вся ее сущность ждет и жаждет сильных чувств.

Надя как будто стоит на пороге жизни с ее страстями и горестями. Первое чувство, которое испытывает девушка – радость.

Надя никого еще не любила, но в нее влюблены сразу двое: офицер Горный и студент Груздев.

Горный страстно любит музыку, великолепно играет на рояле. Он объяснился Наде в любви в симфоническом собрании. Горный в воображении Нади подобен печальному романтическому герою.

Груздев жизнерадостный, умный, совсем ребенок, играющий с пуделем Максимом. Он весел и смешлив и в это смысле являет противоположность Горному, как груздь горе.

Сюжет и композиция

В центре композиции рассказа – письмо. Вдохновившись письмом Татьяны, Надя решает написать Горному подобное. Но для этого ей не хватает жизненных событий, она не пережила любовь, страсть Татьяны. Юношескому максимализму Нади нужны противоречия.

Ей интересно “быть нелюбимой и несчастной”. Взаимная любовь, с ее точки зрения, скучна.

Надя воображает Горного романтическим героем, который увлекся неинтересной, ничтожной девушкой. А себя делает романтической героиней, готовой уйти в монастырь или умереть ради счастья возлюбленного. Жалея себя воображаемую, Надя плачет и от слез не может писать.

Но Надя не только не готова жертвовать собой, но и не влюблена. Именно поэтому ей все равно, кому из кавалеров писать письмо.

Однако Надя не романтическая героиня, а обычная веселая девушка. Ее переполняет беспричинная радость, которой она пытается найти оправдание, вспоминая смешную историю. От веселья до слез один шаг, Надя плачет теперь от радости.

Девушка решает, что лучше любить жизнерадостного Груздева, и рвет грустное романтическое письмо.

Но Надя не может сосредоточиться на воображаемой любви. Она думает обо всем на свете, и все радует ее. Девушка предвкушает будущее счастье: “Немного погодя будет еще лучше”.

Таким образом, девушка приобрела важный жизненный опыт: нужно жить своей жизнью. Только собственная жизнь дарит радость, только она настоящая.

Стилевые особенности

Слезы и смех – эмоции, очень подробно описанные Чеховым. Слезы воображаемого горя мешают дописать письмо: “На столе, на полу и на потолке дрожали короткие радуги”. Слезы радости брызгают из глаз на бумагу.

Радость сравнивается с резиновым мячиком и волной, она одухотворена, обещает Наде, что все хорошо и будет еще лучше.

Легкие волосы Нади, которые шевелятся от смеха, как от ветра, и падают на письмо, а также вздрагивающие от смеха плечи создают образ легкости бытия, присущий юной девушке.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“После театра”, анализ рассказа Чехова