Сочинение “Проблема ответственности за свои поступки” (в частности ответственности ученого по повести) “Собачье сердце” М. Булгакова
<
p>Что такое ответственность? Понятие ответственности можно рассматривать со многих сторон. С давних времен философы и ученые размышляли над определением ответственности.
С философской точки зрения ответственность – это понятие, отражающее объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом. Человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениям, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты
<
p>Каждый человек постоянно сталкивается с той или иной мерой ответственности как в частной жизни, так и профессиональной. Многие сферы деятельности человека предполагают особый уровень ответственности – как моральной, так и юридической. Такие профессии как доктор, юрист, спасатель и многие другие характеризуются повышенным уровнем ответственности, так как от правильности принятых этими людьми решений зависит чья-то жизнь и благополучие.
Осознавать высокий уровень ответственности за свои действия должны также люди науки – изобретатели и первопроходцы.
<
p>Практическая реализация научных открытий в начале 20 века начала рассматриваться как важная этическая проблема. Многие писатели посвятили свои произведения вопросу ответственности ученого. М. А. Булгаков также затронул этот вопрос в своем творчестве.
В частности он рассматривает его в своих произведениях “Собачье сердце” и “Роковые яйца”.
<
p>Сюжет повести “Собачье сердце” рассказывает об эксперименте профессора Преображенского, который пересаживает гипофиз человека собаке. Эксперимент дает неожиданный результат. Пес начинает превращаться человека.
Причем и внешне и внутренне он начинает напоминать “донора” гипофиза – вора и пьяницу Клима Чугункина. Со временем подопечный превращается в человекоподобное чудовище, без морали и совести, способное на любую подлость и гадость.
<
p>Одной из главных проблем в повести автор ставит неправильное и непродуманное применений научных открытий. Автор заинтересован не столько в рассмотрении самого “открытия”, сколько в том, как с ним обходятся люди – используют его во вред или во благо.
<
p>Образ Профессора Преображенского – это образ творца, ученого, который мог бы существовать в любую эпоху. Филипп Филиппович в определенном смысле “не от мира сего”. В повести также явно просматриваются евангелические мотивы.
Не случайна и фамилия профессора, указывающая на его роль творца преобразующего мир.
<
p>Профессор раскаивается в своей невольной вине и пытается исправить свою ошибку. Он понимает, что ответственность за поступки Шарикова в конечном счете несет он. Он видит, что его подопечный угрожает не только ему самому, но окружающим.
Таким образом “обратная” операция это не только самозащита, но готовность исправить ошибку и защитить мир от “шариковщины”.
<
p>Понимание личной ответственности за свои поступки должно защищать людей от опасных действий и необдуманных поступков. С другой стороны, многие открытия были совершены людьми именно вследствие них. Наверно, в силах человека попытаться проконтролировать себя в рамках возможного и ставить целью не навредить никому, но нельзя совсем отказаться от риска.
Иначе познание мира станет невозможным.