“Собачье сердце”, анализ повести Булгакова
История создания
Повесть Булгакова “Собачье сердце” была написана в начале 1925 г. Она должна была быть напечатана в альманахе “Недра”, но цензура запретила публикацию. Повесть была закончена в марте, и Булгаков прочитал ее на литературном собрании “Никитских субботников”. Московская публика заинтересовалась произведением.
Оно распространялось в самиздате. Впервые было опубликовано в Лондоне и Франкфурте в 1968 г., в журнале “Знамя” № 6 в 1987 г.
В 20-е гг. были очень популярны медицинские опыты по омоложению человеческого
Он жил на Пречистенке, где и разворачиваются события повести.
Жанровые особенности
Сатирическая повесть “Собачье сердце” соединяет разнообразные жанровые элементы. Сюжет повести напоминает фантастическую приключенческую литературу в традициях Г. Уэллса. Подзаголовок повести “Чудовищная история” свидетельствует о пародийной окраске фантастического сюжета.
Научно-приключенческий жанр – это
Повесть близка к антиутопиям благодаря своей социальной сатире. Это предупреждение о последствиях исторического эксперимента, который необходимо прекратить, вернуть все на круги своя.
Проблематика
Самая важная проблема повести социальная: это осмысление событий революции, давшей возможность править миром шариковым и швондерам. Другая проблема – осознание границ человеческих возможностей. Преображенский, возомнив себя богом (ему буквально поклоняются домашние), идет против природы, превращая собаку в человека. Осознав, что Спинозу “любая баба может родить когда угодно”, Преображенский раскаивается в своем эксперименте, что спасает ему жизнь.
Он понимает ошибочность евгеники – науки по улучшению человеческой породы.
Поднимается проблема опасности вторжения в человеческую природу и социальные процессы.
Сюжет и композиция
Научно-фантастический сюжет описывает, как профессор Филипп Филиппович Преображенский решается на эксперимент по пересадке собаке гипофиза и яичников “полупролетария” Клима Чугункина. В результате этого эксперимента появился чудовищный Полиграф Полиграфович Шариков, воплощение и квинтэссенция победившего класса пролетариата. Существование Шарикова доставило множество проблем домашним Филиппа Филипповича, и, в конце концов, поставило под угрозу нормальную жизнь и свободу профессора.
Тогда Преображенский решился на обратный эксперимент, пересадив Шарикову гипофиз собаки.
Финал у повести открытый: на этот раз Преображенский смог доказать новым пролетарским властям свою непричастность к “убийству” Полиграфа Полиграфовича, но долго ли продлится его уже далеко не спокойная жизнь?
Повесть состоит из 9 частей и эпилога. Первая часть написана от имени пса Шарика, страдающего суровой петербуржской зимой от холода и раны на обваренном боку. Во второй части пес становится наблюдателем всего, что происходит в квартире Преображенского: приема больных в “похабной квартирке”, противостояния профессора новому домоуправлению во главе со Швондером, бесстрашного признания Филиппа Филипповича в том, что он не любит пролетариата.
Для пса Преображенский превращается в подобие божества.
Третья часть повествует об обычной жизни Филиппа Филипповича: завтраке, разговорах о политике и разрухе. Эта часть полифонична, в ней звучат голоса и профессора, и “тяпнутого” (ассистент Борменталь с очки зрения тяпнувшего его Шарика), и самого Шарика, рассуждающего о своем счастливом билете и о Преображенском как о маге-кудеснике из собачьей сказки.
В четвертой части Шарик знакомится с остальными обитателями дома: кухаркой Дарьей и прислугой Зиной с которыми мужчины обращаются очень галантно, а Шарик мысленно называет Зину Зинкой, а с Дарьей Петровной ссорится, она обзывает его беспризорным карманником и грозится кочергой. В середине четвертой части повествование Шарика обрывается, потому что он подвергается операции.
Операция описана подробно, Филипп Филиппович страшен, он называется разбойником, подобен убийце, который режет, вырывает, разрушает. В конце операции он сравнивается с сытым вампиром. Это точка зрения автора, она – продолжение мыслей Шарика.
Пятая, центральная и кульминационная глава представляет собой дневник доктора Борменталя. Он начинается в строго научном стиле, который постепенно переходит в разговорный, с эмоционально окрашенными словами. Заканчивается история болезни выводом Борменталя о том, что “перед нами новый организм, и наблюдать его нужно сначала”.
Следующие главы 6-9 – это история короткой жизни Шарикова. Он познает мир, разрушая его и проживая вероятную судьбу убитого Клима Чугункина. Уже в 7 главе у профессора возникает мысль решиться на новую операцию.
Поведение Шарикова становится невыносимым: хулиганство, пьянство, кража, приставание к женщинам. Последней каплей стал донос Швондера со слов Шарикова на всех обитателей квартиры.
Эпилог, описывающий события через 10 дней после драки Борменталя с Шариковым, показывает Шарикова, почти превратившегося в собаку снова. Следующий эпизод – рассуждения пса Шарика в марте (прошло около 2 месяцев) о том, как ему повезло.
Метафорический подтекст
У профессора говорящая фамилия. Он преображает собаку в “нового человека”. Это случается между 23 декабря и 7 января, между католическим и православным Рождеством.
Получается, что преображение происходит в какой-то временной пустоте между одной и той же датой в разных стилях. Полиграф (многопишущий) – воплощение дьявола, “растиражированный” человек.
Квартира на Пречистенке (от определения Богоматери) из 7 комнат (7 дней творения). Она – воплощение божественного порядка среди окружающего хаоса и разрухи. В окно квартиры из темноты (хаоса) смотрит звезда, наблюдая за чудовищным преображением. Профессор называется божеством и жрецом.
Он священнодействует.
Герои повести
Профессор Преображенский – ученый, величина мирового значения. При этом он успешный врач. Но его заслуги не мешают новой власти пугать профессора уплотнением, прописывать Шарикова и угрожать арестом.
У профессора неподходящее происхождение – его отец кафедральный протоиерей.
Преображенский вспыльчивый, но добрый. Он приютил на кафедре Борменталя, когда тот был полуголодным студентом. Он благородный человек, не собирается бросать коллегу в случае катастрофы.
Доктор Иван Арнольдович Борменталь – сын судебного следователя из Вильно. Он – первый ученик школы Преображенского, любящий своего учителя и преданный ему.
Шарик представляется как вполне разумное, рассуждающее существо. Он даже острит: “Ошейник – все равно, что портфель”. Но Шарик – то самое существо, в сознании которого появляется безумная мысль подняться “из грязи в князи”: “Я барский пес, интеллигентное существо”.
Впрочем, он почти не грешит против истины. В отличие от Шарикова, он благодарен Преображенскому. А профессор твердой рукой оперирует, безжалостно убивает Шарика, а убив, жалеет: “Жаль пса, ласковый был, но хитрый”.
У Шарикова ничего не остается от Шарика, кроме ненависти к кошкам, любви к кухне. Его портрет описан подробно сначала Борменталем в дневнике: это человек маленького роста с маленькой головой. Впоследствии читатель узнает, что внешность у героя несимпатичная, волосы жесткие, лоб низкий, лицо небритое.
Пиджак и полосатые штаны у него рваные и грязные, ядовито-небесный галстух и лаковые штиблеты с белыми гетрами довершают костюм. Шариков одет в соответствии с собственными понятиями о шике. Как и Клим Чугункин, чей гипофиз был ему пересажен, Шариков профессионально играет на балалайке.
От Клима же досталась ему любовь к водке.
Имя и отчество Шариков выбирает согласно календарю, фамилию принимает “наследственную”.
Основная черта характера Шарикова – наглость и неблагодарность. Он ведет себя, как дикарь, а о нормальном поведении говорит: “Мучаете сами себя, как при царском режиме”.
Шариков получает “пролетарское воспитание” от Швондера. Борменталь называет Шарикова человеком с собачьим сердцем, но Преображенский поправляет его: у Шарикова как раз человеческое сердце, но самого плохого из возможных человека.
Шариков даже делает карьеру в собственном понимании: поступает на должность заведующего подотделом очистки г. Москвы от бродячих животных и собирается расписаться с машинисткой.
Стилистические особенности
Повесть полна афоризмов, высказанных разными героями: “Не читайте до обеда советских газет”, “Разруха не в клозетах, а в головах”, “Никого драть нельзя! На человека или животное можно действовать только внушением” (Преображенский), “Не в калошах счастье”, “Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция, бред этих злосчастных демократов…” (Шарик), “Документ – самая важная вещь на свете” (Швондер), “Я не господин, господа все в Париже” (Шариков).
Для профессора Преображенского существуют определенные символы нормальной жизни, сами по себе эту жизнь не обеспечивающие, но о ней свидетельствующие: калошная стойка в парадном, ковры на лестнице, паровое отопление, электричество.
Общество 20-х гг. характеризуется в повести с помощью иронии, пародии, гротеска.