Сочинение на тему: Нравственные уроки повести М. Булгакова “Собачье сердце”

Нравственные уроки повести М. Булгакова “Собачье сердце”

Сюжет повести “Собачье сердце” основан на принципах научной фантастики. В то же время это одно из тех произведений, которые осмеливались быть “настоящими” и затрагивать происходящие события. М. А. Булгаков написал его как отклик на культурно-социальную ситуацию в советской России 1920-х годов. Автор затрагивает не только вопросы революции, судьбу интеллигенции на ее фоне и развитие новой власти, но также проблему нравственности.

Вопросы добра и зла, преступления и наказания, ответственность за свои деяние и судьбы людей всегда волновали русских писателей.

В повести “Собачье сердце” сопоставляются разные социальные слои и рассматривается их взаимодействие. С одной стороны, это интеллигенция в лице Профессора Преображенского, которого доктор Борменталь, без преувеличения называет светилом современной медицины. А с другой стороны – это “новое общество” в лице председателя домкома Швондера и пройдохи Шарикова, которого сам профессор и породил в ходе ошибочного эксперимента.

Этот эксперимент оказался важным и опасным одновременно. Превратив бродячего Пса в человека с придатками бывшего уголовника, профессор не догадывался, чем это может обернуться.

Со временем новое существо не только научилось говорить, но и влилось в класс пролетариев. Товарищ Швондер, как духовный наставник Шарикова, советует ему читать Энгельса, прописаться и требовать часть квартиры у профессора. Когда Филипп Филлипович осознает свое фиаско, он начинает размышлять о том, как исправить эту чудовищную ошибку. Вскоре Полиграф Полиграфович Шариков, бывший бродячий пес Шарик, стал воровать личные вещи профессора, устраивать пьяные дебошы, разбивать стекла соседям, волочиться за кухарками, даже устроился на работу в подотдел по отчистке Москвы от бродячих животных и собирался жениться.

Много проблем и неудобств он принес своему создателю, а профессор, казалось бы, все терпел. Последней каплей стал приход людей в милицейской форме с доносом от Шарикова, Швондера и Пеструхина. Тогда Преображенский решился на еще одну операцию по превращению Шарикова обратно в пса.

До последнего профессор видит недопустимость насильственного решения этой проблемы. Только, осознав, что такие индивиды, как Шариков социально опасны и выступают реальной угрозой для культуры, он решается исправить свою ошибку. Он считает, что “разруха не в клозетах, а в головах” и если допустить к власти субъектов из низших слоев, то последует “разруха”.

По его мнению, нельзя получать власть прежде культуры и образования, иначе будут чудовищные последствия. Ведь таких как Шариков в обществе немало. Они лишь имеют человеческий облик, но сердце у них собачье.

А для того, чтобы быть человеком, недостаточно ходить на двух ногах и уметь говорить слова, нужно иметь и моральные убеждения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сочинение на тему: Нравственные уроки повести М. Булгакова “Собачье сердце”