Система образов “ДОКТОР ЖИВАГО”
Система образов. В соответствии с идейно-тематическим содержанием строится система образов романа, в центре которой оказывается главный герой – Юрий Андреевич Живаго. Часто его называют alter ego автора, сравнивают с лирическим героем стихотворений. С другой стороны, в нем видят продолжение того типа героя русской литературы XIX века, которого принято называть “лишним человеком”;.
Обе эти позиции имеют свои обоснования. Сам Пастернак, по воспоминаниям его близкой знакомой Ольги Ивинской, говорил, что в образе Юрия Андреевича
Это типичный интеллигент, человек умный, образованный, наделенный чуткой душой и творческим даром. Оказавшись в водовороте исторических событий, он как будто “стоит над схваткой”;, не может полностью примкнуть ни к какому стану – ни к белым, ни
Он находит зашитые в одежде тексты 90 Псалма и у убитого партизана, и у воевавшего против партизан гимназиста. Они стреляли друг в друга, но взывали к помощи и защите у единого Спасителя. Позже Живаго обнаруживает, что сохранять свою обособленность, отделенность от “стадности”; становится все труднее. “Что же мешает мне служить, лечить и писать?”; – думает он и приходит к поразительному выводу: “…не лишения и скитания, не неустойчивость и частые перемены, а господствующий в наши дни дух трескучей фразы”;.
Порой кажется, что он действительно “лишний”;, безвольный человек, не сумевший найти свое место в новой жизни, в отличие от друзей юности Дудорова и Гордона. Все, что он делает, подчеркнуто буднично, прозаично, а его колебания, сомнения, нерешительность порой раздражают. Но это лишь внешний срез, за которым просматривается то, что и делает Живаго героем романа: в условиях всеобщей обезличенности он остается личностью, среди крайней жестокости, которую несет за собой революция и гражданская война, он сохраняет доброту и человечность. Он способен и сочувствовать народным бедам, и осознавать неизбежность происходящего.
В общей историко-философской концепции Пастернака именно такой человек способен постигать суть событий, а будучи творческой личностью, может выразить ее в своих стихах, помогая разобраться в окружающем мире другим. Сам он при этом становится жертвой времени – недаром он умирает в 1929 году, который называют годом “великого перелома”;. Однажды А. Блок сказал, что Пушкина “убило отсутствие воздуха”;, и Пастернак буквально реализует эту метафору.
В той атмосфере полной несвободы, торжества посредственности, разрыва культурных и духовных связей личность, подобная Юрию Живаго, не может жить. Но и многие годы спустя его друзья помнят о нем. Склонившись над потрепанной тетрадью стихов Живаго, они вдруг ощущают “счастливое умиление и спокойствие”;, “свободу души”;, которая так и не наступила даже после Великой Отечественной войны, хотя все ее ожидали, но которую пронес через свою жизнь давно умерший Юрий Живаго и сумел передать в своих стихах. Эти финальные строки – утверждение незаурядности героя романа, плодотворности его существования и неистребимости и бессмертия великой культуры, вечных истин и нравственных ценностей, которые составляли основу его личности.
Антиподом Живаго в романе является Антипов-Стрельников. Он воплощение типа “железных борцов”; революции. С одной стороны, ему присуща огромная сила воли, активность, готовность к самопожертвованию во имя великой идеи, аскетизм, чистота помыслов. С другой стороны, для него характерна неоправданная жестокость, прямолинейность, способность диктовать всем то, что воспринимается им как “революционная необходимость”;, и силой “загонять”; в новую жизнь даже тех, кто вовсе не стремится в нее вписаться.
Судьба его оказывается трагична. Павел Антипов, превратившись из робкого, романтического молодого человека, влюбленного в Лару и исповедующего гуманистические идеи свободы, равенства и братства, в жестокого борца, карателя Стрельникова, оказывается жертвой ложной, мертвящей революционной идеи, противоречащей, по мнению автора, естественному ходу истории и самой жизни. Хорошо понимающая внутреннюю мотивацию поступков своего мужа Лара отмечает: “С каким-то юношеским, ложно направленным самолюбием он разобиделся на что-то такое в жизни, на что не обижаются. Он стал дуться на ход событий, на историю. …
Он ведь по сей день сводит с ней счеты. … Он идет к верной гибели из-за этой глупой амбиции”;. В результате Антипов во имя борьбы за революцию отказывается от жены и дочери, от всего, что в его представлении мешает “делу жизни”;. Он даже берет другое имя – Стрельников – и становится воплощением жестокой силы революции.
Но оказывается, что на самом деле он безволен и бессилен в своем стремлении управлять ходом истории. “Переделка жизни! – восклицает Юрий Живаго. – Так могут рассуждать люди, … ни разу не узнавшие жизни, не почувствовавшие ее духа, ее души. …А материалом, веществом, жизнь никогда не бывает. Она… сама вечно переделывает и претворяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий”;. В итоге Антипов-Стрельников приходит к полной безысходности и кончает жизнь самоубийством.
Так автор показывает, что фанатичное служение революции может привести только к смерти и по сути своей противостоит жизни. Воплощением жизни, любви, России выступает в романе Лара – возлюбленная Живаго. Она между двумя героями-антиподами – Живаго и Антиповым-Стрельниковым. О прототипе Лары Пастернак писал в письме Р. Швейцер в 1958 году, отмечая, что Ольга Всеволодовна Ивинская “и есть Лара моего произведения”;, “олицетворение жизнерадостности и самопожертвования”;.
В интервью английскому журналисту 1959 года писатель утверждал: “В моей молодости не было одной, единственной Лары… Но Лара моей старости вписана в мое сердце ее (Ивинской) кровью и ее тюрьмой”;. Как и в судьбе автора, так и в судьбе героя существуют две любимые, необходимые ему, определяющие его жизнь женщины. Его жена Тоня – это олицетворение незыблемых основ: дома, семьи.
Лара – это воплощение стихии любви, жизни, творчества. Этот образ продолжает традицию лучших героинь русской классической литературы (Татьяна Ларина, Наташа Ростова, Ольга Ильинская, “тургеневские девушки”; и т. д.). Но судьба ее также оказывается неразрывно связана с судьбой России.
Д. С. Лихачев утверждает, что в романе Лара – символ России и самой жизни. В то же время – это вполне конкретный образ, со своей судьбой, которая составляет одну из основных сюжетных линий. Показательно, что она – сестра милосердия, которая помогает раненым во время первой мировой войны.
В ней органично сочетается стихийное, природное начало и тонкое чувство культуры, ей посвящены лучшие стихи Живаго. Любовь ее к Юрию Андреевичу выстрадана и обретена через тяжкие испытания грехом, унизительной связью с Комаровским, влиятельным адвокатом, воплощающим полную беспринципность, цинизм, грязь и пошлость буржуазного общества. Лара идет без любви на брак с Антиповым, чтобы освободиться от Комаровского.
С Юрием ее изначально связывает любовь, которая и есть воплощение радости жизни, ее олицетворение. Их соединяет чувство свободы, являющееся залогом бессмертия. Хотя их любовь с точки зрения общепринятых норм запретна (Живаго женат на Тоне, а Лара замужем за Антиповым, хотя отношения с Живаго развиваются в тот момент, когда Лара считает мужа погибшим), она для героев оказывается освящена всем мирозданием. Вот, например, как Лара у гроба Живаго говорит об их любви: “Они любили друг друга не из неизбежности, не “опаленные страстью”;, как это ложно изображают.
Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья”;. В финале случайно попавшая на похороны Юрия Живаго Лара оплакивает его, но эта сцена потрясает не только глубиной чувства, выражаемого в народно-поэтических традициях, но и тем, что героиня обращается к умершему как к живому (“Вот и снова мы вместе, Юрочка. … Какой ужас, подумай! …
Подумай!”;). Оказывается, что любовь это и есть жизнь, она сильнее смерти, важнее “перестройки земного шара”;, которая в сравнении с “загадкой жизни, загадкой смерти”;, человеческим гением всего лишь “мелкие мировые дрязги”;. Так еще раз в финале подчеркивается главный идейнообразный стержень романа: противопоставление живого и мертвого и утверждение победы жизни над смертью. Художественные особенности и жанрово-композиционное своеобразие романа с момента его первой публикации и до сего времени являются предметом жарких дискуссий и споров.
После публикации романа в 1988 г. в “Новом мире”; на страницах “Литературной газеты”; развернулась оживленная полемика, одним из ключевых вопросов которой стало определение жанровой природы этого произведения. Утверждалось, что в данном случае “определить жанр – значит найти ключ к роману, его законы”;. Было высказано несколько точек зрения, которые продолжают обсуждаться и в настоящее время: “это не роман, а род автобиографии”;, “роман – лирическое стихотворение”; (Д.
С. Лихачев); “роман-житие”; (Г. Гачев); “не только поэтический и политический, но и философский роман”; (А. Гулыга); “символический роман (в широком, пастернаковском смысле)”;, “роман-миф”; (С.
Пискунова, В. Пискунов); “модернистское, остросубъективное произведение”;, лишь внешне сохраняющее “структуру традиционного реалистического романа”; (Вяч. Воздвиженский); “поэтический романа”;, “метафорическая автобиография”; (А. Вознесенский); “роман-симфония”;, “роман-проповедь”;, “роман-притча”; (Р.
Гуль). Композиционная структура произведения также служит предметом оживленных дискуссий. Многие критики считают роман слишком “сделанным”;, схематичным, конструктивные узлы явно выпирающими.
Другие, не отрицая этого, видят в подобном построении особый художественный прием, позволяющий автору донести главную идею романа о сопряженности всего сущего в мире не только через слова, образы, описания и диалоги, но и с помощью самой композиции произведения. Такой прием часто используется в поэзии, особенно модернистской поэзии XX века, и чем-то сродни музыкальным формам. Это касается и сквозных образно-тематических мотивов (указанный выше образ метели, вьюги, мотив памяти и др.), сюжетно-образных параллелей природного и человеческого мира, истории и вечности и т. д. Так в сцене на поле сражения первой мировой войны сталкиваются пять действующих лиц: “Скончавшийся изуродованный был рядовой запаса Гимазетдин, кричавший в лесу офицер – его сын, подпоручик Галиуллин, сестра была Лара, Гордон и Живаго – свидетели, все они были вместе, все были рядом, и одни не узнали друг друга, другие не знали никогда, и одно осталось навсегда неустановленным, другое стало ждать обнаружения до следующего случая, до новой встречи”;. “Ждут обнаружения”; и непреднамеренные, но оказавшиеся судьбоносными встречи главных героев в Москве.
Именно в той комнате, в которой горящая свеча так поразила Юрия, сам того не зная, он поселяется в последние дни своей жизни, и туда случайно заходит Лара, обнаруживая гроб с телом своего возлюбленного, которого давно уже потеряла на жизненных перепутьях. В эпилоге романа – последний композиционный узел: летом 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны встречаются Гордон и Дудоров, вспоминающие Юрия Живаго, и случайно обнаруживают бельевщицу Таню Безочередеву, воспитанную в детдоме, которая оказывается дочкой покойного Юрия Андреевича и которую случайно разыскал чуть раньше его брат генерал-майор Живаго. Критик Н. Иванова утверждает, что композиция романа, построенного по музыкально-симфоническому принципу, основана на стрежневом лейтмотиве железной дороги, который разветвляется на множество отдельных мотивов, линий, подтем. Так вблизи железной дороги завязывается первый “узел”;: эпизод самоубийства отца Юрия, вокруг которого группируются сразу несколько персонажей, в большей или меньшей степени участвующие в последующем действии (Комаровский, Миша Гордон, будущий революционер Тиверзин; издали видят остановившийся поезд, не зная еще о страшном событии, его вызвавшем, сам Юра Живаго, его дядя Николай Николаевич Веденяпин, приехавшие в гости в Дуплянку, где в то время находился и Ника Дудоров).
В бронированном вагоне происходит важнейшая для дальнейшего сюжета встреча Юрия Андреевича и Стрельникова. Около железной дороги находится будка, в которой живет бывшая прислуга Лары Марфа. Именно у нее оказалась дочь Живаго и Лары Таня, которая рассказывает много лет спустя Дудорову и Гордону страшную историю убийства сына Марфы Петеньки.
Показательно, что и смерть Юрия Живаго происходит у рельсов – на трамвайной остановке. Так через метаобраз железной дороги, воплощающей неумолимость времени и мертвящую силу, реализуется основная идейно-композиционная Ось романа: противопоставление живого и мертвого. Подобное построение произведения производит впечатление некоторой театральности, но понятой не прямолинейно, а как воплощение Вселенской драмы бытия. Отсюда и такие художественные особенности романа, как пестрота языковых форм, включающих всю богатейшую палитру: от библейской и философской лексики, литературно-поэтической традиции до разговорных просторечных форм, языка улицы, деревенского говора. “Одна из художественных сил… романа – сила деталей, – указывает Р. Б. Гуль. – На них, на этой образности, на этом русском слове стоит весь роман”;.
Как отмечают другие критики, театральность романа соотносима и с широким использованием в нем развернутых сравнений, метафор, олицетворений. По словам самого Пастернака, метафора – “это естественное следствие недолговечности человека и надолго задуманной огромности его задач, его духа”;. Вот почему излюбленный поэтический прием писателя так органично входит в его роман и позволяет на стилистическом уровне реализовать его главную идею: свести воедино разрозненные полюсы бытия и преодолеть силы разрушения, победить смерть и обрести бессмертие.
Глоссарий:
- образ доктора Живаго женские образы в романе доктор живаго доктор живаго система образов система образов в романе доктор живаго образ стрельникова в романе доктор живаго