Проблематика и поэтика романа “Доктор Живаго” Б. Пастернака

Это проза поэта, насыщенная образам, философскими мотивами. Центральная проблема – судьбы интеллигенции в 20-м веке. Роман написан о человеке, который сумел в условиях революции, 1-ой мировой войны, гражданской войны, а потом в эпоху обезличивания сохранить в себе личность.

Т. е. П. утверждал самоценность человека.

В момент публикации романа наиболее острой казалась проблема авторской трактовки событий революции и войны. Главный герой видит в этом трагедию России. Эпическая структура романа – осложнена лирическим началом (субъективность). Природа одухотворена автором, и наряду с персонажами в движении сюжета участвуют пурга, метель, буря, снегопад.

Пурга меняет жизнь (мотив поэмы “12”).

Одна из тем – любовь (стихия, которая вторгается в жизнь человека). В худ.-фил. концепции романа природа, история, мироздание объединены. Слияние души человека и природы, единство небес, земли и человека, а это конечная цель истории.

Смерть не воспринимается как непроходимая граница между живым и мертвым. С темой бессмертия связана проблема назначения искусства. Искусство размышляет о смерти и непрерывно творит жизнь.

В центре романа – повествование о Юрии Живаго (живой). Его драма – он живет в эпоху, когда жизнь не ценится. Живаго умирает в конце августа 1929 года оттого, что ему нечем дышать.

Тоня, Лара, Павел, Юрий – их судьбы пересекаются, много случайностей, совпадений. Пастернак писал: “Мне посчастливилось высказаться полностью…”

Существенная особенность поэтики романа – стихотворения Ю. Живаго, которые связаны с сюжетом романа. Не все они писались специально для р-на. “Гамлет” соотносится с обликом главного героя – право на внутреннюю свободу от жестокой эпохи. “Август” – драма Лары и Юрия. Несколько автобиографичных – “Осень” и “Свидание” – посвящены Ольге Ивинской.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Проблематика и поэтика романа “Доктор Живаго” Б. Пастернака