Пастернак, Анализ произведения Доктор Живаго, План



Анализ произведения

Как отмечали многие исследователи творчества Пастернака, роман “Доктор Живаго” – одно из самых необъяснимых его про­изведений, да и, пожалуй, из всех произведений XX века. А по­тому к этому произведению нельзя подходить “со сложившимися канонами и стереотипами”. Дело в том, что роман очень своеобра­зен, и авторская воля в нем очень чувствительна, это ощущается и в построении событий, и в поведении героев.

Роман много ругали: за неправильное изображение событий Гражданской войны, за рыхлость композиции,

за то, что сюжетные линии часто рвутся.

Роман был задуман в 20-е годы, а собственно работать над ним Пастернак начал в 40-е годы. Завершение работы над романом относится к 1956 году. А уже в 1957 году Пастернак получает Но­белевскую премию.

Работа над романом была очень напряженной. Даже заглавия менялись часто: “Свеча горела”, “Мальчики и девочки”.

Изображаемое в романе время: от 1903 года до событиями послевоенных лет, а в центре событий – революция и Граждан­ская война. Главный герой романа – доктор Живаго. (Сначала

Пастернак хотел дать своему герою имя Живульт.) К осени трид­цать пятого

года Пастернак вернулся домой и мог возобновить работу над романом, который, судя по уцелевшим листам, сло­женным, как обложка рукописи, мог быть, в частности, назван “Записки Патрикия Живульта”.

В романе с главным персонажем связана тема философии ис­тории. Интерес к истории у Юрия Живаго возникает от его дяди по линии матери Веденятина. Он расстриженный монах, священ­ник, ушедший из церковного мира, чтобы позаботиться о Юрии, который остался сиротой после смерти матери.

Дядя и взял его на воспитание, потому что Юра был очень похож на мать.

Начало романа получает трагическое звучание: “Шли и пели”.

В сюжете произведения интерес к истории проявляется в не­скольких сценах. Например, когда Юрий еще был студентом-медиком, он прочитал своеобразную лекцию у постели умирающей Анны Ивановны, матери Тони. “Сознание – это свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу… Сознание – это зажженные фары впереди идущего паровоза.

Обратите их светом внутрь, и случится катастрофа”.

“Человек в других людях и есть душа человека. Вот что вы есть…” Юрий говорит о том, что если при жизни человек чувство­вал себя в делах других, то он останется в них: “И какая вам разница, что потом это будет называться памятью. Это будете вы, вошедшая в состав будущего”. В этой лекции-монологе прояв­ляется традиция русской литературы: все для других.

Это мотив долга, жертвоприношения.

В романе очень частые выходы на размышления об истории. У него своя философия истории: человек, не думая о конце жиз­ни, занимается тем, что ему дорого, интересно, он укрепляет этим жизнь. В конечном итоге все, что он делает с интересом, с радостью, работает на его бессмертие, на ту память, о которой говорил Юрий.

По словам Веденятина, человек “умирает в разга­ре работ, посвященных бессмертию”. В данном случае речь идет о философии бессмертия. И можно согласиться с тем, что любой человек умирает “не под забором”, а у себя в истории.

В этом плане, в связи с размышлениями дяди, Живаго стано­вится понятна искренность героев романа к событиям истории. Так, Лара Гишар оказывается втянутой в исторические события, по­тому что будет разыскивать своего мужа – Павла Антипова, в Гражданской войне – Стрельников, за свою жестокость в при­нятии решений прозванный Расстрельниковым.

В свою очередь Павел Антипов, как выясняется в самом конце романа, пришел на войну, потому что ему важны не историчес­кие события, а романтика, которая с ними связана. Ему всегда казалось, что Лара связалась с ним не только из-за любви, в ней была жалость к нему как к человеку из других кругов. Он стал учителем математики, преподавал в Юрятине. “Как преподавал, как преподавал, как бог! Все разжует и в рот положит!”

Умная Лара чувствовала, что он оказывается в водовороте этих событий, чтобы быть достойным ее. Одна Лара понимала истин­ные его побуждения. Таким образом, и Лара, и Патуля Антипов прежде всего ценили отношение к ближнему, а уже потом все остальное.

Юрий Андреевич Живаго окончил университет, стал врачом, но мы редко видим его во время его профессиональной деятель­ности. Тем более обращают на себя внимание те сцены, когда его выкрали в партизанский отряд из-за того, что он врач. Отноше­ние его к Гражданской войне, которая на глазах становилась ис­торией, неоднозначно. Он искренне не понимает, зачем нужно убивать.

Есть вечные ценности, рядом с которыми даже Граж­данская война воспринимается как явление преходящее, незна­чительное в истории, потому что Пастернак доверил своему ге­рою интерес к истории, в которой было очень много всяческих потрясений.

Об истории размышляют и подросшие мальчики, а девочки “платят” (Лариса Федоровна, Антонина Громеко, Марина) за то, что оказались втянутыми в водоворот истории. Лариса Федоровна вышла однажды из дома и не вернулась. Об этом мы узнаем в самом конце романа, в эпилоге.

Тоня Громеко, жена Юрия Живаго, оказалась за границей.

Иннокентий Дудоров и Михаил Гордон в эпилоге размышляют об истории в грозовой 1943 год – разгар войны, а потом “через пять или десять лет” размышляют они о России, об истории и о месте человека в ней, вспоминая Блоковские слова: “Мы – дети страшных лет России” (грамотные читатели, на которых рас­считывал Пастернак, знали, что это строки из стихотворения “Рожденные в года глухие”).

Одна из основных тем романа – тема любви. Он пронизан лю­бовью, причем разной: к семье, к детям, друг к другу, к Родине.

В романе нашли отражение личные связи Пастернака. Прото­типом Лары становится О. Ивинская, которая случайно-законо­мерно встретилась Пастернаку.

Лару Юрий встречает тогда, когда они были еще мальчиком и девочкой.

Жизнь Лары потерялась из внимания Юрия, он связывает свою жизнь с другой. Лара выходит замуж за Антипова, которого она любила. Если бы ей сказали, что Патуля жив, и указали, где, она ползком бы проползла, чтобы найти его.

Но так случилось, что, когда она искала Антипова, она встре­тила Юру. Юрию кажется, что только она понимала его. Однако в письме Тони Юрию видно, что она тоже его понимает.

Тоня принимает решение уехать за границу с детьми.

Любовь – это тайна, непонятная иногда даже двоим, лю­бовь – это чувство, которое нельзя ввести в рамки. Лара любила Юру, а он, оставаясь верным Тоне, не представлял себе жизни без Лары, которую встретил уже во взрослой жизни.

Когда Юрий поверил Комаровскому, убедившему его в том, что Ларе, как жене Стрельникова, грозит серьезная опасность, он позволяет увезти Лару. Жизнь его с этого момента становится лишенной смысла. Это очень ярко описано в 14-й части 13-й гла­вы романа.

Сцена разлуки в романе нашла отражение в стихотво­рении Юрия Живаго “Разлука”.

Тема любви к ближнему раскрывается в сценах, когда Живаго находится в партизанском отряде. Один из солдат – Панфил Па­лых – говорит, что многих пустил в расход, боится теперь за исход Гражданской войны. Он все чаще вспоминает одного пар­нишку, убитого им давно.

Это воспоминание до сих пор трево­жит его, преследует. Панфил любит детей, семью, но чтоб они не достались никому в случае поражения, жестоко убивает се­мью сам. По контрасту с ним показан Юрий Живаго, который целился в дерево, а попал в парнишку, которого не знал.

Это был Сережа Ранцевич. Живаго выходил его и не обиделся, когда тот сказал, что не поступится своими идеалами, если они встретят­ся на поле боя.

Тема истории, любви, преходящих и извечных ценностей свое­образно отражается в лирике Живаго, помещенной в конце рома­на. Живаго недаром изображается поэтом, пожалуй, больше, чем врачом. Это своеобразное свидетельство Живаго о своем време­ни, поэтически осмысленное.

В этой лирике перед читателем пред­стает мир, утративший устойчивость. Объяснение этому находит автор как в самой эпохе, так и в специфичности положения ис­кусства и художника в ней.

Лирика Юрия Живаго – это важная часть романа. Если по­вествование в нем вполне традиционно: рассказывается о челове­ческой судьбе в потоке времени, то лирика становится органич­ной частью романа. Автор выстраивает свой роман по законам скорее лирики, чем этики, изображение субъективно, мир пред­стает таким, каким он отражается в сознании главного героя. А он, вопреки утвердившимся в советской литературе нормам и требованиям, остается частным лицом.

Смысл его существования раскрывается не столько в его действиях, сколько в его стихах.

Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

Но продуман распорядок действий И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе –

Жизнь прожить – не поле перейти.

Пастернак писал отнюдь не автобиографический роман, но история духовного развития героя в главном ее содержании вос­производит процесс духовного формирования поэта.

План:

1. Описание детства и юности Живаго. Его жизнь в доме се­мьи Громеко.

2. Происшествие с Амалией Гишар. Первое заочное знаком­ство с Ларисой Гишар и Комаровским.

3. На рождественском празднике Лариса стреляет в Комаров­ского и промахивается. От суда ее спасает он же.

4. Лариса выходит замуж за Павла Антипова. Они уезжают ближе к Уралу.

5. Женятся Юра и Тоня, дочка Громеко.

6. Начинается война. Юрий и Павел уходят на войну. Лариса отправляется на поиски мужа в качестве санитарной сес­тры.

7. Юрий возвращается домой. Встреча с Ларисой. Их роман.

Тоня ждет уже второго ребенка, когда Юрия мобилизуют в армию снова.

8. Два года его скитаний. Побег. Он оказывается в доме Лари­сы.

Болезнь Юрия. Все это время за ним ухаживает Лариса.

9. Письмо от жены сообщает Юрию о том, что Тоня с семьей уезжает за границу.

10. В городе появляется Комаровский. Он предлагает свою по­мощь, но Лара и Юра от нее отказываются. Хитростью Ко­маровский увозит Лару и дочь.

Живаго остается один.

11. Он встречается с Павлом. После ночного разговора с Юри­ем, когда они вспоминают детство, Павел застрелился.

12. Юрий возвращается в Москву, женится на Марине. У них двое детей. Но однажды Живаго уходит от нее, говоря, что должен побыть один.

Вскоре он умирает.

13. На его похороны приходит много народу, в том числе и Лариса.

14. Много лет спустя, во время Великой Отечественной войны, сводный брат Живаго Евграф находит дочь Лары и Юрия – Таню. Он заботится о ней, а кроме того, собирает все сти­хи, что написал за свою жизнь Юрий.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Пастернак, Анализ произведения Доктор Живаго, План