Сочинение по роману Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”



Роман “Доктор Живаго” по жанру является философским, хотя он представляет несомненный интерес и с исторической точки зрения. В нем упоминаются такие важнейшие события русской истории начала XX века, как русско-японская война, Первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война, а также Великая Отечественная война.

Интересно, что Б. Л. Пастернак долго искал название для своего романа. Первоначальными вариантами были названия “Смерти не будет”, “Мальчики и девочки”, “Иннокентий Дудоров”. Путь произведения к читателю

не был прост.

По идеологическим соображениям на родине писателю было от­казано в публикации произведения. В 1957 году стараниями издателя Дж. Фельтринелли роман вышел в свет в Италии, а в 1958-м – автору была присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой его вынудили отказаться.

На родине писателя роман был опубликован лишь в 1988 году, поэтому относится к так называемой возвращенной литературе.

В центре произведения – судьба интеллигенции в рево­люции. Главный герой произведения доктор Юрий Андреевич Живаго – человек творческий, философски осмысливающий окружающую действительность.

Его фамилия не случайно со­храняет старинное окончание, которое словно свидетельствует о присутствии на страницах романа “святаго живаго духа” (“живаго” – старославянский вариант формы родительного падежа прилагательного “живой”.

Символично, что роман на­чинается сценой похорон матери Живаго, а заканчивается описанием похорон главного героя. Перед глазами читателей словно проходит судьба целого поколения. Образ Живаго олицетворяет, таким образом, идею ценности и уникальности человеческой жизни. Юрию Живаго противопоставлен на страницах романа Павел Антипов-Стрельников, человек, пре­данный идее.

Его судьба в произведении складывается траги­чески. Если Живаго рассуждает о насущной значимости всего и каждого, то Стрельников мыслит абстрактными категория­ми. Однако в конечном счете и Стрельников, и Живаго оказы­ваются жертвами революции. Революционные события в ро­мане вообще воспринимаются спокойно только глухонемым попутчиком Живаго.

Трагически складывается в романе судь­ба любимой женщины Ю. Живаго Лары, прототипом которой стала возлюбленная поэта О. Ивинская.

Б. Л. Пастернак использовал в романе интересный компози­ционный ход, расширяющий художественное пространство и усиливающий символическое звучание произведения. Это став­шая его органичной частью стихотворная тетрадь Юрия Живаго.

В романе много символических образов: метель, снегопад, свеча. Если свеча олицетворяет жизнь, то бури и метели свя­заны с темой невзгод и смерти.

В произведении также немало тонких пейзажных зарисо­вок, где Б. Л. Пастернак выступает автором, балансирующим на грани прозы и поэзии.

Важной темой в романе становится судьба Татьяны Жива­го – дочери Юрия и Лары. На ее примере Б. Л. Пастернак по­казывает духовное обнищание людей, выросших в новую эпо­ху. Татьяна лишена глубины духовной жизни, которой обладали ее родители. Этот процесс нравственного и духовно­го оскудения России очень беспокоил Б. Л. Пастернака.

Воз­можно, постановка этой проблемы явилась одной из причин того, что роман вызвал яростные нападки критики.

Автор произведения развенчивает на его страницах тему крови и насилия и возвышает любовь как высочайшую нрав­ственную ценность. Именно в любви открывается человеку красота жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение по роману Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”