“Стихотворения” доктора Живаго в романе Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”

“Стихотворения Юрия Живаго” (1946-1955) включают поэтические произведения, созданные Б. Л. Пастернаком во время работы над романом “Доктор Живаго”, в центре кото­рого творческий человек, попавший в водоворот революци­онной эпохи. По словам В. Т. Шаламова, в романе “голосом автора говорят все герои – люди и лес, и камень, и небо… Главная сила романа в суждениях о времени, которое ждет не дождется честного слова о себе”. Этот голос продолжает звучать и в “Стихотворениях Юрия Живаго”.

Цикл включает в себя 25 произведений,

в той или иной мере развивающих тему самого романа.

Тематическое многообразие. Первым стихотворением “Юрия Живаго” становится “Гамлет” – произведение, отра­жающее духовный мир главного героя. Обращение к Творцу с молитвой об облегчении участи – это не малодушие, т. к. уже в следующем четверостишии мы видим, как герой готов отстаивать свою внутреннюю свободу в жестоком мире лжи и мрака:

Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма.

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет

в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

“Гамлет” (1946)

Тематика многих стихотворений соотносится с развитием сюжета романа. Так, например, стихотворение “Весенняя распутица” связано с эпизодом возвращения Живаго из Юрятина домой:

Земля и небо, лес и поле Ловили этот редкий звук,

Размеренные эти доли Безумья, боли, счастья, мук.

“Весенняя распутица” (1953)

Процесс работы главного героя романа над легендой о Егории Храбром отражается в стихотворении “Сказка” (1953). “Зимняя ночь” (1946) явно перекликается со сценами жизни Живаго и Лары в Варыкино. Внутреннее психологи­ческое состояние отчаяния Юрия после отъезда Лары и Катеньки во многом сближается с переживаниями лирическо­го героя в стихотворении “Разлука” (1953).

Ряд стихотворений имеют автобиографическую основу и “связывают” жизнь героя романа и судьбу самого Б. Л. Пас­тернака. “Объяснение” (1947), “Осень” (1949), “Свидание” (1949) были посвящены О. Ивинской, послужившей наряду с другими женщинами прототипом образа Лары в романе и явившейся “большой привязанностью” поэта, как он писал в августе 1949 г. Трагические нотки звучат в этих стихотворе­ниях, напоминая о прошлых встречах, о трагическом расста­ванье, но именно мир чувств, в который погружается лири­ческий герой, и мир природы, его окружающий, отодвигают временно страхи и тяготы:

Ты – благо гибельного шага,

Когда житье тошней недуга,

А корень красоты – отвага

И это тянет пас друг к другу.

“Осень” (1949)

Тесно переплетается судьба Юрия Живаго с фактами биографии писателя и в стихотворении “Август” (1953). Дра­матический характер отношений Юрия Андреевича и Лары вводит в стихотворение тему смерти (сам поэт был близок к ней, когда в 1952 г. перенес инфаркт):

В лесу казенной землемершею Стояла смерть среди погоста,

Смотря в лицо мое умершее,

Чтоб вырыть яму мне по росту.

“Август” (1953)

Несколько стихотворений цикла (“Рождественская звез­да” (1947), “Зимняя ночь” (1946), “Магдалина” (1949)) вклю­чают в себя традиционные евангельские сюжеты, что позво­ляет автору раскрыть духовно-нравственные черты образа Юрия Живаго. Символом не только стихотворения “Зимняя ночь”, но и всей книги становится образ горящей свечи, не­сущей духовный свет:

Мело, мело по всей земле Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

“Зимняя ночь” (1946)

Хаос окружающего мира не так страшен и трагичен, если есть внутренний стержень, некая константа мирозданья, не­сущая надежду. Не случайно, что завершает цикл – “Гефсиманский сад” (1949). Особым символическим смыслом на­полняются финальные строки:

Но книга жизни подошла к странице,

Которая дороже всех святынь.

Сейчас должно написанное сбыться,

Пускай же сбудется оно. Аминь.

Ты видишь, ход веков подобен притче И может загореться на ходу.

Во имя страшного ее величья Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,

И, как сплавляют по реке плоты,

Ко мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты.

Роман Б. Л. Пастернака написан по законам поэзии, в него органично включается лирическое начало, получающее свое логическое завершение в “Стихотворениях Юрия Жи­ваго”, ставшими поэтической биографией героя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Стихотворения” доктора Живаго в романе Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”