Тема интеллигенции и революции в романе “Доктор Живаго”
Борис Пастернак считал Великую Октябрьскую Революции переломным моментом ХХ столетия. Он воспринимал ее не как борьбу красных и белых, а как беспощадную мясорубку, где кучка людей у власти посылает на смерть сотни людей. Сам автор писал, что в своем произведении хотел отразить образ исторической России, описать и все хорошее и все плохое.
Вместе с тем Пастернак через Живаго писал о своих взглядах на религию, искусство и судьбу человека в истории страны.
Роман “Доктор Живаго” написан от лица того, кто не выбирал чью-то сторону, кто
Символом революции в “Докторе
Живаго говорит о революции так: “свобода по нечаянности, по недоразумению”. Выходит, что к власти пришли люди, которые не готовы были править. Им не хватало образования, ума, опыта, рассудительности и в какой-то мере терпения, чтобы реализовать ту роль, которую они самостоятельно выбрали.
А люди образованные просто морально не смогли собраться, они “отшатнулись от искажений и извращений идеи, а не от самой идеи”. Рабочие просто громили все, особо не раздумывая, а образованная интеллигенция слишком долго думала, когда нужно было просто делать.
В противопоставление Живаго автор вводит Павла Антипова (который затем берет фамилию Стрельников). Стрельников жесток, прямолинеен, желает быть лидером. Он в пылу убеждений готов отказаться от семьи и детей, но в итоге понимает свою ничтожность и кончает жизнь самоубийством.
Пастернак на его примере показывает, как развращает иллюзия власти, которую легко заполучить в тумане революционной смуты.
Две жены Юрия Живаго – символы с одной стороны его взглядом, меняющихся со временем, а с другой стороны они представляют образ России. Антонина была ему и женой и другом, она поддерживала его во всем и главной для нее была семья – Юрий и Тоня были идеальной парой. Антонина – Россия до войны и революций, Россия мирная, где семейные ценности превыше всего. Затем встреча с Ларой, которая была его пылкой первой любовью.
Лара пробуждает в нем страсть, желание – она Россия в пылу революции. И на могиле Живаго Лара говорит с ним, как с живым – символическое торжество любви над смертью, к которому Пастернак не раз возвращается на страницах романа.
С середины романа читатель вместе с доктором приходят к выводу, что не вся интеллигенция оказалась не готова к революции. Высшая культурная каста раскололась на тех, кто ждал революцию и не плохо устроился при новой власти, и тех, кто не нашел себе места. Интеллигенция, представителем которой являлся Живаго, умирала от “отсутствия воздуха”, а интеллигенция доморощенная, заурядная осталась довольна тем, что появилась возможность пройти “в верха” без труда.
В итоге вместе с потомственными, истинными интеллигентами умирала культура огромной империи.