Сочинение-размышление о романе Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”



Час Сына человеческого пробил…
Б. Пастернак

Борис Пастернак начал литературную деятельность как поэт-футурист. Широкую известность получил его сборник “Сестра моя – жизнь”, но вершиной литературного творчества Б. Пастернака стал Роман “Доктор Живаго”. Это произведение, впервые опубликованное за границей, получило мировое признание, доказательство тому – Нобелевская премия, присужденная писателю в 1958 году.

В романе “Доктор Живаго” Б. Пастернак показал Россию первой трети ХХ века (отразил события революции

1905 года, Первой мировой войны, Октябрьской революции, гражданской войны), но было бы неверно говорить лишь о социально-политическом аспекте истолкования произведения. На мой взгляд, “Доктор Живаго” – нравственно-философский роман, в котором писатель поднимает волнующие его проблемы любви (к Родине и к женщине), дома, ответственности, свободы личности, творчества.

Роман (бессмертное произведение) “Доктор Живаго” написан в традициях жития святых: Б. Пастернак стилизует текст Священного Писания (“в лесу обитает Бог, а по полю змеится насмешливая улыбка диавола”), проводит Юрия Андреевича

через испытания, а после их успешного преодоления канонизирует своего героя, причисляет к лику святых “Сыновей Человеческих”.

Перед нами главный герой романа доктор Живаго – любящий муж и отец, талантливый врач-диагност, поэт. Ему свойственно обостренное восприятие происходящих событий, Юрий Андреевич “все преувеличивал от волнения”: лежащая “на хирургической койке с подъемною доскою” Тоня казалась доктору “высившейся среди бухты только что причаленной и разгруженной баркой, совершающей переходы через море смерти к материку жизни”. Воспитанный в традициях христианской морали, любви и сострадания к ближнему, Юрий Андреевич с трудом привыкал к кровавой “ложке взаимоистребления”.

Живаго, изведавший ужасы войны, познавший ценности человеческой жизни, почувствовал необходимость в правде и духовной свободе, ненужность высоких “фраз и пафоса”, поэтому так восторженно принимает он Октябрьскую революцию, восхищенный “…простым приговором вековой несправедливости”, нашедший в нем (приговоре) “что-то от безоговорочной светоносности Пушкина, от невиляющей верности фактам Толстого”. Есть что-то в живаговском порыве от извечного чувства вины российской интеллигенции перед народом.

Наивысшую ценность для Юрия Живаго представляет семья. Он искренне любит и уважает Тоню, Александра Александровича, обожает сына Сашеньку; но Б. Пастернак одаривает своего героя страстной любовью к Ларе. Именно в любви к женщине находит доктор свое искреннее призвание:

А я пред чудом женских рук,
Спины, и плеч, и шеи
И так с привязанностью слуг
Весь век благоговею.

Юрий Андреевич боготворит Женщину (“Быть женщиной – великий шаг”), ибо она дарует жизнь новому человеку, рожденному из хаоса, небытия, почти смерти: “Отец, сын – он не видел гордости в этом даром доставшемся отцовстве… Главное была Тоня… подвергшаяся смертельной опасности и счастливо ее избежавшая”.

Ж изнь Живаго прошла на одном дыхании, на грани бытия (недолгого семейного счастья с Тоней, страстной любви к Ларе) и небытия (в кровавом месиве Первой мировой войны, в “лесном ведомстве”), потому и умирает пастернаковский герой от разрыва сердца, не выдержавшего сумасшедшего ритма жизни.

Плач Лары по Юрию Андреевичу – кульминация романа, женщина обращается к любимому как к живому: “Вот и снова мы вместе, Юрочка… Подумай!.. Помнишь…

Ты понятия не имеешь…” Лара вспоминает счастливые минуты, проведенные вместе: “…их не покидало… чувство принадлежности… ко всей вселенной… Они дышали только этой совместностью”. Невольно соотносится с этим причитанием плач Магдалины по Христу:

Но объясни, что значит грех,
И смерть, и ад, и пламень серный,
Когда я на глазах у всех
С тобой, как с деревом побег,
Срослась в своей тоске безмерной.

В енец романа – цикл стихотворений Ю. Живаго, посвященный жизнеописанию самого героя (стихотворения “Гамлет”, “Объяснение”, “Осень”, “Разлука”, “Свидание”) и Христа (“Рождественская звезда”, “Магдалина”, “Гефсиманский сад”). Это своеобразное Евангелие от Юрия Живаго, духовное завещание, в котором он прощается с миром:

Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство.

Б. Пастернак, наделив своего героя поэтическим даром, сделал его богоравным, поэтому становится явственной соотнесенность судьбы Живаго с судьбой Христа, а евангелие от Юрия Живаго становится евангелием от Б. Пастернака.

В романе “Доктор Живаго” Б. Пастернак показал разрушение личности, нравственных ценностей не столько властью, сколько самим человеком: “…быстро все поменяли… без сожаления расстались с самостоятельной мыслью, которой ни у кого, видно, не было”. Образ Юрия Живаго – символ всепобеждающей духовности, вечных идеалов человечества.

Закрывая роман, я слышу бушующую за окном метель, вой волков и неистовый шепот, повторяющийся как заклинание:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение-размышление о романе Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”