«Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»
«Севильский цирюльник» Сначала имел форму «парада», со временем — оперы, и лишь потом комедия приобрела форму, известную многим поколениям зрителей. Главнейшим для Бомарше было высказать свою преданность интересам третьего сословия. Недаром граф Альмавива с помощью своего слуги Фигаро вступает в брак с девушкой из буржуазной семьи Розиной, которая, любя его, не желает быть его иждивенкой.
Зрителя поражают динамичность действия, замечательная словесная игра, безупречный механизм интриги. Персонажи традиционной комедии зажили
Всяческие ерунды: вольнодумство, всемирное тяготение, электрику, веротерпимость, оспопрививание, хину, энциклопедию и мещанские драмы».
Но Бартоло отнюдь не дурак. Будучи человеком хитрым и подозрительным, он — опасный неприятель, вдобавок, проникновенный психолог: он раскрывает все ухищрения и Фигаро, и Альмавивы, и Розины. Много нового привнес Бомарше и в характер ловкого слуги — Фигаро.
В его монологах,
По традиции Фигаро обращается к графу «ваша светлость», «монсеньор», но на самом деле он совсем не уважает его. В уста Фигаро Бомарше вкладывает и слова-раздумья о «республике литераторов», развенчивая своих неприятелей, никчемных «насекомых», которые мешали ему создавать. Остро обвинительный характер имеет и образ Базиля.
Знаменитая его тирада о клевете будто воссоздает портрет бесчестного парламентского советника Гезмана. Это наглый человек, который служит лишь тем, кто больше заплатит. Комедия «Безумный день, или женитьба Фигаро», которую можно считать шедевром сценического искусства и общественно-политическим актом, была настоящей исповедью Бомарше.
Недаром Людовик XVI, прочитав в 1782 г. рукопись комедии, запретил ставить ее на сцене, заявив: «Если быть последовательным, то, чтобы разрешить постановку этой пьесы, нужно разрушить Бастилию. Этот человек издевается над всем, что нужно уважать в государстве». Бомарше чудесно понимал, что причины запрета его пьесы были сугубо политическими.
Но сам Бомарше, который неофициально занимал пост министра и решал важные государственные дела, требовался правительству, из-за этого, вопреки заявлению короля, победу все же получил драматург. Комедия была предвестницей 1789 года. Недаром Дантон заявил, что «Фигаро» положил конец аристократии, а Наполеон назвал пьесу «революцией в действии». В «Свадьбе Фигаро» герой становится доверенным лицом графа Альмавивы.
Он собирается вступить в брак с горничной графини Розины — Сюзанной. Но граф, увлекшись Сюзанной, хочет сделать ее своей любовницей, воспользовавшись старинным феодальным правом первой ночи. Фигаро ведет с графом настойчивую борьбу за свое право влюбленного и человеческое достоинство.
В конфликте «хозяин-слуга» проиграет граф.
Ум, хитрость, мужество простолюдина Фигаро оказываются сильнее привилегий графа. «Свадьба Фигаро» — непревзойденная комедия интриги. Это музыкальная пьеса (напр., вокальные партии в сцене суда, акт 3), в которой воспроизведена точная и достоверная картина обычаев Франции (то, что действие происходит в Испании, не обман зрителя). Главнейшим в пьесе остается характер Фигаро, который наделен многими автобиографическими чертами.
Фигаро сразу же догадывается о намерении графа и отказывается отправиться по его поручению за границы замка: он не намерен работать для Альмавивы, который задумал обольстить его любимую. Фигаро ведет несколько интриг сразу, считая себя урожденным царедворцем. Он сразу постигает смысл этого трудного ремесла, которое заключается в том, чтобы «получать, брать и просить».
Тем не менее, он ни разу не позволит, чтобы его обижали.
Он заявляет графу, что умом и талантом продвинуться по служебной лестнице невозможно, что всего может достичь лишь усердная посредственность. Особое значение имеет монолог Фигаро в пятом действии. Этот монолог подминал все существующие тогдашние законы драматургии: на протяжении продолжительного времени на сцене говорит слуга, и не о ходе интриги, а о обществе, о себе, о том, что сильные мира сего не всегда «сильны» умом, что они не приложили сил для того, чтобы достичь своего благополучия.
Бомарше живо интересовался проблемой реформы оперы, стараясь найти приемы, с помощью которых можно было бы передать философское содержание пьесы языком музыки.
В доказательство правильности своей теории он написал либретто оперы «Тарар», музыку к которой создал знаменитый А. Сальери. За сюжетной канвой эта опера похожа на сюжет «Свадьба Фигаро»: царь Атар хочет обольстить невесту солдата Тарара. Бомарше развенчивает несправедливость, которая властвует в обществе, прославляет личное, а не сословное величие человека.
Драматург доказывает, что злоупотребление верховной властью приводит к краху этой власти. В другой редакции оперы, созданной к годовщине взятия Бастилии (1790), Бомарше ввел новые темы — право на брак, на развод без участия священников, упразднение работорговли и тему свободы для угнетенных народов. Своеобразным завершением «Свадьбы Фигаро» стала последняя часть трилогии о Фигаро — «Преступная мать», появление которой было связано со стремлением к эстетичному обновлению жанров на французской сцене в годы революции.
Бомарше попробовал создать что-то похожее на мелодраму, откликаясь, как всегда, на требования времени. «Второй Тартюф», как он назван в предисловии, подлый Бежарс вносит смятение и горе в семью Альмавивы, но с помощью Фигаро все конфликты улаживаются.
Тем не менее, настоящих разногласий в этой пьесе нет. Бывшее остроумие заменила преувеличенная чувственность и риторика. «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» стали кульминацией в эволюции французского театра XVIII столетия. Эти комедии всегда актуальны, они и сегодня не сходят с подмостков театров.