РОМАН Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»; (1866)

Двухчастность замысла, отразившаяся в окончательной редакции на заглавии романа и на особенностях его структуры. Три рукописные редакции романа, отражающие собой этапы работы: висбаденский (в форме исповеди преступника); петербургский, последний. Усложнение замысла в процессе работы (роман «Пьяненькие»). Идея Наполеона.

Столкновение двух противоположных идей в образе Раскольникова: идеи любви к людям и идеи презрения к ним. Идея романа: «Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и всегда страданием».

Петербург

Достоевского.

Образ «желтого Петербурга». Жизнь петербургской бедноты: петербургские распивочные, семейство Мармеладовых, пьяная девочка на бульваре, нищета студента Раскольникова, полунищенское положение матери и сестры Раскольникова. Разговор двух рабочих о Петербурге. Комната Сони Мармеладовой.

Свидригайлов о Петербурге. Мастерство Достоевского в изображении Петербурга с его страшным миром: очерковобытописательская сторона изображения Петербурга(детализация, топографическая точность). Символичность города (символ России). Цветовая гамма.

Основные мотивы: власть денег, богатство

и нищета, мрачный колорит и нагнетание соответствующих эмоций.

Художественные особенности романа «Преступление и наказание».

Русская жизнь 60-х годов 19 века в понимании Достоевского. Особенности реализма и психологизма Достоевского; мастерство писателя в изображении психологии героев с раздвоенным сознанием. Решающая роль внутреннего монолога в раскрытии образа главного героя Элементы драматургического изображения жизни в романе. Изображение героев в переломные моменты их жизни.

Своеобразие сюжета. Особенности композиции. Полифонизм. Обращение к библейским сюжетам.

Мотив равнодушия как источника саморазрушения.


РОМАН Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»; (1866)