Идея Родиона Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений. По роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Родион Романович Раскольников — главный герой социально-психологического романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Он бывший студент, человек умный и талантливый, живущий в каморке, похожей на гроб, в беднейшей части Петербурга. Духота, толкотня, вонь, пьянство, «обилие известных заведений» — вот среда, в которой приходилось жить герою, вот где и зародилась его жестокая, антигуманная идея.

В чем же суть этой теории? Раскольников условно разделил всех людей на «необыкновенных», имеющих право проливать кровь

по совести, и «тварей дрожащих», предназначенных для воспроизводства себе подобных, обязанных жить в смирении и подчиняться закону. К «право имеющим» он причислил Наполеона, Магомеда, Ликурга и, конечно же, себя.

Рядом с героем романа, по словам Д. И. Писарева, «приговоренным к преступлению», всегда находится автор, опровергающий антигуманную идею Раскольникова, которая, по мнению Ф. М. Достоевского, не только бесчеловечна, но и в философском, и в практическом плане явно несовершенна.

Вот Раскольников условно разделил всех людей на два разряда, причисляя себя к высшему, но он, любящий сын и брат,

не определил, к какой категории отнесет дорогих своему сердцу мать и сестру. Конечно, родные не могут стоять рядом с Магомедом, но и гордую, умную красавицу Дуню Родион, наверное, никогда бы не назвал «тварью дрожащею»и уж тем более ни ради какой идеи не убил бы.

Наделив себя правом проливать «кровь по совести», Раскольников убивает скупую, богатую старуху — процентщицу, чтобы проверить свою теорию, продолжить на украденные деньги обучение и избавить семью от унизительного положения. Однако при этом он не учитывает: захотят ли близкие ему люди воспользоваться награбленным. Зная гордость и набожность Дуни и Пульхерии Александровны, мы можем сказать, что ни копейки из этих денег женщины не взяли бы. Да и сам Раскольников даже страшится прикоснуться к этим кровавым деньгам, сначала хочет их выкинуть «поскорей, поскорей, и все выбросить». .

Так что же принесла герою проверка на принадлежность к высшему разряду? «Принцип-то» он «убил, а переступить-то не переступил», а взамен получил только душевные муки. Муки только ему? Нет.

И Дуня, и мать, и Разумихин, и Соня — все страдают от совершенного Раскольниковым преступления. И все это вызывает новые терзания в душе героя.

Но впереди его ждет еще одно испытание — осознание того, что он, убийца, встал в один ряд с такими подлецами, как Лужин и Свидригайлов, не понимающих философские размышления Родиона. Так стоит ли биться за место среди «необыкновенных», если там кругом лужины? Думаю, нет.

Именно к этой мысли приводит нас автор: нет, и не будет такой идеи, ради которой можно убить; человек, проливший кровь, — убийца, и нет ему оправдания.

Завершая свои наблюдения, хочу сказать, что Ф. М. Достоевский в своем романе доказал: идея Родиона Раскольникова о праве сильной личности на преступление не имеет права на жизнь.


Идея Родиона Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений. По роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание