План сочинения: Язык романа Достоевского “Преступление и наказание”
Язык романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
Раскрывая тайны человеческого духа, Достоевский много внимания уделяет поэтике своего романа: языку, стилю, месту и времени действия, композиции, пейзажу и т. д. Среди этих художественных особенностей важное место в “Преступлении и наказании” принадлежит языку. Каждое слово у Достоевского включено в художественную целостность произведения, представляет собой сгусток смысла, так как в художественной ткани перестает быть просто отрезком речи, а становится необходимой
а) дисгармония речи Раскольникова (паузы, неритмичность, прерывистость, несоответствие внешней и внутренней форм) отражает особенности его душевного склада, раздвоение личности. Не случайно еще М. М. Бахтин замечал, что “внутренний
б) обилие уменьшительных слов выразительно обрисовывает облик старухи процентщицы: “Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом… Старушонка поминутно кашляла и кряхтела”.
Большое место в романе занимают диалоги: напряженно спорят Раскольников с Соней, Лужиным, Дуней, Разумихиным, Порфирием Петровичем. Можно говорить о диалогическом характере всего романа. Об этой особенности тот же Бахтин замечал, что голоса героев “все время слышат друг друга, переплетаются и взаимно отражаются друг вдруге… Вне этого диалога “противоборствующих правд” не осуществляется ни один существенный поступок, ни одна существенная мысль ведущих героев”.
Язык “Преступления и наказания” поражает своей непосредственностью, жизненной достоверностью. Возможно, язык Достоевского отчасти проигрывает в своей живописности и выразительных средствах по сравнению с произведениями других писателей-классиков. Однако можно утверждать, что у Достоевского своя собственная языковая манера, особенности которой позволяют ощутить невидимое, подспудное движение мысли, чувства, внутренней жизни его героев.
- План сочинения: Музыка в романе Достоевского “Преступление и наказание” Музыка в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Музыка, звучащая в романах и повестях Достоевского, не только фон, но и духовная атмосфера, средство передачи мыслей и чувств героя. Музыка органически входит в изображаемую писателем жизнь. Диапазон музыки у Достоевского широк – от шарманки до музыки оперной и симфонической. Музыкальный фон в романе “Преступление и […]...
- Анализ романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, план По жанру это идеологический, социально-психологический, нравственно-философский Роман. Основное в нем – нравственные идеи, которые определяют его композиционные особенности. Роман (бессмертное произведение) состоит из шести частей и эпилога, причем условно его можно разделить на две части: первая – до преступления, а вторая – рассказ о нравственном наказании героя после совершения преступления, то есть автор показывает сомнения, […]...
- Смысл заглавия романа Достоевского “Преступление и наказание” Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Проблематика романа Достоевского “Преступление и наказание”. Следует указать на нравственно-философский характер проблематики; соответственно и проблема преступления рассматривается Достоевским не в уголовно-криминальном смысле, но в плане философско-психологическом. II. Главная часть 1. Преступление в понимании Достоевского. Достоевский воспринимает преступление Раскольникова не как нарушение уголовных законов, но как […]...
- Полифонизм романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” “Преступление и наказание” (1866) открывает собой череду “великих” романов Достоевского. Это во многом новаторское произведение. Оно глубоко, многосторонне охватывает поставленные проблемы. “Преступление и наказание” – идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по сюжету. Но, кроме всего прочего, это произведение – новаторское по своей художественной форме. Литературовед М. Бахтин определял “Преступление […]...
- РОМАН Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”; (1866) Двухчастность замысла, отразившаяся в окончательной редакции на заглавии романа и на особенностях его структуры. Три рукописные редакции романа, отражающие собой этапы работы: висбаденский (в форме исповеди преступника); петербургский, последний. Усложнение замысла в процессе работы (роман “Пьяненькие”). Идея Наполеона. Столкновение двух противоположных идей в образе Раскольникова: идеи любви к людям и идеи презрения к ним. Идея […]...
- План сочинения – Многообразие тематики Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” План. I Раскрыть тайну бога и человека. II “Корчи совести” 1. Тема большого города, враждебного человеку. 2. Тема детей. 3. Тема преступления. 4. Тема наказания. 5. Тема безбожия. 6. Тема веры в Христа. 7. Тема эгоизма и альтруизма. 8. Тема самообмана. 9. Тема Наполеона. 10. Тема судьбы человечества. III “Найди в человеке человека. Вариант вступления. […]...
- Особенности композиции романа Достоевского “Преступление и наказание” Особенности композиции романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Что такое композиция. Под композицией обыкновенно понимают состав и последовательность расположения частей и элементов произведения, систему взаимодействия его образов между собой. II. Главная часть Сложность и неоднозначность (символичность) композиции романа Достоевского. Композиционные эффекты у Достоевского осуществляются на разных уровнях: на уровне сюжета, системы персонажей, системы […]...
- Идейно-художественное свеобразие романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” “Преступление и наказание” – это первый в ряду пяти крупных романов Достоевского (“Бесы”, “Идиот”, “Братья Карамазовы”, “Подросток”). В нем раскрылся творческий мир автора, где имеет значение все. Главный герой романа – молодой человек, которого исключили из университета. Он живет в нищете, так как его самомнение не позволяет заниматься работой для “низших” людей. Чтобы как-то исправить […]...
- Анализ романа “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского Двухчастность замысла, отразившаяся в окончательной редакции на заглавии романа и на особенностях его структуры. Три рукописные редакции романа, отражающие собой этапы работы: висбаденский (в форме исповеди преступника); петербургский, последний. Усложнение замысла в процессе работы (роман “Пьяненькие”). Идея Наполеона. Столкновение двух противоположных идей в образе Раскольникова: идеи любви к людям и идеи презрения к ним. Идея […]...
- Художественные особенности романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был опубликован в 1866 году. Его автор большую часть жизни прожил в довольно стесненных материальных условиях, вызванных необходимостью расплачиваться с долгами за издание журналов “Эпоха” и “Время”, предпринятое братьями Достоевскими до смерти старшего брата Михаила. Поэтому Ф. М. Достоевский вынужден был заранее “запродавать” свой роман издателю, а потом […]...
- Сочинение на тему: “Особенности композиции романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Сюжет романа является убийство совершенное главным героем. Столкновение главное героя-Раскольникова с законом и моралью. В романе мы не найдем мнение автора, по действию совершенному Раскольниковым. Достоевский рассматривает убийство, не как преступление, а как философскую проблему. В романе все события взаимосвязан с причинами, а также с психологическими параллелями. Роман несет в себе очень сильную смысловую нагрузку, […]...
- Родион Раскольников и его теория в романе Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Общая характеристика главного героя романа – Родиона Раскольникова (социальное и имущественное положение, черты характера, образ жизни и т.п.). II. Главная часть 1. Теория Раскольникова: а) деление человечества на “два разряда”; б) предназначение людей “высшего разряда” (сказать “новое слово”, сделать “первый шаг”); […]...
- “Маленький человек” на страницах романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” …велик долг художника “найти в человеке человека”, Показать без всяких искусственных прикрас… Ф. М. Достоевский За Достоевским давно утвердилась слава писателя-психолога, способного заглянуть в такую глубину человеческой души, которую человек сам в себе или не подозревает, или знать о себе не хочет. Он глубоко верил в добрые начала в человеке. Добролюбов писал о творчестве Достоевского: […]...
- Жанровая своеобразность романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание” По жанру “Преступление и наказание” – абсолютно новый тип произведения. В романе “Преступление и наказание” объединено несколько жанровых разновидностей романа, добавлено принципиально новые мысли. Это помогает автору всесторонне раскрыть затронутые им проблемы. По жанру произведение “Преступление и наказание” – роман, тем не менее, в нем смешано несколько видов романа. Это и карнавально-авантюрный роман (наличие уголовного […]...
- Философия индивидуализма в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” (План) Теория Раскольникова – “знаменье времени”. Новые условия жизни – после реформы 1861 года. (Развитие буржуазных отношений. Эгоистическая война “всех против всех”. Социальное неравенство.) Внутреннее развитие личности в сложную эпоху. (Личность Наполеона – пример индивидуалистической жизненной философии “сильной личности”. Интерес к этой теме – со времен Пушкина (“Цыгане”, “Евгений Онегин”). Выбор своего пути. Мечта о собственном […]...
- Родион Раскольников в эпилоге романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Главный герой “Преступления и наказания” – человек мыслящий, критически относящийся жизни и к морали “большинства”. Однако, традиционные нравственные ценности, он в то же время испытывает потребность в вере, в новой морали. Эпилог романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является разрешением сложной внутренней борьбы главного героя – Родиона Раскольникова. Этот эпилог, пожалуй, единственное светлое место […]...
- Как в контексте романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” следует понимать фамилию главного героя? Как в контексте романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” следует понимать фамилию главного героя? Приступая к рассуждению по данной проблеме, подчеркните, что имена героев Ф. М. Достоевского зачастую несут важный символический смысл. Так, по словам Г. Гачева, в фамилиях персонажей, наделенных дьявольскими чертами, слышится слово “рог”: Ставрогин, Рогожин, Свидригайлов. Герой “Преступления и наказания” чиновник […]...
- Сочинения по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Здравствуйте, уважаемая редакция! Хочется, чтобы любимая мною газета напечатала удачные, как я полагаю, работы десятиклассников. Работая много лет учителем литературы, убедилась, что Роман Ф. М. Достоевского ” Преступление и наказание” интересен нынешним детям. Может быть, это объясняется тем, что многие подростки тоже честолюбивы, как и главный герой романа, тоже уязвлены социальной несправедливостью, тоже хотят занять […]...
- В чем смысл эпилога романа Достоевского “Преступление и наказание” Роман Достоевского “Преступление и наказание” – произведение необычное. В нем нет авторского голоса, который указал бы читателям, в чем его смысл, кто из героев прав, а кто виноват, где искать истину, в которую верит писатель. У каждого героя здесь свой голос, своя “идея”, которая ведет его. Из столкновения и развития этих идей и возникает та […]...
- В чем смысл эпилога романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”? У Достоевского нет ничего, кроме человека, нет природы, нет мира, нет в самом человеке того, что связывает его с природным миром вещей, с бытом, с объективным строением жизни. Существует только дух человеческий, и только он интересен, он исследуется. Н. А. Бердяев Роман Достоевского “Преступление и наказание” – одно из важнейших произведений мировой литературы, книга великой […]...
- Психологические особенности романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” План: 1. Россия в период написания романа “Преступление и наказание”. 2. Предыстория романа “Преступление и наказание”. 3. Психологические особенности романа “Преступление и наказание”. 3.1 Главное действующее лицо романа. 3.2 Сны Раскольникова способ выражения его внутреннего мира. 1. Россия в период написания романа “Преступление и наказание” Целая волна наиболее значительных обсуждений поднялась в российском обществе в […]...
- Смысл заглавия романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд с различными популярными в то время социальными теориями. В “Неточке Незвановой” сказано: “Преступление всегда останется преступлением, грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия ни возносилось порочное чувство”. В романе “Идиот” Ф. М. Достоевский […]...
- Поиски справедливости на страницах романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Смею уверить, что лик мира сего Мне самому даже очень не нравится. Ф. Достоевский “Преступление и наказание” – Роман из шести частей и эпилога – был написан Ф. М. Достоевским в 1865-1866 гг. и посвящен жгучим вопросам социальной жизни пореформенной России, когда происходила ломка старых патриархально-нравственных устоев и складывались новые, буржуазные общественные отношения, основанные на […]...
- Раскольников на каторге (анализ 2 главы эпилога романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В романе Достоевского “Преступление и наказание” эпилог, состоящий из двух небольших главок, играет очень значимую роль: именно из него мы узнаем о судьбах основных героев произведения – Раскольникова, Сонечки и других. Если первая глава эпилога – более формальная и освещает по большей части “внешнюю жизнь” героев, то вторая сосредотачивается на внутренней жизни Родиона и Сони. […]...
- Особенности психологического анализа романа. “Преступление и наказание” Достоевский противопоставлял себя современникам в двух отношениях: как реалист в высшем смысле слова, который не ограничивается социально-бытовой характеристикой персонажа, а раскрывает глубины души человеческой, а также как Художник, обратившийся не к устойчивым формам жизни, а к “текущему хаосу истории”. В романе ” Преступление и наказание” писатель обратился к изображению пореформенной России, когда все менялось, прежние […]...
- Гуманизм романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Гуманизм романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Гуманизм романа Достоевского “Преступление и наказание” раскрывается в разных аспектах. Прежде всего, все содержание романа пронизано гуманистической идеей сострадания. Оно выступает ведущей силой, заставляющей героев переживать, мыслить, действовать. Узами сострадания связаны друг с другом многие персонажи романа. Так, Мармеладов когда-то женился на Катерине Ивановне, поскольку пожалел вдову, […]...
- Роль “двойников” Раскольникова в раскрытии идеи романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский занимает уникальное место в мировой литературе. Его считают писателем-философом, в творчестве которого раскрывались важные проблемы и коренные противоречия человеческого бытия. Роман “Преступление и наказание” вырос на основе глубоких и печальных раздумий Достоевского над важнейшими проблемами времени. Родион Раскольников – молодой человек, исключенный из университета, мещанин по происхождению, живет в крайней бедности. Поддавшись […]...
- Значение эпизода “Встреча Раскольникова и Свидригайлова” для понимания романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” “Преступление и наказание” – одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского, вокруг которого ведется много споров, так как это “идеологический” роман. Подобных произведений раньше не было ни в русской, ни в мировой художественной литературе. Писатель попытался решить в нем множество проблем: от социальных до нравственных и философских. Главным образом, Достоевский решает их через своих […]...
- В чем секрет актуальности романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”? Роман “Преступление и наказание” написан в 1865-1866 годах. Роман Ф. М. Достоевского можно назвать одним из самых сложных произведений русской классической литературы. Как известно, действие романа “Преступление и наказание” происходит в 1865 году. В центре внимания Достоевского – жуткая действительность XIX столетия, наполненная жестокостью и социальной несправедливостью. Это было время реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких […]...
- Сущность последнего романа Достоевского “Преступление и наказание” Среди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью XIX в., вопрос о религии занимает особое место. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В “Преступлении и наказании” автор изобразил человеческую душу, прошедшую через страдания и ошибки к постижению истины. В XIX веке стала видна недостаточность прежних христианских аксиом, и […]...
- СВОЕОБРАЗИЕ ГУМАНИЗМА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО НА ПРИМЕРЕ РОМАНА “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” В 1866 году Достоевский пишет роман “Преступление и наказание”. В названии обозначена тема, названы те нравственные категории, о которых будет рассуждать автор. Проблема совершения человеком преступления давно волновала Достоевского. Как же она решается в романе? Сюжет романа таков: молодой студент Родион Раскольников, сам бедствующий и страдающий от сознания бедствий матери и сестры, решается на убийство […]...
- Роль второстепенных персонажей в романе Достоевского “Преступление и наказание” Роль второстепенных персонажей в романе Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Понятие главного и второстепенного персонажей. Главные герои несут на себе основную проблемно-идейную нагрузку, их характеры и жизненные позиции показаны автором максимально подробно, они активно участвуют в сюжете. Второстепенные персонажи обрисованы не столь подробно, лишь периодически подключаются к сюжету, но имеют все же свою собственную […]...
- Замысел романа Достоевского “Преступление и наказание” Замысел “Преступления и наказания” возник у Достоевского на основе глубокого осмысления самых живых, самых злободневных явлений, характерных для русской действительности середины 60-х годов. Рост нищеты, проституции, уголовных преступлений, смещение нравственных норм, “шаткость в понятиях”, эгоцентризм и анархическое своеволие буржуазных дельцов и крайняя беспомощность “униженных и оскорбленных”, способных только к стихийному и индивидуалистическому бунту,- все эти […]...
- Анализ эпизода признания Раскольникова (глава 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Анализ эпизода признания Раскольникова (глава 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) 8 глава является финальной в шестой части романа Достоевского “Преступление и наказание”. Именно ее можно считать формальной развязкой всего произведения – здесь Раскольников признается в убийстве “официальным лицам”. Однако этот момент лишь малая часть главы, значение которой намного важнее как […]...
- Психологический смысл романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Почему Достоевский взялся писать роман с таким названием “Преступление и наказание”? Что же важно для него? Этот частный случай: преступник, жертва и возмездие? Но сколько таких случаев! Нет, очевидно, смысл не в этом. Писателя волнует не процесс преступления, даже не само наказание, каково оно по сути: тюрьма, каторга, ссылка… Другое… “Почему?” – вот вопрос, который […]...
- “Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя…” (М. М. Бахтин) (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) “Преступление и наказание” (1866) открывает собой череду “великих” романов Достоевского. Это во многом новаторское произведение. Оно глубоко и многосторонне охватывает поставленные проблемы. “Преступление и наказание” – идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по сюжету. Но, кроме всего прочего, это произведение – новаторское по своей художественной форме. Литературовед М. Бахтин определял […]...
- Почему “переступивший” Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников – нет? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Почему “переступивший” Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников – нет? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” раскрывается ряд общечеловеческих проблем: может ли человек во имя высокой идеи совершить преступление, как после этого жить и откуда ждать наказания? Главный герой романа, студент Родион Раскольников (сама фамилия […]...
- Анализ отрывка из романа Достоевского “Преступление и наказание” (Сон Раскольникова на каторге) “Преступление и наказание” занимает особое место в творчестве Достоевского. Никогда раньше он так широко не изображал нищету и страдания обездоленных, бесчеловечье и жестокость современной жизни. Роман вырос на основе глубоких и печальных раздумий писателя над важнейшими проблемами времени. Достоевского интересуют, прежде всего, нравственные последствия повсеместного обнищания, рост преступности и народного пьянства, вызванные реформой 1861 года. […]...
- Психологический смысл романа Ф. И. Достоевского “Преступление и наказание Почему Достоевский взялся писать роман с таким названием “Преступление и наказание”? Что же важно для него? Этот частный случай: преступник, жертва и возмездие? Но сколько таких случаев! Нет, очевидно, смысл не в этом. Писателя волнует не процесс преступления, даже не само наказание, каково оно по сути: тюрьма, каторга, ссылка… Другое… “Почему?” – вот вопрос, который […]...
- Какое значение имеет сон Раскольникова на каторге для раскрытия основной идеи романа Достоевского “Преступление и наказание”? Роман Достоевского “Преступление и наказание” имеет шестичастную структуру и заканчивается эпилогом. Известно, что эпилог – это “заключительная глава художественного произведения, знакомящая с дальнейшей участью героев”. В романе Достоевского эпилог, состоящий из двух небольших главок, выполняет эту функцию. И если первая глава эпилога – более формальная, освещает по большей части “внешнюю жизнь” героев, то вторая сосредотачивается […]...