Роль ремарок в пьесе А. Н. Островского «Лес&;;gt

Ремарка — от французского слова remarque — означает замеча-ние, пояснение. Это указание автора на поступки, жесты, интона-ции героев, на особенности их речи и многое другое. Во времена Островского, во второй половине XIX века, роль ремарок возросла, так как усилился интерес к психологии персонажей. Островский, как и многие другие русские драматурги, уделял немалое внимание ремаркам.

В пьесе «Лес» очень многие реплики сопровождаются ремарками. Но прежде всего нужно сказать о тех пояснениях автора, которые даются в начале любой пьесы. Здесь

всего в нескольких предложениях Островский дает настолько точ-ное описание основных героев пьесы, что тот или иной образ сразу встает перед глазами читателей.

Причем описания внешности, как такового, нет, через обычные характеристики Островский хочет вы-явить внутренние черты характера, не говоря об этом прямо. Так, например, Буланов — это «молодой человек, не доучившийся в гимназии». Этим небольшим предложением Островский совершен-но уничтожает Буланова, выбрав для характеристики именно этот факт его биографии.

И даже отношения героев между собой можно проследить по самым первым ремаркам

в комедии «Лес». Напри-мер, отношение Гурмыжской к своей племяннице видно уже из того, что Гурмыжская «очень богатая помещица», а Аксинья «оде-вается бедно, немного лучше горничной». Действительно, Гурмыж-ская очень богата, но и сама она одевается скромно. Почему же?

Ответ на этот вопрос мы найдем дальше, идя по страницам пьесы, в которой также немало замечаний автора. Часто ремарки в «Лесе» — это наречия, и не случайно. Основ-ной вопрос наречий — как? А автору очень важно выразить, как была произнесена та или иная реплика, с какой интонацией, каким выражением, быстро ли, медленно, весело или серьезно.

С теми же целями автор употребляет в ремарках деепричастия, которые выра-жают конкретные действия героев, что также имеет значение для создания целостной картины происходящего. О многом говорят читателю и описания места действия, ведь это описание идет до того, как там появляются действующие лица. В одной из таких ремарок первое предложение состоит всего из одно-го слова — «лес». Это то, что является названием пьесы, и понять это можно так, что здесь подчеркивается хищническое начало оби-тателей «леса», автор как раз обращает на это внимание читателей.

Единственные, кого Островский подробно, до малейших деталей описывает в пояснении, — это актеры Несчастливцев и Счастлив-цев. Зная это, можно сразу определить, что актеры играют в этой комедии основополагающие роли. В ремарках, посвященных им, нет общих фраз и характеристик. Здесь все очень конкретизировано.

Островский не пытается показать скрытые черты характера ге-роев, а предоставляет это самим читателям. Комедия «Лес» необычна. Особенно для постановки.

Ведь здесь актеры должны сыграть актеров. Сыграть нужно так, чтобы зрите-лям было понятно, как и зачем каждый из героев разыгрывает свою пьесу, и в то же время чтобы было видно, что герои обладают неким мастерством игры. Это сложно. А ведь именно в ремарках отражается игра, отражается, как в зеркале, и ниоткуда больше нельзя проникнуть в самую суть действий и мыслей героев.

Ремарки часто воспринимаются как небольшие дополнения к основному тексту. По-моему,, такой подход не очень верен. Да, ре-марки — это небольшие дополнения, но имеющие огромное значе-ние.

Через них мы можем увидеть реальную картину происходяще-го и по-настоящему почувствовать, понять эту пьесу одного из ве-личайших русских драматургов.


Роль ремарок в пьесе А. Н. Островского «Лес&;;gt