“Проект” или “проэкт”?
“Проект” или “проэкт”?
Одна из трудностей русского произношения – это произношение звука [э] после мягких и твердых согласных, а также после гласных в заимствованных словах. Отчасти это отражается в правописании, в использовании букв э или е. Но стоит помнить, что происходит это крайне непоследовательно. Давайте разберемся почему.
Буква э в русском языке обозначает только звук [э]. Это характерно как для начальной позиции буквы э (экономить), так и для ее положения после других звуков (сэкономить, поэт). Буква е, напротив,
Во-вторых, она может обозначать звук [э], который произносится после мягкого согласного. Кстати, гласный после мягкого согласного не совсем похож на чистый звук [э], а потому его иногда обозначают как [э11], то есть звук [э] с призвуком [и]. Но беспокоить вас это не должно. Все русские, не использующие диалектов, произносят этот звук правильно, но этого не осознают.
И, наконец, в-третьих, буква е может обозначать звук [э] после твердого согласного. Этот вариант типичен для иноязычных слов.
И
В то же время произношение и графика далеко не всегда меняются согласованно. Они как бы идут не в ногу. При этом графика обычно опережает орфоэпию. Вследствие этого мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда в слове пишется буква е, но она не обозначает мягкости предыдущего согласного.
Отсюда адекватный, но ад[э]кватный, гротеск, но грот[э]ск, диспансер, но диспанс[э]р.
Никаких четких рекомендаций для таких случаев, к сожалению, нет. Единственный вариант – сверять свое произношение со словарями. И запоминать.
Чем мы сейчас и займемся.
Ниже приводится три группы слов. В первой в соответствии с нормами русского литературного произношения буква е не обозначает мягкости. Эти слова надо произносить так, как будто в них пишется буква э. Но при этом, конечно, продолжать писать букву е. Во второй группе содержатся слова иноязычного происхождения, в которых закрепилось произношение, следующее за написанием: буква е в этом случае обозначает не только звук [э], но и мягкость предыдущего согласного.
Наконец, в третью группу входят слова, в которых допустимо двоякое произношение, однако предпочтительным считается все-таки произношение с твердым согласным.
- Определение. Что такое Согласный мягкий звук Согласный мягкий – согласный звук, при образовании которого язык продвигается вперед и средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу. Этот артикуляционный жест является дополнительной артикуляцией, которая сопутствует основной – месту и способу образования согласного звука. Согласные в русском языке образуют 15 пар, противопоставленных по твердости – мягкости: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] […]...
- ГИА А4 Фонетика Вариант 1 ГИА Русский – 9 Задание А4 “Фонетика” Вариант 1 – А Укажите ошибочное суждение В слове НОЧЬЮ мягкость согласного на письме обозначена буквой Ь ( мягкий знак). В слове ПАЦИЕНТЫ звуков больше, чем букв. В слове ВЗРОСЛЫХ первый звук – . В слове РАДОСТНО согласный звук не произносится. 2. Укажите ошибочное суждение В слове СЧАСТЛИВ […]...
- Определение. Что такое Принципы русской графики Принципы русской графики – основания, на которых базируются способы отражения русской речи на письме при помощи букв. Одним из основных принципов русской графики является фонемный: русская буква, как правило, отражает фонему, а не звук. Фонемный принцип письма сохраняет тождество морфемы (одинаковое ее написание), независимо от того, как реально произносится эта морфема (см. Принципы русской орфографии). […]...
- Транскрипция Транскрипция – запись устной речи, которая строится на строгом соответствии между звуками языка и специальными обозначениями этих звуков. При этом транскрипция отражает особенности произношения звуков, позиционные изменения звуков в потоке речи. Фонетическая транскрипция позволяет более или менее точно зафиксировать на письме звучащую речь. Каждый знак фонетической транскрипции соответствует определенному звуку. Например, оглушение звонкого согласного передается […]...
- Звук и буква в алфавите Звук и буква: звук – единица звучащей речи, а буква – графический знак для обозначения звука речи на письме. Звуки произносятся и слышатся, а буквы пишутся и читаются. Звучащая речь – естественный способ существования языка, его материальное выражение, а письменность – искусственное, созданное человеком средство фиксации, записи звучащей речи при помощи графических знаков. Звуки есть […]...
- Буква А Буква А В кириллическом алфавите занимает первое место, но в некоторых алфавитах она уступает свое место другим буквам, например тибетская Буква А занимает последнее место в алфавите. Свое начало и Историю в славянской письменности она обрела в 863 году, c момента создания первой азбуки – двумя братьями Кириллом и Мефодием. Первоначально в древнеславянской азбуке буква […]...
- Мой проект реформы русского языка Русский язык богат разнообразными правилами правописания, без которых он был бы намного легче и проще, но не стоит забывать, что правильное написание вносит в текст определенный смысл. Как не вспомнить слова замечательного русского языковеда XIX в. И. И. Срезневского: “Дерзким самодуром назвал бы в наше время всякий того, кто позволил бы себе написать или напечатать […]...
- Украинский алфавит Украинский алфавит в настоящее время состоит из 33 букв и в таком виде он появился в конце 19 века. Буквы имеют кириллическую форму письма. Большую схожесть украинский имеют с Русским алфавитом, практически все буквы идентичны в обеих алфавитах, только в украинском нет букв: Ее, ъ, ы, Ээ. Украинский алфавит с транскрипцией Рукописный алфавит украинского языка […]...
- Определение. Что такое Транскрипция Транскрипция (от лат. transcriptio “переписывание”) – запись устной речи, которая строится на строгом соответствии между звуками языка и специальными обозначениями этих звуков. При этом транскрипция отражает особенности произношения звуков, позиционные изменения звуков в потоке речи. Фонетическая транскрипция позволяет более или менее точно зафиксировать на письме звучащую речь. Каждый знак фонетической транскрипции соответствует определенному звуку. Например, […]...
- Тренировочные упражнения по ЕГЭ КИМ № 4 ЕГЭ 2015 в соответствии со Словником 2014. . Орфоэпические нормы постановка ударения. Благодарим за присланные материалы Наталью Георгиевну Харланову, учителя из Буденновска. КИМ № 4 ЕГЭ 2015 в соответствии со Словником 2014. . Орфоэпические нормы постановка ударения. 1 вариант 1. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО […]...
- Определение. Что такое Звук и буква в Алфавите Звук и буква: звук – единица звучащей речи, а буква – графический знак для обозначения звука речи на письме. Звуки произносятся и слышатся, а буквы пишутся и читаются. Звучащая речь – естественный способ существования языка, его материальное выражение, а письменность – искусственное, созданное человеком средство фиксации, записи звучащей речи при помощи графических знаков. Звуки есть […]...
- Конспект урока на тему “Словарные слова для 2 класса” Конспект урока на тему “Словарные слова для 2 класса” В данном ресурсе представлены 40 словарных слов и ассоциативный способ их запоминания. На уроках слова вводятся постепенно. Дети запоминают их на основе ассоциаций. Ученики могут предложить свои способы запоминания. Автобус – на остановке автобуса изображена большая буква “А” Автомобиль – АЗС, автО, мотОР (2 буквы “о” […]...
- Конспект урока на тему “Обучение грамоты” МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1 СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН Конспект урока на тему “Обучение грамоты” Воспитатель МБДОУ детский сад Комбинированного вида № 1 Прокопенко Н. И. Станица Ленинградская Программные задачи: – Познакомить детей с азбукой, дать понятия “буква”, “звук”, “гласный”, “согласный”. Дать понятие “мягкий”, “твердый”, согласные звуки. […]...
- ИСТОРИЯ РУССКОГО АЛФАВИТА Корни русского алфавита тянутся из древней Греции. Много исторических источников показали нам, что буквы русского алфавита были созданы на основе букв греческого алфавита. Что сыграло не малую роль в развитие нашего языка. Первым русским алфавитом считается славянский алфавит Глаголица. Название данного алфавита пошло от древнего слова глаголить – что означало говорить. Глаголица состоит из 42 […]...
- Определение. Что такое Согласный звонкий Согласный звонкий – согласный звук, в образовании которого наряду с шумом участвует голосовой тон, при этом шум преобладает над тоном. Колеблющиеся голосовые связки создают тон, на который наслаивается шум, образуемый различными преградами в полости рта. Звонкие согласные: [б], [в], [г], [д], [ж], [з]. Звонкие согласные имеют глухую пару, то есть если при произнесении звонкого согласного […]...
- Немецкий алфавит прописные буквы В данной статье представлены картинки письменных букв немецкого алфавита. Немецкий алфавит и знаки письменного языка. Вы можете использовать письменные буквы немецкого алфавита для изучения языка. Письменные буквы немецкого языка В картинке письменные буквы немецкого языка мы видим 26 букв и 4 буквы особого назначения. Также в ней представлены цифры и знаки, которые часто используются вместе […]...
- Правописание О-Е после шипящих во всех частях речи В древнерусском языке согласные шипящие звуки [ч] [ ш ] [ж] [ щ ] были мягкими. С течением времени Ш и Ж отвердели, а Ч иЩ сохранили свою мягкость, таким образом, разнообразие написаний с буквами ж, ш, щ, ч объясняется историческими чередованиями. 1. После шипящих в корнях слов под ударением пишется буква Е, если можно […]...
- Ударение в некоторых причастиях и деепричастиях Наиболее частые колебания ударения фиксируются при произношении кратких страдательных причастий. Если ударение в полной форме находится на суффиксе – енн-, То оно остается на нем только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание: ПроведЕнный – ПроведЕн, проведенА, проведенО, прове-денЫ; завезЕнный – ЗавезЕн, завезенА, завезенО, завезенЫ. Несколько замечаний о произношении Полных причастий с […]...
- “ПОКАЗУХА” (Творчий проект-гра в 6 класі) Тема. Лексичне значення слова. Ознайомлення із тлумачним словником Мета. 1.Діти повинні знати, що таке лексика, лексикологія, лексичне Значення слова, які є тлумачні словники. 2. Учні повинні вміти користуватися тлумачними Словниками, самостійно визначати лексичне значення Однозначних і багатозначних слів, розрізняти граматичне І лексичне значення. 3. Розвивати творчі здібності, усне зв’язне мовлення, логіку, Мислення, увагу, кмітливість. 4. […]...
- Конспект урока на тему “Звук, буква Ц” Конспект урока на тему “Звук, буква Ц” Панина Ирина Александровна Цели: ознакомить учащихся с буквой “Це”, учить читать слоги и слова с Новой буквой; – развивать фонематический слух, навыки звукового анализа, Внимание; – воспитывать интерес к чтению, к окружающему миру. Оборудование: образец буквы Ц, мягкая игрушка – цыпленок, звуковые Фишки, слоги, цветы на доске, плакат […]...
- Фонетический разбор. Образец Фонетический разбор – анализ звучания слова или сочетания слов, который предполагает определение звукового состава слова, артикуляционных и акустических характеристик отдельных звуков слова, деление анализируемого слова на слоги, определение места ударения, указание на соотношение звучания слова и написания слова. Фонетический разбор осуществляется по следующей схеме: Сделать фонетическую транскрипцию слова, поставить ударение. В транскрипции проставить знаки слогораздела, […]...
- Проект “ЛИГА” Р Асскажу об одной идее, которая помогает мне приобщать школьников к чтению. Очень люблю интегрированные уроки с включением разных предметов учебного цикла – всегда замечала, что именно такие вставки в урок особенно интересны учащимся. Так возникла идея создания целого Проекта “ЛИГА” . Лига – это союз, объединение, в том числе и учебных дисциплин: Л – […]...
- Карточки русского алфавита Буква русского алфавита Тематическая картинка Описание карточки: название буквы, название изображенной картинки в карточке Карточки русского алфавита с картинками. Данные карточки станут для вас незаменимым помощником в обучение ребенка русскому алфавиту. В каждой карточки содержится тематическая картинка для соответствующей буквы, которая поможет ребенку быстрей освоить букву. Картинки подобраны таким образом, чтобы ребенок легко освоил буквы, […]...
- Загадки для детей про буквы алфавита Закрепляйте и проверяйте знание букв алфавита у детей с помощью этих интересных загадок в стихах. Загадки про алфавит С этой буквы начинаются “Арбуз ” и “Альманах “. Она нам всем встречается Почти во всех словах. (Буква “а “) “БараБан “, “Баранка “, “Бак “, – Без этой буквы им никак. Известно мне да и тебе, […]...
- Конспект урока на тему “Буквы е, е, ю, я в начале слова” Хлопянова Татьяна Витальевна русский язык Учитель начальных классов 2 класс МБОУ “СОШ№14” система Л. В. Занкова Г. Новомосковска Тульской области Тема урока: Буквы е, е, ю, я в начале слова Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на расширение знаний о функциях букв Е, Е, Ю, Я (обозначают не только мягкость согласных, но и два звука). Задачи: […]...
- Французский алфавит Французский алфавит состоит из 26 букв латинской письменности. Французский алфавит с картинками для детей Выше представленный алфавит предназначен для обучения детей Французским буквам. Картинки, тематически подобранные под соответствующую букву помогут вашему ребенку быстрей освоить французский язык. Также рядом с каждой буквой имеется французское слово, которое обозначает тематическую картинку и соответствующую букву. Под каждым французским словом […]...
- Проект “Добро і краса як першооснова людської душі” Мета: розширювати поняття дітей про те, що таке краса людської душі; розвивати вміння творити добро у повсякденному житті; виховувати бажання бути добрим, чуйним, відповідальним. Хід свята Учитель. Доброго дня, шановні батьки, дорогі діти, гості! Ми сьогодні зібралися на родинне свято, щоб поговорити про добро. Людина повинна прагнути робити добро для рідних, близьких та всіх, хто […]...
- Тест 5 класс Орфография (по учебнику Е. Быстровой) Тест 5 класс Орфография ( по учебнику Е. Быстровой) Вариант 1 В каком слове пишется буква А: А) выс..та Б) з..л..той В) гл..зной Г) д..брота В каком слове пишется буква О? А)р…скошная машина Б) м…стерил скворечник В) возвр…тился в школу Г) перехв…тил сообщение В каком слове пишется буква И? А) л…нивый коала Б) тр…щали ветки […]...
- Определение. Что такое Фонетический разбор Фонетический разбор – анализ звучания слова или сочетания слов, который предполагает определение звукового состава слова, артикуляционных и акустических характеристик отдельных звуков слова, деление анализируемого слова на слоги, определение места ударения, указание на соотношение звучания слова (звуков) и написания слова (букв). Фонетический разбор осуществляется по следующей схеме: 1. Сделать фонетическую транскрипцию слова, поставить ударение. 2. В […]...
- Проект “Талант – це щастя. Будь щасливим!” ” Методів роботи з людьми стільки, скільки людей “ І. Дзедзиц АКТУАЛЬНІСТЬ ПРОЕКТУ Працювати в системі освіти завжди важко, але працювати з розумово відсталими учнями набагато складніше. Потрібно дати змогу педагогам і працівникам активно відпочивати, розвивати творчу особистість, емоційність, уміння творити, розвивати почуття гумору, створювати позитивний настрій для працюючих. Тільки такі люди можуть віддати все […]...
- ПРОЕКТ на тему: “Світ професій навколо нас” ПРОЕКТ НА ТЕМУ ” Світ професій навколо нас “ 8 клас АВТОР ПРОЕКТУ: СНІТКА Ю. С. Тип: творчий та інформаційний; координація безпосередня (гнучка); внутрішній (локальний); груповий 8 клас; короткостроковий Мета: Допомогти учням якнайбільше дізнатися про світ професій, який нас оточує. Учасники проекту досліджують, які професії поширені в їх регіоні, які користуються попитом, готують твори, малюнки, […]...
- Проект “Любимцы наших учителей” для 4 класса Учителя МОУ “Усогорская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов” Е. А. Павлова – учитель начальных классов и Л. В. Дъбенска – учитель биологии и экологии продолжают знакомить коллег со своим опытом работы, используя проектную деятельность учащихся. “Любимцы наших учителей”, Посвященный Году Учителя, объявленного в Российской Федерации в 2015 году. Цель работы: узнать у учителей школы, […]...
- Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 28 Напишите – сочинение рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста М. В. Панова: “Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение. И каждая из них занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу”. Как М. В. Панов всю языковую систему сравнивает с многоэтажным зданием, так я представляю ее наподобие матрешки: […]...
- Проект КИМ ЕГЭ по русскому языку 2016 опубликован. Наблюдения Н. Г. Харлановой Опубликованы проекты документов, регламентирующих структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2016 года. Небольшие изменения в русском есть: теперь вся работа оценивается 57 баллами, увеличение за счет К2 в сочинении 3 балла вместо двух. . Также расширен отбор языкового материала для выполнения заданий 7 и 8. Уточнена формулировка задания 25. Уточнены критерии оценивания задания 25. Вот что […]...
- Самарський районний Парламент дітей та юнацтва презентує проект 2011 – 2012 навчального року “We can Help” В наше время очень много детей – сирот, детей, которые лишены родительской опеки. Эти Дети одни…Одни в целом мире. Они маленькие, беззащитные, каждый раз, когда я сталкиваюсь с такими детьми их взгляд, доводит меня до слез…мне хочется громко кричать…За что???За что судьба так обошлась с ними, за что родители так с ними? А так же […]...
- Проект урока музыки по теме: “Музыка моего народа” 3 класс ПРОЕКТ УРОКА ТЕМА: МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА Учитель музыки Решетарь Лидия Федоровна МКОУ ТШИ среднего (полного) образования. П. Тазовский; ЯНАО Тюменской области.2014г. Проект включен в программный материал 3 класса II четверти по теме “Музыка моего народа”; предполагает работу на уроках (2 часа), а также внеурочную деятельность школьников. Проект содержит национально – региональный компонент. Прогнозируемый результат : […]...
- Использование ребусов на уроках английского языка Использование ребусов на уроках английского языкаУченики, как правило, относятся к изучению слов как к нудному, однотонному занятию и чтобы Дети не скучали на уроках, нужно давать им нестандартные задания. Это порождает креативных учителей применять нетрадиционные приемы работы обучения на уроках. Одним из этих приемов является использование ребусов на этапе закрепления ранее изученной лексики. Ребусы способствуют […]...
- Тема. Написание маленькой буквы д Цель: учить писать маленькую букву д и объединять ее с другими буквами; развивать умение сопоставлять, сравнивать, находить общее и отличное; развивать речь учеников, обогащать словарный запас; воспитывать любовь к природе. Оборудование: модель телевизора, фишки, образец письменной буквы д, рисунки птиц, таблица слов. Ход урока I. Организационная часть – Дети, кто из вас любит смотреть телепередачи? […]...
- Тестовые задания по русскому языку по теме “Фонетика” в 5 классе Тестирование по теме “Фонетика” в 5 классе (Русский язык) 1.Ороэпия – это раздел науки о языке, изучаючий : А) звуки речи; Б) правила произношения звуков; В) согласные звуки, 2. В русском языке звуков: А) 5 гласных и 36 согласных; Б) 10 гласных и 36 согласных; В) 6 гласных и 36 согласных; 3. Безударное положение гласных […]...
- Урок для 3 класса по теме: “Обои в твоем доме. Дизайн-проект “В гостях у Королевы Осени”” – скачать бесплатно МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА По программе Б. М. Неменского “Изобразительное искусство и художественный труд” Тема: Обои в твоем доме. Дизайн-проект “В гостях у Королевы Осени”. Раздел “Искусство в твоем доме” 3 класс, 1 четверть Личностно-ориентированное обучение. Цель урока: Создать условия для реализации творческого потенциала каждого ребенка в изобразительной деятельности. Задачи урока: Учить фантазировать, изобретать, вырабатывать нестандартный […]...