Природа в прозе XIX века
Федор Михайлович Достоевский — писатель городской стихии, Петербурга, поэтому в его творчестве мало развернуть картин природы, а где все же автор обращается к ее описанию это всегда ключ к предстоящим событиям. Федор Михайлович придает большое значение внешне предметному окружению героев своих произведений, картинам природы Пейзаж у Достоевского играет всегда важную психологическую роль. Роман «Униженные и оскорбленные» начинается символической картины вечернего Петербурга: «К вечеру, персамыми сумерками, проходил я по Вознесенскому
Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный, морозный вечер. Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все дома будто вдруг засверкают.
Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют на миг всю свою угрюмость; как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь или кто-то подтолкнет тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли… Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!» Нетрудно заметить, что автор соотносит картину природы со своим настроением («как будто на душе прояснеет»). Перед тем как перейти к изложению событий, снова
Однако здесь погасший луч — это уже не просто деталь пейзажа, но и предвестник какой-то беды, какого-то прискорбного события. И дальше мы узнаем о смерти одинокого старика Смита и его странной собаки. После этого Иван Петрович переезжает на их квартиру, он постоянно говорит о своей грусти, сосредотачивая наше внимание на том, что «погода была ненастная и холодная», «шел мокрый снег», но к вечеру «проглянуло солнце и какой-то заблудший луч, верно из любопытства, заглянул в мою комнату». «Заблудший луч» предваряет появление Нелли — внучки Смита. В четвертой части романа примирению Николая Сергеевича Ихменева с дочерью предшествует замечательное явление: раздается «довольно сильный удар грома».
Глава кончается тем, что Ихменев прощает Наташу, о ней автор пишет: «Платочек, которым она накрыла голову, сбился у ней на затылок, и на разбившихся густых прядях ее волос сверкали крупные капли дождя». Природа здесь свидетельствует об очищении, возрождении человеческой души. В своей исповеди Ихменев разъясняет подлинный смысл символа. «Она здесь, опять, у моего сердца! — вскричал он,- о, благодарю тебя, Боже, за все, за все и за гнев твой и милость твою!.. И за солнце твое, которое просияло теперь, после грозы, на нас!» Таким образом, Достоевский не только олицетворяет природу, но и весьма искусно сливает пейзаж с действием, с портретом и характером героя.
Эта художественная манера Федора Михайловича раскрывает его оригинальный талант и высокое мастерство писателя.
- Человеческая природа в «интеллектуальной прозе» XX века Для европейской культуры традиции XX века характерен пересмотр доминировавшей ранее в общественном сознании концепции человеческой природы. Со времен Ренессанса и эпохи Просвещения в сознании европейской интеллигенции (при всем многообразии индивидуальных исканий) установился своего рода незыблемый ценностный фундамент, представляющий собой совокупность не подлежащих сомнению гуманистических идей, наполненных верой в совершенство человеческой природы, способность человека адекватно познавать […]...
- Человек и природа в русской прозе XX века (На примере рассказа В. П. Астафьева «Царь-рыба») 1. Образ рыбака-браконьера. 2. Поединок человека с рыбой. 3. Нравственное очищение человека природой. Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!» — молвил ловец, и ему сделалось легче. В. П. Астафьев В рассказе показан один день из жизни умелого рыбака-браконьера Зиновия Игнатьича Утробина, который жил в сибирском поселке Чуш на Енисее. […]...
- Описание природы в прозе XIX века Лев Николаевич Толстой — большой мастер слова, под его пером оживали, приобретали неповторимое звучание любой описываемый эпизод, сцена, портрет героя, но картины природы особенно полны необъяснимого очарования. Толстой любил природу, она затрагивала струны его души, в самом обычном пейзаже он умел подметить неповторимость и индивидуальность. Но природа в произведениях Льва Николаевича не просто фон, на […]...
- Сочинение на тему: ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПРОЗЕ 1960-80-х годов Во многих произведениях советской литературы 1960-80-х годов отношение к природе, восприятие ее являются мерилом нравственности человека. В повестях «Весенние перевертыши» В. Тендрякова, «Белый пароход» Ч. Айтматова, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Царь-рыба» В. Астафьева именно в отношении к природе прежде всего реализуются нравственные идеалы, формирующие личность. Егор Полушкин — герой повести «Не стреляйте […]...
- «Природа» анализ стихотворения в прозе Тургенева История создания Стихотворение в прозе «Природа» вошло в первые 50 стихотворений, напечатанных в «Вестнике Европы» в 1882 г. Оно написано между 1879 и 1881 гг. Первоначально стихотворение имело подзаголовок «Сон». Идея равнодушной природы посещала Тургенева задолго до написания стихотворения в прозе. Такие мысли он высказывал в 1849 г. в письме к Полине Виардо, в 1857 […]...
- Природа и человек в современной отечественной прозе М. М. Пришвин относится к тем счастливым писателям, которых можно открывать для себя в любом возрасте: в детстве, в юности, будучи зрелым человеком, в старости. И это открытие, если оно состоится, поистине будет чудом. Особый интерес вызывает глубоко личная, философская поэма «Фацелия», первая часть «Лесной капели». В жизни много тайн. И самая большая тайна, по-моему, […]...
- Христианские мотивы в прозе XIX века То, что справедливо и несправедливо,- не дано судить людям Л. ТОЛСТО! Обладая чутким сердцем, Достоевский болезненно откликался на страдания униженных и оскорбленных, которые всею силою души ненавидели хозяев помещичье-буржуазного общества Но многие из этих обиженных стояли в стороне от освободи тельной борьбы и искали выхода в религии, в любви к ближнему. Все это нашло отражение […]...
- Природа в произведениях XX века Василий Владимирович Быков — большой мастер слова. Он включает в повествование своих произведений различные метафоры, не столько украшающие его доходчивую и яркую речь, сколько помогающие понять читателю замысел автора, проникнуться его идеей. Писатель прекрасно знает традиции русской классической литературы, являясь достойным преемником мастеров слова XIX века. Быков дает картины природы не для того, чтобы они […]...
- Человек и природа в прозе 1960-х — 1980-х годов Во многих произведениях советской литературы 1960-80-х годов отношение к природе, восприятие ее являются мерилом нравственности человека. В повестях «Весенние перевертыши» В. Тендрякова, «Белый пароход» Ч. Айтматова, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Царь-рыба» В. Астафьева именно в отношении к природе прежде всего реализуются нравственные идеалы, формирующие личность. Егор Полушкин — герой повести «Не стреляйте […]...
- Женские образы в прозе XIX века Благородная гордость вот ответ ее свету. Ф. М. Достоевский Федор Михайлович Достоевский — писатель особого склада. Он не примыкал ни к либералам, ни к демократам, а вел в литературе свою тему, воплощая в образах обиженных и оскорбленных, поломанных судьбах людей идею всепрощения. Его герои не живут, а выживают, мучаются и ищут выхода из невыносимых условий, […]...
- Роль природы в произведениях русских писателей XIX века (по роману Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные») Тучи, как волосы, встали дыбом Над дымной, бледной Невой. Б. Пастернак Природа всегда играет важную роль в художественных произведениях. Она помогает писателю передать состояние души героя, подчеркнуть различными состояниями природы, плохое либо хорошее действие предстоит совершить герою. Наши предки были язычниками, и потому, наверное, у русских писателей такое большое место в произведениях занимает описание природы. […]...
- Мир человеческих чувств в прозе начала xx века (А. И. Куприн. «Поединок» ) Повесть А. И. Куприна «Поединок» — вершина творчества, итоговое его произведение, в котором он обращается к проблеме личности и общества, их трагической дисгармонии. «Поединок» — произведение политически злободневное: в самой повести ничего не говорится о русско-японской войне, однако современники восприняли ее в контексте тех событий. Куприн раскрыл сущность того состояния […]...
- Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века (на примере одного произведения) Тема Великой Отечественной войны в литературе. Великая Отечественная война 1941-1945 гг., унесшая жизни многих миллионов, стала одним из самых трагических фактов истории XX в. Такое событие, как война, Л. Н. Толстой определял как «противное человеческому разуму и всей человеческой природе». Военное лихолетье, человек на войне, память потомков о подвиге солдат — тематика многих художественных произведений, […]...
- ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (2 вариант) На протяжении столетий писатели и поэты русской литературы поднимают извечную проблему — это взаимосвязь природы с окружающим миром, с человеком. Поэтому не случайно Чингиз Тореку-лович Айтматов в своем романе «Буранный Полустанок» показывает главного героя, Едигея Жангельдина, на фоне степей, холодных и равнодушных к человеку. По мнению Айтматова, природа составляет основу человеческого бытия. Именно отношение человека […]...
- Природа человека в изображении писателей-реалистов демократического направления эпохи рубежа XIX-XX века Эпоха рубежа 19-20 веков — сложное и очень интересное время. Оно дало искусству и литературе, в частности, очень много направлений, течений, школ, имен, высокохудожественных произведений. Так, реалистическое демократическое направление дало миру такие литературные имена, как В. Г. Короленко, Л. Андреев, В. В. Вересаев. Эти писатели в своем творчестве продолжали и развивали традиции реалистической школы, начатой […]...
- Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Воспитывая грамотных читателей, учитель-словесник может показать школьникам, что стихи о природе — это не только изображение родных пейзажей глазами поэтов, но и трепетный рассказ об их собственной душе. Они видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая порой сложные чувства, но помогая нам понимать, почему мир видится им именно таким. Для этого учитель должен организовать на […]...
- Тема любви в русской прозе XIX века Любовь способна творить чудеса, полностью изменить их видение жизни. Быть может, это самое сильное чувство, властвующее над разумом человека и способное заставить его по-новому смотреть на мир, воспринимать события с особой остротой ощущений как водоворот немыслимых происшествий. Каждый человек в своей жизни рано или поздно испытывает чувство любви, и тогда его жизнь наполняется новыми впечатлениями […]...
- ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (3 вариант) Землю надо беречь! Отечественные Писатели и публицисты, по-моему, первыми ПроРвали Плотину Благостности, Которая стояла на пути решения эко- Логических проблем в нашей стране. Говорить об экологии сейчас, в конце XX века, — значит говорить уже не об изменении жизни, как прежде, а о ее спасении. Надо спасать реки, которые превращаются в сточные канавы с уродливыми […]...
- Постмодернизм в прозе XX века Постмодернизм — явление, первоначально проявившееся и теоретически оформившееся в западном искусстве. Среди литературоведов термин впервые применил Ихаб Хассан в 1971 г., первый манифест постмодернизма сочинил Лесли Фидлер, а в 1979 г. вышла книга Ж. Лотара «Постмодернистское состояние», в которой философски осмысливалось состояние мира в период развития средств массовой коммуникации, способствующих замене реального мира компьютерной иллюзией. […]...
- Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века Советская литература в дни войны Становится истинно народным искусством, Голосом героической души, Души народа. А. ТОЛСТОЙ Выдающаяся победа Советского Союза над фашисткой Германией явилась всемирно-историческим событием, имевшим огромное международное значение. Фашизм был разбит. Советская Армия разгромила и уничтожила свыше 500 немецких дивизий и около 100 дивизий сателлитов Германии. Чтобы понять значение этих цифр, достаточно вспомнить, […]...
- Природа в русской литературе XX века Невозможно открыть газету и не прочитать в ней статью об очередном экологическом бедствии. Статью об умирании Волги, источнике озонового слоя и о многих других страшных вещах! Стыдно сказать, но скандинавы приезжают к нам со своей питьевой водой, а государство не может спасти облученных людей, и это делают за границей. Мы должны признать, что настал тот […]...
- Тема судьбы в произведениях русской литературы XIX века (по лирике и прозе М. Ю. Лермонтова) Много жизни, много радостей в золотом Бокале юности, — и благо тому, кто не Осушал его до самого дна, кто не ведал Тоски пресыщения! В. Г. Белинский Мы знаем: Пушкин жил и формировался в эпоху расцвета декабризма, а Лермонтов отразил в своем творчестве эпоху последекабрьского безвременья. Ho мы далеко не всегда представляем себе, что это […]...
- ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (1 вариант) Невозможно открыть газету и не прочитать в ней статью об очередном экологическом бедствии. Статью об умирании Волги, источнике озонового слоя и о многих других страшных вещах! Стыдно сказать, но скандинавы приезжают к нам со своей питьевой водой, а государство не может спасти облученных людей, и это делают за Границей. Мы должны признать, что настал тот […]...
- «Изображаемая Жуковским природа — романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца… » (В. Г. Белинский.) Объективный мир природы — не есть то, что должно изображать искусство, искусство призвано передавать лишь то невыразимое душевное волнение, которое составляет суть внутренней жизни сознания. А. Гуковский Самым мудрым художником слова, на мой взгляд, является В. А. Жуковский. Как никто другой, он был первым мастером психологического пейзажа в русской литературе. И это заслуживает еще большего […]...
- Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…») Великая Отечественная война 1941-1945 гг., унесшая жизни многих миллионов, стала одним из самых трагических фактов истории XX в. Такое событие, как война, Л. Н. Толстой определял как «противное человеческому разуму и всей человеческой природе». Военное лихолетье, человек на войне, память потомков о подвиге солдат — тематика многих художественных произведений, созданных как в военные годы, так […]...
- Роль Стендаля и Бальзака в мировой и французской прозе XIX века Творчество Стендаля относится к первому этапу в развитии французского критического реализма. Стендаль вносит в литературу боевой дух и героические традиции только что отзвучавшей революции и Просвещения. Связь его с просветителями, подготавливающими головы к предстоящей революции, можно наблюдать как в творчестве писателя, так и в его философии и эстетике. В своем понимании искусства и роли художника […]...
- Природа — храм: символизм конца XIX — начала XX века Если символом эпохи Барокко мог бы стать «мыслящий тростник», «человек — не что иное, как слабейший в природе тростник», трепещущий от собственной малости несоизмеримой с грандиозностью мира, но все его величие состоит в том, что он мыслящий тростник: «Все наше достоинство заключено в мысли». Символом творчества новых романтиков мог бы стать крылатый «Пьяный корабль» Рембо, […]...
- Образ современника в отечественной прозе последних десятилетий. (По прозе В. Пелевина) Образ современника в отечественной прозе последних десятилетий. (По прозе В. Пелевина) В краткую эпоху «перестройки» в России успехом пользовались прежде всего произведения, так или иначе разоблачающие мифы, созданные в эпоху Советского Союза, сам строй жизни Советского Союза; художественные произведения в основном оценивали по общественной пользе. Так, большим событием стал роман Владимира Дудинцева «Белые одежды», впервые […]...
- Человек в гармонии с природой в русской прозе XX века (На примере рассказа В, Г. Распутина «Байкал, Байкал…») 1. Величальная песнь морю-озеру Байкал. 2. Влияние Байкала на жизнь человека. 3. Вечно мудрая и нравственная Природа. …О, дух Байкала — это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды и с мистической опаской задумываться, насколько волен человек в иных местах делать все, что ему заблагорассудится. В. Г. Распутин Байкал — великое озеро России не […]...
- «Изображаемая Жуковским природа — романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца…» Василий Андреевич Жуковский — родоначальник русского романтизма, замечательный лирический поэт. Его поэзия в известной мере сродни музыке и, пожалуй, никто их русских поэтов не был связан с ней столь органично. Большое количество своих стихотворений поэт посвятил теме природы, но за пейзажными зарисовками скрывается нечто большее. Обратимся к стихотворению «Море» . Здесь пейзаж кажется странным, в […]...
- Сочинение на тему: природа весной Натура весной сообразно-собственному благовидна. Опосля длинного зимнего сна она смотрится сонной, незначительно неуверенной. Однако с любым деньком Натура затевает вербовать мощь. Почти горячие солнечные лучи молвят о том, будто пришло время весны, зимушка тут более никак не владелица. С любым деньком снега делается все не в такой мере, он пробует запрятаться в тени деревьев, однако […]...
- «Изображаемая Жуковским природа — романтическая природа, дышащая таинственною жизнью души и сердца» Трудно представить литературу и отечественную историю первой половины XIX столетия без Василия Андреевича Жуковского. Он стоял у колыбели зарождающегося таланта молодого Пушкина, с восторгом приветствуя его первые шаги и крепнущий голос. Это его портрет с трогательной подписью: «Победителю-ученику от побежденного — учителя», подаренный Пушкину в тот высокоторжественный день, когда была окончена поэма «Руслан и Людмила», […]...
- Природа и искусство в поэзии Пастернака Как в поэзии Пастернака отражена связь природы и искусства, художественного творчества? После выхода сборника стихотворений «Сестра моя — жизнь» современники заговорили о Б.Л. Пастернаке как о талантливейшем поэте. Это заглавие раскрывает самую суть мироощущения художника, утверждает единство душевной жизни его и жизни природы, мира в целом. Образы, достойные художественного воплощения, существуют повсюду — на улице, […]...
- Природа в творчестве А. А. Фета Фет — один из лучших русских поэтов-пейзажистов. Его стихи о природе являются ценнейшей частью литературного наследия. В поэзии Фета картины природы оживают и становятся неотъемлемой частью жизни человека. Они становятся более детальными, в большей степени конкретными, чем у предшественников поэта. Поэзия Фета, посвященная природе, очень оригинальна. Так, например, поэт очень редко прибегает к образам традиционных […]...
- Поэзия Фета — сама природа, зеркально глядящая в человеческую душу (Бальмонт) Для поэта-идеалиста его творчество, его стихи — это им созданный мир, в котором живет он сам, его мечты, его чувства, где необыкновенная красота природы и любовь порой соседствует с печалью, разлукой. Однако этот мир остается прекрасным, нетронутым невзгодами, проблемами реальной жизни, он остается надежным убежищем от этих невзгод, огороженным границами романтичной фантазии автора. В поэзии […]...
- Человек и природа 10 класс рассуждение на тему природа А. Пьерон говорил: «Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека». Мне хотелось бы начать свое сочинение-рассуждение с понятия человека. Что есть человек? Это существо, которое стоит на самой высокой ступени развития жизни, он является субъектом общественной и исторической деятельности. Кроме того, человек — это своеобразная система, где объединяются физическое и психическое […]...
- Пейзаж в прозе А. П. Чехова Антон Павлович Чехов — тонкий лирик, умеющий увидеть и передать красоту окружающего мира, его гармонию и индивидуальность. В повести «Степь» с большой лирической выразительностью раскрывается «торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни». Как будто забывая о своей глубоко укоренившейся сдержанности повествования, автор пишет: «…душа дает отклик прекрасной суровой родине, и хочется лететь над […]...
- Мини Тема сочинения: природа Натура и человек тесновато соединены. И ежели натура имеет возможность быть в отсутствии человека, то человек в отсутствии нее никак не имеет возможность. Потому этак принципиально существовать в согласии с природой. Однако, к огорчению, люди пробуют подчинить себе природы, начинать ее владельцем, но, наверное никак не выходит. Природу необходимо оберегать, так как наверное наш терем. […]...
- Основные темы лирики Фета — природа и любовь Афанасия Афанасьевича Фета с полным правом можно назвать певцом природы. В пейзажной лирике он достиг блистательных художественных высот, подлинной реалистической глубины. Как ни один другой поэт, Фет обращает внимание на мельчайшие подробности жизни родной природы, в совершенстве владеет многоцветной кистью. Он описывает самые обыденные моменты в неподозреваемой красоте. Фет строит картину мира, который он видит, […]...
- Размышляя о прозе Пушкина. Проза Пушкина. Мысли о прозе Пушкина Русский женский национальный характер. В развитии русской художественной прозы основополагающее значение А-ра С-ча П-на особо велико, ведь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне, по сравнению со стихами, находился литературный язык прозы. Поэтому перед П-ным-прозаиком встала исключительно трудная задача обработки самого материала данной области словесного искусства. Прозаические жанры привлекали своей большей […]...