Пейзаж в прозе А. П. Чехова

Антон Павлович Чехов – тонкий лирик, умеющий увидеть и передать красоту окружающего мира, его гармонию и индивидуальность. В повести “Степь” с большой лирической выразительностью раскрывается “торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни”. Как будто забывая о своей глубоко укоренившейся сдержанности повествования, автор пишет: “…душа дает отклик прекрасной суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей”.

Чеховская степь поэтична, поражает мощью и полнотой неистраченных сил. Но в то же время степь словно “сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные”. Такие произведения, как “Степь” или – более поздние – “Дом с мезонином”, “Дама с собачкой”, давали некоторым исследователям повод говорить о чеховском романтизме. Писатель продолжает традиции русской классической литературы, когда изображение пейзажа подчеркивает настроение героя, его лирический настрой, умение слиться с окружающим миром, ощутить в себе гармонию и красоту.

Герои Чехова и природа не существуют отдельно друг от друга. Они сосуществуют в ладу или резком контрасте. “О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова”. Пейзаж и панорама Ялты в повести “Дама с собачкой” выступают фоном умиротворенности героев, наступившей гармонией их отношений.

Так кратко, без лишних слов, автор сумел показать пришедшее к героям чувство любви. Они сами еще не подозревают, что их “курортный роман” – не легкое увлечение, а глубокое и сильное чувство, но автор уже объясняет это читателям, включая в повествование мирный вид города. “Так шумело внизу, когда еще тут не было – ни Ялты, ни Ореанды, теперь шумит и будет шуметь так же равнодушно и глухо, когда нас не будет. И в этом постоянстве, в полном равнодушии к жизни и смерти каждого из нас кроется, быть может, залог нашего вечного спасения, непрерывного движения жизни на земле…” Картины природы являются в повестях Чехова и своеобразными “мостками”, по которым автор переходит от темы к теме, от одной сюжетной линии к другой.

Хочется отметить и еще одну особенность и чеховской прозы, и классической русской литературы в целом при описании героев и пейзажа. “Отрицательные персонажи” никогда не “общаются” с природой, они ее не замечают, считая лишь себя центром вселенной. Так, герой рассказа А. П. Чехова “Человек в футляре” Беликов не только не замечает окружающей красоты, он постоянно прячется от нее в своеобразный футляр из одежды, калош, зонта… Окружающий мир страшит его своей изменчивостью: “как бы чего не вышло”: “Ложась спасть, он укрывался с головой; было жарко, душно, в закрытые двери стучался ветер, в печке гудело; слышались вздохи из кухни, вздохи зловещие…” Герой другого рассказа, “Ионыч”,- Дмитрий Ионыч Старцев увидел окружающую красоту лунной ночи, когда чувство любви охватило его, но позже уже никогда не показал автор такого слияния персонажа с природой.

Его уже не было. Человек, мечтающий лишь о богатстве, жаждущий наживы, не видит пользы в пустом созерцании природы. Первый признак “неблагополучия” человека, если он не замечает окружающей красоты. И это гениально понял и показал А. П. Чехов.

Автор не шел против истины ни в жизни, ни в искусстве, поэтому его произведения нам и интересны, учат правильному восприятию жизненных ситуаций, умению понять жизнь с ее многообразием и красотой.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Пейзаж в прозе А. П. Чехова