Взгляд А. П. Чехова на судьбу России (по пьесе “Вишневый сад”)

“Вишневый сад” – последняя пьеса гениального Чехова. В ней нашли свое выражение философские размышления драматурга: о судьбе России – ее прошлом, настоящем и будущем; о современниках и потомках, о быстротечном времени, о предназначении человека.
В центре пьесы находится судьба имения помещиков Гаевых. “Душой” этого имения является вишневый сад, с которым связаны воспоминания трех поколений героев: Раневской и Гаева, Лопахина, Ани и Пети Трофимова. У каждого героя эти воспоминания – свои. Но, в любом случае, лирический

образ вишневого сада играет роль критерия для оценки всех персонажей; их отношение к вишневому саду является определением их жизненных позиций.

Так оцениваются в пьесе три социальные силы тогдашней российской действительности.
В пьесе происходит борьба за вишневый сад, борьба за красоту жизни, за Россию, которая, в конечном итоге, и воплощена в образе сада. Лопахин – только разрушитель красоты. Он представитель мещанской прозы реальной действительности. Его подход к саду сугубо прагматический и утилитарный.

Этот герой стремится

заработать как можно больше денег – любым путем. И в жертву этой цели он с легкостью приносит красоту, память, воспоминания детства: “Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает”.
Намерения Пети Трофимова и Ани также ясны. Они не считаются с конкретным вишневым садом, потому что хотят превратить в цветущий сад всю Россию, сделать счастливыми всех людей. Эти герои жертвуют “малым”, чтобы совершить “великое”.

Но правы ли они, поступая так? Ведь зачастую великое и складывается из малого.
А в чем же состоит акция Раневской и Гаева? Действие этих персонажей состоит в борьбе за красоту и может проявиться только в бездействии. Они отказываются превратить свой прекрасный сад, свою поэзию в лопахинскую прозу с ее торгашеской пошлостью, в обыкновенное капиталистическое предприятие.

Эти герои не защитили свой вишневый сад, но, как бы то ни было, они и не предали его. Не предали и не продали. Они не захотели стать участниками разрушения красоты не только во имя наживы, но даже и во имя простого обеспечения своего существования.
Раневская и Гаев предпочли разорение на старости лет – торгашеской пошлости. В этом сказалось их своеобразное рыцарство, отвращение к мещанству. Конечно, нельзя забывать о том, что если они и рыцари, то все же “рыцари печального образа”, рыцари комические.

Но невозможность примириться с гибелью красоты остается их качеством. Пусть они всего лишь дети, прячущиеся от реальности, не желающие видеть ее, но нельзя не испытывать симпатию к людям, любящим красоту и презирающим буржуазную пошлость.
Таким образом, можно сказать, что “Вишневый сад” – это пьеса о прошлом, настоящем и будущем родины. Важно, что вишневый сад – многозначный символ. Он олицетворяет, в том числе, и будущее России. “Вся Россия наш сад”, – говорит Трофимов во втором действии, и ему вторит в финальном акте Аня: “Мы насадим новый сад, роскошнее этого”…
Образ красоты самой родины возникает перед нами. Гаевы-Раневские недостойны ни красоты будущего, ни – увы! – даже красоты умирающего прошлого. Они не смогли сберечь и удержать эту красоту, свои ценности, свою Россию. Чехов показывает, что дворяне и та культура, образ жизни, которые они олицетворяют, – отживающее, безвозвратно уходящее явление.

Самое наглядное тому подтверждение – судьба старика Фирса, одиноко умирающего в проданном имении.
“Вот слезоточивая Раневская и другие бывшие хозяева “Вишневого сада”, – писал Горький, – эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая…”
Но и Лопахин, и даже Петя с Аней так же чужды нежной прелести вишневого сада, поэзии жизни, своей родины. Все это – не то, Чехов не видит в них спасителей России, олицетворения прекрасной родины. Поэтому в “Вишневом саде” очень отчетливо звучит надежда драматурга на обновление России.

Он верит, что придут люди, которые будут достойны всей красоты родной земли. Они очистят, и искупят все ее прошлое, и превратят всю родину в волшебный сад. Из всех героев пьесы, возможно, лишь только Аня будет вместе с этими людьми.
Таково, на мой взгляд, поэтическое содержание мудрого и самого светлого, оптимистического произведения Чехова – его пьесы “Вишневый сад”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Взгляд А. П. Чехова на судьбу России (по пьесе “Вишневый сад”)