Тема судьбы в произведениях русской литературы XIX века (по лирике и прозе М. Ю. Лермонтова)

Много жизни, много радостей в золотом
Бокале юности, – и благо тому, кто не
Осушал его до самого дна, кто не ведал
Тоски пресыщения!
В. Г. Белинский
Мы знаем: Пушкин жил и формировался в эпоху расцвета декабризма, а Лермонтов отразил в своем творчестве эпоху последекабрьского безвременья. Ho мы далеко не всегда представляем себе, что это значит – безвременье.
В 1814 году, когда Лермонтов родился, а Пушкину было пятнадцать лет, Россия еще остро помнила горечь бед и потерь Отечественной войны 1812 года, но уже гордилась победой

над Наполеоном. Эта победа укрепила веру лучших людей России в силы своего народа, заставила задуматься над его судьбой, вступить в борьбу за его освобождение. Лицеист Пушкин рос в атмосфере страстных споров о будущем России – юноши его поколения верили, что это будущее зависит от них, от их ума, таланта, деятельности.

Они готовили себя к этой деятельности: один хотел быть полководцем, другой ученым, третий – создателем новых законов. И все они вместе мечтали ввести в России новое, более справедливое законодательство, спорили о республике, о конституции.
В 1829 году, когда Лермонтову было пятнадцать лет,

а Пушкину тридцать, надежды на конституцию, республику, освобождение народа рухнули. Николай I твердо запомнил уроки 14 декабря 1825 года. Он не только отправил декабристов на виселицу и каторгу, он принял меры к тому, чтобы их дело не возродилось.

Ровесники Лермонтова не могли мечтать о деятельности, потому что деятельность в эпоху Николая I сводилась к повиновению. Полководцы нужны были для подавления народа, судьи – для свершения суда несправедливого, поэты – для прославления царя. Атмосфера мысли, споров, надежд сменилась атмосферой подозрительности, страха, безнадежности.
Поколение нее Лермонтова уже не могло идти дорогой декабристов, ошибки которых стали очевидны после их разгрома.
Нового же пути это поколение не выработало.
“Все мы были слишком юны, чтобы принять участие в 14 декабря, писал Герцен. – Разбуженные этим великим днем, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживать слезу, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли – и какие мысли!.. – то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости”.
Эти слова можно сказать и о Лермонтове. Он сам, Михаил Юрьевич Лермонтов, – лирический герой почти всех своих стихов. Его лирический герой – это человек одинокий, бурно тоскующий, предчувствующий раннюю свою гибель и всегда страстно жаждущий деятельности, счастья:
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Дайте раз по синю полюПроскакать на том коне;
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне.
Это стихотворение созвучно с написанным в том же году “Парусом”. Ho почему “жизнь и воля” представляются поэту “чуждой долей”? Почему парус “просит бури”?
Дело в том, что Лермонтов уже в четырнадцать лет ощутил обреченность своего поколения на бездействие:
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
В лирике Лермонтова отчетливо видна личность человека его времени, рано сформировавшегося и рано отчаявшегося.
Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем…
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолгоЕе однообразное теченье…
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…
Именно в эти годы поэзия Лермонтова становится поэзией страстно ищущей и беспощадно анализирующей мысли, именно в ней молодое поколение начинало осознавать свою трагедию.
He зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд ее мрачит,
И нам горька постылой жизни чаша,
И уж ничто души не веселит.
А какая горечь наполняет строки более позднего стихотворения, ставшего трагической думой всего поколения:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
И сразу возникают в памяти строки:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушныИ перед властию – презренные рабы.
Ho ведь не о физическом малодушии говорит Лермонтов. Много храбрых людей среди молодежи, но и отвага их растрачивается впустую. Кто из них способен на подвиг декабристов?

Власть превратила их в рабов, и сами понятия родины и чести по-рабски извращены ими. И не сочувствие, а презрение вызывают к себе эти духовные рабы, не сознающие своего рабства и находящие удовлетворение в своем унизительном существовании. Страшные строки, и нужно было много выстрадать и многое понять, прежде чем написать их.

Именно поэтому поэзия Лермонтова – это подготовка к блестящему подъему на вершины его прозы.
Цель лермонтовского “Героя нашего времени” – создать “портрет, составленный из пороков всего поколения”. Однако в предисловии к роману автор насмешливо предупреждает, что у него нет гордой мечты “сделаться исправителем людских пороков”.
Ведь недостатки каждого отдельного человека могут быть присущи только ему – тогда можно пытаться их исправить. Ho когда недостатки или пороки свойственны целому поколению, вина ложится не на отдельных людей, а на общество, породившее эти пороки.
“Герой нашего времени”. Мы видим героя в разных эпизодах его жизни. В “Бэле” он активен, деятелен, неутомим, на кабана ходил один на один; не побоялся вступить в борьбу с целым кланом родственников Бэлы; не страшился ни чеченских пуль, ни кинжала Казбича.

Ho уже и тогда Максим Максимыч поражался внезапной изменчивости его характера: “А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет – уверяет, что простудился; ставнем стукнет – он вздрогнет и побледнеет…”. Через пять лет он стал холоден и равнодушен.
Эти пять лет понадобились Лермонтову, чтобы показать: в жизни Печорина ничего не меняется, не возникает ни радостей, ни надежд, ни деятельности. Надежды не остается, герой обречен па бесплодную жизнь и бесславную смерть.
У Печорина “ненасытная жадность” участвовать во всех событиях чужой жизни. И это вовсе не плохое свойство характера.
Ho выдающиеся силы Печорина растрачены на достижение отнюдь не выдающихся целей. Украсть горянку и добиться ее любви; разыграть влюбленного перед княжной Мэри; застрелить человека в конечном счете из-за пустяков – в этих стычках Печорин добивается самоутверждения личности. Однако итог оказывается неутешительным: наступает раннее опустошение. Печорин сам осознает причину своего краха: “Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил?

Для какой цели я родился?
А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Ho я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни”.
Печорин не образец для подражания; он только герой своего времени. Вслед за ним пошли другие времена и другие герои. История России не остановилась – она шла дальше.

Печорин нам дорог, потому что, читая роман, мы узнаем важные сегодня вещи. Мы узнаем, что жестокость, равнодушие, невозможность действовать и трудиться – все это тяжелая ноша для человека. У Печорина не было возможности осуществить свои стремления, поэтому он несчастлив.
Наше время люди сами распоряжаются своей судьбой, от нас самих зависит сделать свою жизнь полной или опустошенной. Читая о Печорине, читая стихи Лермонтова о молодом поколении, мы учимся ценить полноту нашей жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема судьбы в произведениях русской литературы XIX века (по лирике и прозе М. Ю. Лермонтова)