Природа и искусство в поэзии Пастернака

Как в поэзии Пастернака отражена связь природы и искусства, художественного творчества?

После выхода сборника стихотворений “Сестра моя – жизнь” современники заговорили о Б.Л. Пастернаке как о талантливейшем поэте. Это заглавие раскрывает самую суть мироощущения художника, утверждает единство душевной жизни его и жизни природы, мира в целом. Образы, достой­ные художественного воплощения, существуют повсюду – на улице, в доме, в лесу.

Критики отмечали, что Пастернак совершенно не приемлет предвзятое отношение к искусству,

следование четким традициям, догмам. Главной для него ос­тавалась непосредственность восприятия.

Восприятие природы сливается у поэта с процессом вдох­новения. Об этом Пастернак говорит уже в своем раннем сти­хотворении “Февраль. Достать чернил и плакать!..”.

Тема это­го произведения – предчувствие приближающейся весны. Природа здесь – это ливень, “грохочущая слякоть”, “тысячи грачей” на деревьях, черные проталины. Это внешний план стихотворения. Внутренний план – процесс пробуждения поэзии:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая

слякоть Весною черною горит.

Лирический герой этого стихотворения, проникнутый ощущением приближения весны, обретает способность сла­гать “стихи навзрыд”. Приближающаяся весна, само ожида­ние ее рождает в душе лирического героя сильные эмоции. В начале и финале стихотворения звучит мотив слез, рыданий.

В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.

Основной цвет этого стихотворения – черный (грачи, чер­неющие проталины, чернила). Этот тон задан уже в первой строфе (“Достать чернил и плакать!”). Таким образом, уже здесь обозначается противостояние зимы и наступающей весны.

Поэт использует здесь различные средства художествен­ной выразительности: эпитеты (“грохочущая слякоть”, “су­хую грусть”), метафору (“Пока грохочущая слякоть Весною черною горит”, “И ветер криками изрыт”).

В стихотворении “Все наденут сегодня пальто…” также со­стояние природы соответствует душевному состоянию лири­ческого героя, который “ненастьями запил”. Осеннее солнце кажется ему таким же грустным, как и его любимая:

Засребрятся малины листы,

Запрокинувшись кверху изнанкой,

Солнце грустно сегодня, как ты,-

Солнце нынче, как ты, северянка.

Та же самая тематика присутствует в стихотворении Пас­тернака “Определение поэзии”. По мысли поэта, процесс твор­чества включает в себя все явления окружающей действитель­ности и природного мира:

Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это ночь, леденящая лист,

Это двух соловьев поединок.

Поэт использует здесь необычные эпитеты (“круто налив­шийся свист”, “на трепещущих мокрых ладонях”), олицетво­рение (“Все, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях”, “Этим звездам к лицу б хохотать”).

Полное растворение жизни поэта в природных явлениях мы видим в стихотворении “Снег идет”. С картиной падаю­щего снега сливаются здесь и цветы герани на окне, и ступе­ни черной лестницы, и чердак, и “убеленный пешеход”, и “удивленные растенья”, и “перекрестка поворот”. Ощутимо звучит здесь мотив кружения, снежной круговерти.

Затем мо­тив этот плавно переходит в размышления лирического героя о круговерти жизни. Время быстротечно, оно подобно круже­нию метели, напористому зимнему снегопаду:

Снег идет густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

И опять явления природы здесь сближены с процессом творчества. Слова в поэме подобны снегу, годам жизни.

Основные цвета этого стихотворения контрастны, поляр- ны. Это черный и белый. И в этом заключена определенная символика.

Жизнь, по мысли поэта, – это чередование хоро­шего и дурною. Эта символика проявляется и в образах про­изведения. Так, “убеленный пешеход” – это умудренный опы­том человек, проживший жизнь одинокий странник. Пуска­ющиеся в полет “черной лестницы ступени” – это виражи, которые предлагает человеку его судьба.

Они не всегда благо­приятны, желательны для нас. “Перекрестка поворот” – так­же символ жизненных перипетий, судьбоносных, роковых обстоятельств, ситуаций.

Поэт использует в этом стихотворении эпитеты (“белым звездочкам”, “черной лестницы”, “в заплатанном салопе”), метафору (“Потому что жизнь не ждет”), риторические вопро­сы (“Или с той же быстротой, Может быть, проходит время?”).

Таким образом, природа порождает в поэте вдохновенье, она – неизменный спутник творческого процесса.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Природа и искусство в поэзии Пастернака