“Изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца…”
Василий Андреевич Жуковский – родоначальник русского романтизма, замечательный лирический поэт. Его поэзия в известной мере сродни музыке и, пожалуй, никто их русских поэтов не был связан с ней столь органично.
Большое количество своих стихотворений поэт посвятил теме природы, но за пейзажными зарисовками скрывается нечто большее. Обратимся к стихотворению “Море” . Здесь пейзаж кажется странным, в нем нет конкретики. Читатель видит безмолвное море и светлое небо, соседствующее с темными тучами. Лирический герой очарован изменением,
За прекрасным пейзажем скрывается иносказание. Море близко состоянию поэта, его душе. Море, по его мнению, пытается освободиться от “земной неволи”, море не является символом свободы, оно олицетворяет собою плен, печаль, тоску.
Своеобразным манифестом Жуковского как поэта-романтика, раскрывающим его эстетические и философские взгляды, является стихотворение “Невыразимое”. В нем объясняется взгляд на природу романтического вдохновения и философия искусства слова. Лирический герой стихотворения стремится к ускользающей красоте. Поэтическое познание
Природа изначально одушевлена присутствием “Создателя в созданьи”. Поэт стремится слиться с природой, уподобиться ей, чтобы “природы дивные созданья” претворить в своей душе, но он бессилен:
Хотим прекрасное в полете удержать,
Ненареченнному хотим названье дать,
И обессиленно безмолвствует искусство…
Перед лирическим героем на миг является божественный свет, лишь только для того, чтобы подтвердить свое существование, Описать это чудо не возможно, отсюда и появляется эпитет “невыразимое”.
Какой для них язык? Горе душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.
Получается, что описывая природу, поэт передает неуловимые движения души, пытается открыть тайну природы, но это оказывается невозможным.
У Жуковского пейзаж связан с конкретным психологическим состоянием. Пейзаж и переживания сливаются в одно. Вот, например, в элегии “Вечер” изображаемый пейзаж можно назвать пейзажем души: поэту “приятна” “тихая гармония” ручья, “вьющегося по светлому песку”.
Лирические чувства, которые просыпаются в поэте, созвучны творческой силе природы. Таким образом устанавливается кровная связь между душой поэта и душой природы.
- “Изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца… ” (В. Г. Белинский.) Объективный мир природы – не есть то, что должно изображать искусство, искусство призвано передавать лишь то невыразимое душевное волнение, которое составляет суть внутренней жизни сознания. А. Гуковский Самым мудрым художником слова, на мой взгляд, является В. А. Жуковский. Как никто другой, он был первым мастером психологического пейзажа в русской литературе. И это заслуживает еще большего […]...
- “Изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственною жизнью души и сердца” Трудно представить литературу и отечественную историю первой половины XIX столетия без Василия Андреевича Жуковского. Он стоял у колыбели зарождающегося таланта молодого Пушкина, с восторгом приветствуя его первые шаги и крепнущий голос. Это его портрет с трогательной подписью: “Победителю-ученику от побежденного – учителя”, подаренный Пушкину в тот высокоторжественный день, когда была окончена поэма “Руслан и Людмила”, […]...
- Романтическая поэзия Жуковского Нам с детства известен В. А. Жуковский – автор знаменитых баллад “Лесной царь”, “Перчатка”, “Кубок”, “Светлана” и многих других. Позже мы узнали о том, что почти все они были переведены, чаще всего с немецкого языка, но от этого творения поэта не утратили своей оригинальности и самобытности. Гоголь верно заметил, что на переводах Жуковского так отпечаталась […]...
- Романтическая восприимчивость детской души Каждый человек является обладателем души – субстанции, напоминающей мерцающий огонек, горение которого происходит внутри уличного фонарика. М. Харитонов в своей статье затронул необычную тему романтическому настрою детской души, ее способности к усваиванию и переработке внешних впечатлений. Автор считает, что аналогично организму, во что-то полноценное перерабатывающему скудную телесную пищу, душа обладает способностью к усваиванию и переработке […]...
- Природа и человек в романтической лирике Жуковского В. А. Жуковский вошел в нашу литературу как основоположник русского романтизма, открывший новые пути развития поэзии. Главным предметом своей поэзии он избрал мир человеческой души. По образному выражению Белинского, Жуковский дал русской поэзии “душу и сердце”. Этими словами он подчеркнул значение Жуковского как зачинателя русской психологической лирики. “Душа и сердце” поэта неизменно присутствуют в тех […]...
- Сочинение на тему: “Дух полный разума и злобы, лишенный сердца и души, нежизнеспособен” Высказывания великих поэтов, в особенности русских, всегда вызывают отклик в душах читателей. Примеров тому существует великое множество, но хотелось бы выделить из них лишь те, которые действительно производят сильнейшее из возможных впечатлений. К примеру, к таким высказываниям можно с уверенностью отнести то, которое было вынесено в заголовок моего данного сочинения. Оно не только великолепно выстроено […]...
- РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” Герой поэмы “Мцыри” и его трагедия. Он вырос взаперти и неприспособлен к жизни на воле. Страстное желание увидеть родину. Структура поэмы. Роль пейзажа в поэме: пейзаж отражает душевное состояние героя, либо показывает необычайные картины природы. Романтические пейзажи, как правило, яркие, символичные, они необычны, как и сам романтический герой (пример пейзажа из текста, например, глава 11, […]...
- “Мцыри” М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли, и пылкий, мятежный борец Мцыри. “Любимый идеал” поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову, как и Мцыри, свойственны “пламенная страсть” к свободе, стремление к действию, “боренью”. Его […]...
- Тема природы в лирике Жуковского Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 г. Он основоположник русского романтизма. Белинский говорил, что Жуковский дал для русской поэзии “душу и сердце”. “Душа и сердце” присутствуют в произведениях, где Жуковский говорит о природе. Природа была неотъемлемой частью в жизни Жуковского. Оставаясь наедине с ней, он находил в природе собеседника, пусть даже молчаливого. Жизнь природы […]...
- Трагедия влюбленного сердца в лирической драме И. Франко “Увядшие листья” Невозможно остаться спокойным, прочитав хоть однажды неповторимые стихи из сборника “Увядшие листья”. Сколько здесь страстной любви, которая будто поднимает Франко к небу, сколько жгучей боли и печали от того, что у девушки “сердечко – колючий терновник”! А какая красота открывается в пейзажной лирике поэта! Передо мною как будто появляется другое лицо И. Франко – не […]...
- Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века Поэты – особые люди, наиболее тонко чувствующие красоту окружающего мира. Собственные переживания становятся для них источником творческого вдохновения. Наиболее светлые и прекрасные чувства вызывает в человеке созерцание родной природы. Образы природы – неизменная составляющая русской лирики. Они окрашены любовью и уважением, преклонением перед силой и красотой природы. […]...
- Как связаны в поэзии Тютчева мир природы и жизнь человеческой души? Как связаны в поэзии Тютчева мир природы и жизнь человеческой души? Одна из важнейших тем Тютчева – природа во всем многообразии ее проявлений и влияний на состояние человеческой души. В лирических миниатюрах Тютчева природа жива, одухотворена во всех своих проявлениях. Весенние воды “гласят во все концы: “Весна идет, весна идет…”; “лениво дышит полдень мглистый”; “Зима […]...
- Мир природы и души в стихотворениях Федора Ивановича Тютчева Природа у Ф. И. Тютчева крайне редко выступает просто как пейзаж, как фон, как нечто ничтожное и ненужное. Она, во-первых, является активным действующим лицом стихотворений поэта, всегда одушевлена. Во-вторых, воспринимается и изображается, как некая система более или менее понятных человеку знаков космической жизни. В поэзии непроходимой границы между человеком и природой не существует. Они весьма […]...
- “Страшный мир! Он для сердца тесен!” (По лирике А. Блока.) Александр Блок был символистом. Его стихотворения творились с глубоким вдохновением. Не почувствовать этого, мне кажется, невозможно: стихотворения эмоциональны, символичны и трогательны. А. А. Блок обладал редким даром – умением донести до читателя идею автора. Внутренний мир героя А. А. Блока богат чувствами самого автора. Блок покоряет искренностью. Если Александр Александрович восхищается женской красотой, герой боготворит […]...
- Природа в лирике Александра Пушкина Встречая в произведениях какого бы то ни было писателя картины природы, мы знаем, что это аллегория: часто они изображают таким способом историческую обстановку или события. В поэзии пейзажи – это выражение душевного состояния поэта. Появление картин гармонии или хаоса зависит от сиюминутного настроения автора, от того, какие чувства им владеют в момент написания стихотворения. Правда, […]...
- Природа, примиряющая человека с жизнью в поэзии Лермонтова Когда я смотрю на фотографию юного Лермонтова в военной форме, мне становится страшно оттого, что в глазах его таится такое одиночество, с каким обыкновенный человек в обыкновенных обстоятельствах вряд ли бы справился. Лермонтов же сумел не только подняться над этим состоянием души, но и стать великим поэтом. Он один из самых загадочных русских поэтов. К […]...
- Основные темы лирики Фета – природа и любовь Афанасия Афанасьевича Фета с полным правом можно назвать певцом природы. В пейзажной лирике он достиг блистательных художественных высот, подлинной реалистической глубины. Как ни один другой поэт, Фет обращает внимание на мельчайшие подробности жизни родной природы, в совершенстве владеет многоцветной кистью. Он описывает самые обыденные моменты в неподозреваемой красоте. Фет строит картину мира, который он видит, […]...
- Природа в стихотворении “Осень” В стихотворении “Осень” мы находим не только изображение природы; перед нами разнообразные картины жизни: охота помещиков, от которой страдают засеянные поля крестьян, катание на коньках, зимние праздники, летний зной, от которого изнемогают люди, т. п. Пушкин описывает в этом стихотворении и процесс своего поэтического творчества, говорит о судьбе передового поэта в условиях России 30-х годов […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Не то, что мните вы, природа Стихотворение Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” характеризует единство пейзажной лирики поэта, его понимание ценности и целостности первозданной красоты природы. Этим произведением поэт как будто признается в любви матушке природе, признавая и превознося ее как самостоятельную чувствующую сущность, наделенную душой, свободой, а также эмоциями и собственным языком для общения с окружающим миром. Федор Иванович […]...
- Интерес к миру человеческой души в поэзии В. А. Жуковского Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль… А. С. Пушкин На рубеже XVIII и XIX веков В. А. Жуковский сформулировал свой гуманистический жизненный принцип, которому не изменял никогда: “Каждый день – доброму делу, мысли или чувству”. К этому следует добавить и другое известное изречение Жуковского: “Дела поэта – слава его”. Более полувека поэт служил […]...
- Музыка сердца в лирике Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов ввел в русскую литературу неповторимый стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью слова. Он рано осознал себя “избранником” судьбы, “странной” и неминуемо трагичной личностью. Он был мятежным романтиком, мечтающим о гармоническом и прекрасном мире, где земное слито с небесным, духовное с природным, пластическое с музыкальным без конфликтов и противоречий. Поэт жаждал света, простоты […]...
- Русская природа в изображении Тютчева и Фета Перелистаем страницы сборников стихотворений Тютчева и Фета. Тема взаимоотношений, взаимопроникновения природы и человека занимает значительное место в творчестве этих поэтов. Вопрос об отношении к природе для них – это вопрос о любви к Родине, к России. Природа Тютчева – живая, одухотворенная, бесконечно разнообразная. Замечательные картины природы изображены Тютчевым в стихотворениях “Весенние воды”, “Зима недаром злится”, […]...
- ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА И РОДИНА В ПОЭЗИИ Н. М. РУБЦОВА ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА И РОДИНА В ПОЭЗИИ Н. М. РУБЦОВА О, сельские виды! О, дивное счастье родиться В лугах, словно ангел, под куполом синих небес! Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица, Разбить свои крылья и больше не видеть чудес! Н. М. Рубцов Удивительной чистотой, силой и свежестью чувства, глубиной душевных переживаний веет от произведений […]...
- Сентиментально-романтическая тема луны в балладах Жуковского Сентиментальная поэтизация народной жизни, столь важная для “русских” баллад, испытывается “мефистофельским” скептицизмом зловещего незнакомца, и обаяние патриархальных добродетелей разрушается. Предметом полемики становится затем сентиментально-романтическая тема луны, возникающая во многих балладах Жуковского (“Людмила”, “Светлана”, “Эолова арфа”, “Адельстан”, “Варвик”) и тесно связанная с важнейшими для поэта лирическими темами. Варьируя некоторые ключевые мотивы “Подробного отчета о луне” (1820), […]...
- Романтическая традиция пейзажа в лирике А. А. Фета В его стихах во всей своей красоте предстают все времена года: и лето, и зима, и весна с цветущими деревьями, да с первыми цветами, и осень с журавлями, кричащими в степи. Мне кажется, образ журавлей, так любимый многими русскими поэтами, впервые обозначил Фет. В поэзии Фета природа изображена детально. В этом плане он новатор. До […]...
- Романтическая лирика в творчестве М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов – это выдающийся поэт первой половины девятнадцатого века. В своих стихах поэт описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. И, исходя из этого, хотелось бы уделить особое внимание романтической лирике в его произведениях. Еще в юности, Лермонтов начал систематичное занятие поэзией, отразившие увлечения романтической […]...
- Живые и мертвые души в поэме Николая Гоголя “Мертвые души” Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя “Мертвые души”. Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы Чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома поэмы “Мертвые души”. Существует мнение, что Гоголь задумал создать поэму “Мертвые души” по аналогии […]...
- Человек и природа в поэзии Лермонтова Опальный ангел, с небом разлученный. Унывный демон, полюбивший ад, Ветров и 6ypь огромных странный брат, Душой внимавший песне звезд всезвонной. К Бальмонт Михаил Юрьевич Лермонтов – один из загадочных русских поэтов. К сожалению, он очень рано погиб: был убит на дуэли в неполные двадцать семь лет. Но успел за свою короткую жизнь так много. Уже […]...
- План сочинения – Человек и природа в творчестве Лермонтова Человек и природа в творчестве М.Ю. Лермонтова I. Вступление Нет, наверное, ни одного поэта, которым не обращался бы в своих стихотворениях к образам природы. Однако каждый поэт понимает природу и взаимоотношения ee с человеком по- своему. Лермонтов в этом отношении очень своеобразен. Дли него характерно, во-первых, противопоставление природы человеку, а во-вторых, уподобление природы человеку – […]...
- Как в стихотворении В. А. Жуковского “Море” решена проблема романтического двоемирия? Как в стихотворении В. А. Жуковского “Море” решена проблема романтического двоемирия? Размышляя над поставленным в задании вопросом, отметьте, что для В. А. Жуковского ключевой элегический мотив произведения связан с системой “двоемирия”. Покажите, что этот мотив наиболее устойчиво реализуется в системе субъективного пейзажа, поэтому в стихотворении создается романтическая антитеза “здесь” и “там”. Объясните, что с понятием […]...
- Романтическая любовь Пушкина Нужна ли такая свободная любовь поэту, которая не оставляет ничего в душе, опустошает душу? Ведь в этом случае сгорает и источник вдохновения. Пушкин начинает искать новый источник. Эти поиски побуждают поэта переосмыслить и тему любви, возвращаясь к истокам – именно к сравнению любви со свободой души и свободой чувств. Теперь Пушкин понимает, что романтическая любовь […]...
- Природа в прозе XIX века Федор Михайлович Достоевский – писатель городской стихии, Петербурга, поэтому в его творчестве мало развернуть картин природы, а где все же автор обращается к ее описанию это всегда ключ к предстоящим событиям. Федор Михайлович придает большое значение внешне предметному окружению героев своих произведений, картинам природы Пейзаж у Достоевского играет всегда важную психологическую роль. Роман “Униженные и […]...
- Анализ стихотворения “Песня” Жуковского “Песня” (1811). Стихотворение написано после отказа Екатерины Афанасьевны Протасовой Жуковскому в браке со своей дочерью по причине близкого родства. Основная тональность произведения – меланхолическая. Лирический герой одинок, но своей возлюбленной он желает счастья и мечтает только о том, чтобы она сохранила дружеские чувства: Живи, вкушай невинной жизни сладость; В душе не изменись; достойна счастья будь. […]...
- Природа в творчестве А. А. Фета Фет – один из лучших русских поэтов-пейзажистов. Его стихи о природе являются ценнейшей частью литературного наследия. В поэзии Фета картины природы оживают и становятся неотъемлемой частью жизни человека. Они становятся более детальными, в большей степени конкретными, чем у предшественников поэта. Поэзия Фета, посвященная природе, очень оригинальна. Так, например, поэт очень редко прибегает к образам традиционных […]...
- Человек и природа в поэзии Тютчева С поэзией Федора Ивановича Тютчева у каждого поколения читателей связаны свои воспоминания. Но я не знаю человека, которому была бы не знакомая эта лирика. В детстве мы читаем стихотворение на детских праздниках: Зима недаром злится Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. А впоследствии нас начинают влечь другие его строки: […]...
- Человек и природа в лирике А. А. Фета Творчество Фета знаменует новый этап в развитии русской поэзии. Хотелось бы назвать основные темы лирики Фета: 1.Греза чувств – это стихи, где чувства не созревает до ясности, и поэт не хочет до нее довести. 2.Лирика природы. Фет чувствовал единство природы и человека, оно обусловлено божественной сущностью 3.Мотивы любви. Фет не показывает героиню, как неповторимую личность. […]...
- Природа и человек в творчестве А. А. Фета К образам природы А. А. Фет обращался многократно па протяжении своего творческого пути. Описывая природу, поэт передает самые тонкие, почти неуловимые оттенки эмоциональных состояний лирического героя. В этих стихах “жизнь души” обретает полноту и смысл в соприкосновении с природой, а природа обретает свое подлинное бытие в соприкосновении с живой душой, преломившись через “магический кристалл” человеческого […]...
- “Страшный мир, ты для сердца тесен…” Здесь камни похожи на мыло, А сталь похожа на жесть… И слабость – как сила, И правда – как лесть… В. Цой Нельзя жить в этом мире не ощутив на себе его пагубного влияния. Творчество А. А. Блока тому подтверждение. А как же иначе объяснить, что поэт покинул небесный мир Прекрасной Дамы и спустился на […]...
- Сочинение “Мцыри” как романтическая поэма “Мцыри” как романтическая поэма Среди русских поэтов М. Ю. Лермонтов занимает особое место. Поэтический мир Лермонтова – стихия мощного человеческого духа, отвергающего пошлую мелочность повседневности. Особый, “лермонтовский”, элемент – чувство мрачного отчаяния из-за тесноты земного удела, из-за того, что жизнь часто – “пустая и глупая шутка”. Такого типа умонастроения в литературе традиционно относятся к художественному […]...
- Сочинение: Природа в Мцыри (Лермонтов) Картины природы играют в поэме исключительно важную роль. Во-первых, это экзотическая природа Кавказа, прекрасная, богатая звуками и красками. Такое изображение природы свойственно романтической литературе. Во-вторых, герой сливается с природой, является ей частью, ощущает себя единым целым с окружающим миром. Только тогда, когда герой ощущает это слияние, он счастлив. Мир природы абсолютно гармоничен, в отличие от […]...