Человек в гармонии с природой в русской прозе XX века (На примере рассказа В, Г. Распутина “Байкал, Байкал…”)

1. Величальная песнь морю-озеру Байкал.
2. Влияние Байкала на жизнь человека.
3. Вечно мудрая и нравственная Природа.
…О, дух Байкала – это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды и с мистической опаской задумываться, насколько волен человек в иных местах делать все, что ему заблагорассудится.
В. Г. Распутин
Байкал – великое озеро России не только из-за его уникальных размеров и удивительных свойств воды, но и из-за богатой природы этого гигантского водоема: растениям и животным, которые есть в

нем. Многие века люди, которые жили вблизи него или просто путешествовали и видели это огромное озеро, восхищались и благоговели перед ним. Это не просто громадное море-озеро, вмещающее в себя одну пятую часть всей пресной воды Земли, а целый живой организм.
В XVIІ веке ему удивлялся и поклонялся протопоп Аввакум, не забывая восхвалять Бога за то, что создал это чудо природы для блага и успокоения человека. На протяжении последующих столетий тайны моря-озера пытались разгадать многие ученые. Но Байкал, хоть и тщательно изучался людьми, все равно остался для человека вечной, а для кого-то и мистической загадкой.

И

всегда человек ощущал себя маленьким при виде царственного, огромного, непокоренного и величественного Байкала: “Человека всякий раз брала оторопь при виде Байкала, потому что он не вмещался ни в духовные, ни в материалистические представления человека: Байкал лежал не там, где что-то подобное могло бы находиться, был не тем, что могло бы в этом и любом другом месте быть, и действовал на душу не так, как действует обычно “равнодушная” природа. Это было нечто особое, необыкновенное и “богоделанное””. Эти слова еще раз подчеркивают неземное, божественное происхождение священного озера Байкал. Удивительна и прозрачность байкальской воды.

Повествователь рассказа В. Г. Распутина “Байкал, Байкал…” уверяет нас в том, что, глядя на глубине этого озера, человек может ясно увидеть год чеканки двухкопеечной монеты, которая лежит на дне, расстояние от которого до поверхности воды составляет двести-триста метров. Чудесен Байкал и тем, что никогда и нигде не бывает одинаковым, меняется в зависимости от времен года. И даже в разных своих частях он имеет различные оттенки: северный Байкал в его суровой первозданной красоте, Байкал в Песчаной бухте и в Чивыркуйском заливе с теплым климатом.
Но чем же еще так дорог и примечателен для человека славный и святой Байкал? Только ли хорошим климатом, промысловой рыбой, птицами и пресной водой? Нет, это еще далеко не все “заслуги” этого озера.

Прежде всего великое море-озеро значимо для людей тем, что заряжает человека необыкновенной силой и положительной энергией. В этом восхищенно признается московский друг В. Г. Распутина, который впервые увидал малую часть моря-озера, а потом ощутил в себе силы что-то хорошее сделать и понял, чего не нужно совершать. И люди в благодарность великому морю-озеру называют его батюшкой-Байкалом и не устают повторять: “Как хорошо, что у нас есть Байкал!” Ведь он дорог человеческому сердцу “своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний”. Поистине счастлив тот, кто родился на Байкале, потому что “мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав…

Мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит ее древний и вечный голос”.
Байкал создан мудрой природой, и уникальность его можно объяснить еще и тем, что “у Природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири”.

Огромный и величественный гигант – Байкал – не подавляет, а одухотворяет, поднимает и очищает человека, его мысли и душу. Это по-настоящему целительное озеро! Стоя на его берегу, человек может возвыситься над своими мелкими земными, часто корыстными и коварными помыслами, освободиться от всего злого, что накопилось в его сердце. И происходит все это через чувственное восприятие человеком красот Байкала.

В том и состоит мудрость Природы вообще, и в особенности, байкальской природы. И Распутин подтверждает это: “…Нигде больше не будет у тебя ощущения столь полной и столь желанной слитности с природой и проникновения в нее: тебя одурманит этим воздухом, закружит и унесет над этой водой так скоро, что ты не успеешь и опомниться; ты побываешь в таких заповедных угодьях, которые и не снились нам; и вернешься ты с удесятеренной надеждой: там, впереди, обетованная жизнь…”. Повествователь уверен в том, что Природа, которая сама по себе всегда нравственна, часто укрепляет человеческое благоразумие, удерживает человека в разумных моральных рамках.

В далеком прошлом эвенк, благодарный матушке-Природе и батюшке Байкалу, прежде чем срубить березку на берегу великого озера, просил у дерева прощения. Хоть сейчас это выглядело бы для большинства людей смешно и нелепо, и в современной автору эпохе человек иногда задумывается о справедливости своей “занесенной над Байкалом равнодушной руки”. Ведь сохранение чистоты байкальской воды, флоры и фауны святого озера важно не только Природе, но и самому человеку.

Человеку это необходимо в большей степени, считает Распутин, потому что Байкал стал символом взаимоотношений человека и природы: “…за Байкалом нет ничего, что могло бы неразумно рьяного в своей преобразовательной деятельности человека остановить”. Байкал мудр, потому что он, “живой, величественный и нерукотворный, ни с чем не сравнимый и ни в чем нигде не повторимый, знает свое собственное извечное место и свою собственную жизнь”. Только неумелая и чересчур хищная человеческая деятельность может нарушить чистую и спокойную жизнь Байкала.

К сожалению, сейчас человек часто забывает об этом, а ведь повествователь высказал правдивую и умную мысль: “Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом”. Об этом необходимо помнить всегда и всем людям: и тем, кто живет вблизи великого озера, и путешественникам. Именно через трепетное отношение к Байкалу человек сможет достичь гармонии в своих взаимоотношениях с природой, всем, что его окружает, и с самим собой.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Человек в гармонии с природой в русской прозе XX века (На примере рассказа В, Г. Распутина “Байкал, Байкал…”)