Полезные советы
Поделюсь с коллегами способом работы над ошибками в диктантах и сочинениях. Например, вы проверили очередную пачку тетрадей. Выпишите себе на листочек 15-20 слов, в которых встретились ошибки.
На уроке раздайте работы – и предупредите, что на следующем уроке будет диктант по ошибкам. Критерии оценки очень строгие: одна ошибка – минус балл. Но зато заранее известно, что спрошено будет только то, что сегодня вынесено на поля красными палочками.
Перед учениками волей-неволей встает необходимость залезть в тетрадки друг друга или каким-то
Все равно завтра сядете в лужу опять!”). Если это сработает, если класс на спор решит победить и сообща подготовится к диктанту (не к первому, так к десятому), то, думаю, учитель охотно признает себя побежденным.
Еще
Кто принимает вызов?” Будьте уверены, вечер накануне диктанта многие потратят на поиск самого немыслимого и сложного слова, чтобы назавтра вас срезать. В ход пойдут какие-нибудь монструозные “обтюраторы” и “полисиндетоны”. Только чур: если уж продиктовал слово, будь добр объяснить его значение классу и правильно написать. Это такое условие для учеников.
Можно, кстати, и на тортик поспорить. Тогда, правда, придется где-то поддаваться и “ляпнуть” ошибку (не разорять же учеников!)… Зато этот тортик будет помниться им и через много лет после окончания школы.
Как и те слова, которыми они хотели вас срезать.
Мне не очень нравятся примеры для упражнений и диктантов, взятые из поэтических текстов. Как-то всегда жалко говорить о стихах впроброс, для запятых и букв. Но иногда уж так удачно складывается, что не использовать стихотворные строчки просто нельзя.
Например, вот в этом двустишии Маяковского совместились два важных случая постановки знаков препинания в бессоюзных предложениях. Причем тут используется и двоеточие, и тире (а именно на их различение мы тратим порой много времени):
Товарищ, запомни правило
простое:
Работаешь сидя – отдыхай
стоя!
Есть тут и обращение, и односоставные предложения… Не говорю уже о важной для урока литературы идее о пользе поэтического слова, которой придерживался Маяковский (перед нами подпись под санитарно-гигиеническим плакатом). В общем, использовать эти строчки можно при разговоре о самых разных темах.
А в школах, где применяются так называемые здоровьесберегающие технологии, этим двустишием можно блеснуть на открытом уроке. Проверяющие будут в отпаде ☺.