Психологические советы для родителей одаренных детей

Психологические советы и консультации для родителей: “Одаренные Дети и “звездная болезнь”” Калашникова Ольга Александровна, педагог-психолог, МОУ ДОД “Центр детского творчества г. Балашова Саратовской области”

Материал полезен для родителей одаренных, талантливых и способных детей. Даны рекомендации по формированию адекватной самооценки одаренных детей, профилактики “звездной болезни”.

Цель: Познакомить родителей одаренных детей с опасностями “звездной болезни” и дать рекомендации по формированию у них адекватной самооценки

Задачи:

– повышение педагогической культуры родителей;

– ознакомление родителей с основными симптомами “звездной болезни”;

– своевременное предупреждение и преодоление “звездной болезни”;

– формирование адекватной самооценки у одаренных детей.

В Центре детского творчества занимаются много одаренных, талантливых, способных детей. Но существуют факторы, препятствующие росту одаренности.

Одним из таких факторов является самооценка – один из мощнейших регуляторов личностного и творческого роста. От самооценки напрямую зависит, как человек взаимодействует с другими людьми (сфера коммуникации); как относится к себе; каким будет его локус контроля (будет ли человек брать ответственность за происходящее с ним на себя либо же станет перекладывать вину на обстоятельства); какова его эмоциональная возбудимость.

Во всех этих случаях зависимость носит линейный характер: то есть чем адекватнее самооценка, тем благополучнее личность, и, напротив, при неадекватной (
Заниженной ) самооценке – возникают проблемы с общительностью, самоуверенностью, уважением к себе; человек становится раздражительным, невротизированным, появляются депрессивные настроения; он понапрасну винит себя в том, чего на самом деле нет, и т. д.

К числу крайне опасных психологических кризисов, избежать которых, к сожалению, удается далеко не каждому одаренному ребенку, относится кризис, получивший в быту очень точное название, –
“звездная болезнь” .

Не существует прямой зависимости между силой “звездной болезни” и достижением. Уровень достижения сам по себе может быть абсолютно ничтожным: победа в матче, первая публикация, удачно сыгранная первая роль и т. п. Реакция же несоизмерима.

Основным симптомом “звездной болезни” является возвеличивание себя, которое проявляется в самых разных сферах деятельности.

Для людей с синдромом “звезды” свойственно приходить в ярость от малейшей критики.

Люди такого типа живут с постоянным чувством зависти ко всем, кто добился успеха и даже к тем, кто живет обычной насыщенной и интересной жизнью. Проблемы в общении у таких личностей возникают на фоне того, что они своим поведением вызывают у окружающих негативное отношение к себе.

Такие личности считают всех остальных ниже себя. Они ищут восхищения окружающих прежде всего для того, чтобы получить подтверждение своего величия и сохранить свое превосходство над другими. Чтобы защитить свое слабое Я от разрушения, они используют различные защиты, но самое излюбленное их средство от тревоги – это идеализация и обесценивание.

Они либо идеализируют кого-то и обесценивают себя, либо идеализируют себя и обесценивают других. Когда их стратегии наталкиваются на препятствие, они могут впадать в депрессию.

Но не любое стремление к успеху может приводить к “звездной болезни”. Все зависит от того, какие мотивы движут вашими стремлениями к успеху.

У любого здорового организма есть вполне нормальная потребность в саморазвитии. Мотивом к новым достижениям выступает стремление к самореализации, поиску новых знаний, развитию навыков и способностей, которые открывают все новые перспективы в жизни. В этом случае человек стремится не к славе как таковой, а к новым достижениям, открытиям, развиваясь в профессиональном и личностном плане.

В болезненном (невротическом) проявлении правят другие мотивы, это стремление к престижу, потребность производить впечатление на других, быть объектом восхищения и уважения.

Это является основным отличием невротических стремлений к власти, престижу, богатству от здоровой потребности в личностном развитии и самореализации, что в конечном счете и является смыслом нашего существования.

Проблема завышенной самооценки, собственной исключительности и “звездности” зачастую ведет к формированию у ребенка соответствующего стиля поведения. Презрительные взгляды свысока на своих сверстников очень часто делает такого умника изгоем. И это, как ни парадоксально, еще больше убеждает ребенка в собственном превосходстве и неповторимости. “Они меня не понимают!” – восклицает он. А не понимают когда?

Правильно, когда ты – слишком умный, а все остальные – дураки. Конечно, с таким отношением к окружающим ребенку живется нелегко! На самом деле он глубоко переживает конфликт с социумом. Недостаток общения делает одаренного ребенка замкнутым, угрюмым и неразговорчивым.

В какой-то момент в лагерь “не понимающих” начнут переходить учителя, а затем и родители.

Он будет ставить перед собой чрезмерно сложные задачи, которые не всегда в состоянии решить, что в свою очередь может породить агрессию. Завышенная самооценка порождает в человеке такие отрицательные черты, как самоуверенность, высокомерие, некритичность к себе и к окружающим. Нередко “маленькие короли” нетерпимы к другим, заносчивы, конфликтны, из-за чего не могут ужиться в школе, не способны завести друзей. В учебе они предпочитают либо слишком трудные задачи, либо, наоборот, легкие, решение которых подтвердит его умения и не поставит под сомнение умственные способности.

Любую неудачу самоуверенный ребенок спишет на “обстоятельства”, “лень”, “дурное настроение”, но никогда – на нехватку способностей.

Ребенок уверен, что в любой работе он будет на высоте, т. к. талантлив, одарен, возможно, гениален! Даже если ребенок двоечник, он обязательно вспомнит событие или дело, где показал высокие результаты. Иными словами, дети с большим самомнением не способны критично оценивать результаты своего труда и ставить перед собой адекватные цели.

А в будущем это отразится не только на обучении, но и на личной жизни.

Но часто не сам ребенок, а его родители и окружение виноваты, что навязали ему мысль о том, что он – самый лучший. И ему самому очень непросто жить с постоянным грузом “своей идеальности”.

Для того чтобы ребенок четко представлял границы своих возможностей, необходимо правильно оценивать результаты его деятельности. Чаще всего оценка взрослых сводится к банальным “хорошо-плохо”. При этом не поясняется, в чем прав или не прав ребенок, где допустил ошибку, по какой причине.

Но оценочное мнение должно быть аргументированным – только тогда оно станет конструктивным.

Когда вы ругаете или наказываете ребенка


Он должен четко представлять, за что его наказывают. Необходимо спокойно обсудить с ним, что он сделал неверно и как следовало поступить;


Надо оценивать поступок, а не личность ребенка. Замените фразу “Ты плохой!” на “Ты неправильно поступил”;


Возьмите за правило: если вы очень разозлились на ребенка, постарайтесь отложить момент наказания до того, как успокоитесь;


Помните: наказание исчерпывает проступок. Ребенок выполнил работу над ошибками, провел неделю без телевизора, попросил прощения – больше к “отработанному” наказанием поступку возвращаться нельзя никогда!

Имейте в виду, что наказание не должно быть очень отсроченным. Плохо выполненная контрольная работа не должна стать причиной отказа взять на интересное мероприятие.

Щедро хвалите ребенка за успехи, но и не делайте из них сенсацию, Заметив признаки “звездной болезни” мягко поставьте ребенка на место. При этом необязательно задевать область его способностей, повод может быть куда более бытовой: “Что же, такая умница, а посуду помыть не можешь?” И, напротив, почувствовав, что ребенок неуверен в своих силах, подбодрите его, ненароком заметив, что преподаватель прекрасно отзывался о его последней работе, назвав ее лучшей.

Если же вообще перестать хвалить умника, чтоб, не дай Бог, не зазнался, то есть риск добиться противоположного результата, когда он будет очень неуверен в своих, пусть даже, по мнению окружающих, и блестящих способностях (ведь Мама с папой никогда об этом не говорили, а, значит, так вовсе не считают!)

Выбирая единственную верную на ваш взгляд тактику воспитания, помните, что забота о ребенке не должна превратиться в гиперопеку, которую, к сожалению, нередко можно наблюдать в семьях с одаренным ребенком. Но не нужно впадать и в другую крайность и держать малыша в “ежовых рукавицах”. Кстати, это еще одна распространенная ошибка родителей юных талантов, когда они самонадеянно полагают, что диктатура и излишний авторитаризм, следствием которых является ситуация постоянного стресса и напряжения в семье, прекрасно стимулируют творческий процесс

Золотая середина – вот то, что вы должны отыскать. Общих правил и схем здесь быть не может. Все зависит только от вас.

Рекомендации и упражнения по коррекции завышенной самооценки

Упражнения:

1. Напиши 10 своих главных достоинств. Оцени их выраженность по пяти бальной шкале. Попроси сделать то же самое своих родителей, друзей или одноклассников. Сравни полученные результаты.

Есть ли разница в оценках? Как ты думаешь почему? Старайся увидеть причину расхождений в себе и своем поведении, а не в окружающих тебя людях.

2. Напиши 10 своих отрицательных качеств. Как ты считаешь, они мешают тебе? А людям, с которыми ты общаешься?

Подумай над этим.

3. Попробуй назвать дело, с которым ты справишься очень хорошо. А теперь попробуй назвать трех своих знакомых, одноклассников, которые смогли бы справиться с этим делом лучше тебя.

4. Попробуй выделить недостатки, которые мешают твоим достоинствам стать идеальными. Например: я остроумен, но иногда бываю бестактным; у меня прекрасная реакция, но иногда мои действия опережают мысль.

Рекомендации:

1. Подумай, насколько твое мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников и друзей?

2. Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это самостоятельно.

3. Относись к критическим замечаниям со стороны товарищей, родителей или учителей как к конструктивному совету и “руководству к действию”, а не как к “досадной помехе” или “непониманию тебя”.

4. Получив отказ в просьбе о чем – либо или не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях.

5. Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать.

6. При сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще.

7. Прежде чем взяться за ответственное дело, тщательно проанализируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться.

8. Не считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь мелочью недостатки других людей?

9. Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей.

10. Не разрешай себе “почивать на лаврах”. Успешно завершив какое-нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то, что помешало этому.

11. Всегда ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а не на собственное чувство удовлетворения.

12. Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.

Главная задача и педагогов, и родителей – научить талантливого ребенка любить искусство в себе больше, чем себя в искусстве



Психологические советы для родителей одаренных детей