Поиски смысла “настоящей жизни” в романе “Война и мир”

“Война и мир” взволнованно ставит и решает важнейшие вопросы бытия: о свободе и необходимости в жизни частной и общей, о добре и зле, о правде и красоте. Неверно думать, что глубокие нравственные и философские вопросы о смысле жизни, о назначении человека встали перед Толстым лишь в поздний период творчества, после “Исповеди”. В “Войне и мире” они уже поставлены – остро и сильно; ответов на них лучшие герои Толстого ищут со всем напряжением душевных сил.

Что справедливо и что несправедливо, существует ли добро, каково назначение

отдельного человека и всего человечества – об этих высоких предметах спорят Андрей и Пьер. Они не могут жить, не разрешив для себя этих вопросов.

Проницательный Пьер Безухов, склонный к самоанализу, говорит Марье Болконской, что не может объяснить себе Наташу, – она обворожительна, и все. Но именно она умеет помнить и понимать, а это всего важнее в человеческом общении.

Создатель “Войны и мира” раскрыл тайну очарования. Читатель встречается с Наташей, когда она, жизнерадостная девочка-подросток, на именинном обеде отчаянно и весело спрашивает о мороженом и потом гордо танцует с “взрослым,

приехавшим из-за границы”, толстым, неуклюжим Пьером. В эпилоге романа мы расстаемся с Наташей, ставшей женой этого толстого Пьера и матерью четверых детей.

Знаем еще, по написанным главам неоконченного романа “Декабристы”, что она последует за декабристом-мужем в Сибирь и возвратится оттуда в Москву через 30 лет.

Наташе, как почти всем Ростовым, свойственна душевная открытость, ясная искренность. У нее, кроме того, есть бесценный дар, принадлежащий только ей, – огромная душевная щедрость и чуткость. После Бородинского сражения Пьер, радостно потрясенный, думает во сне: “Самое трудное состоит в том, чтобы уметь соединять в душе своей значение всего”.

Наташа, сама того не замечая и не задумываясь, умеет это, потому что умеет быть счастливой сама и делать счастливыми других.

С точки зрения творца “Войны и мира”, люди могут и должны быть счастливы. “Кто счастлив, тот прав!” – записал он в своем дневнике 1863 года, когда начиналась работа над романом. “Сущность ее жизни – любовь”, – сказано от автора о Наташе. Любовь, не нуждающаяся в самопожертвовании, как у Сони, требующая неустанного проявления, удовлетворения, но и дающая неизмеримо много, пробуждающая лучшее, “настоящее” в душах других людей. Эпитет прекрасный – частый в портретных характеристиках романа. У Анатоля Курагина “прекрасные большие глаза”, “прекрасное лицо”; “прекрасные глаза” и у мадемуазель Бурьен; “прекрасные наглые глаза” у Долохова; у императора Александра “прекрасные голубые” глаза.

Но в их красоте нет одухотворяющего ее, доброго начала, которое светится в “прекрасных, лучистых, кротких” глазах княжны Марьи, в “прекрасных глазах” ее брата с их “умным и добрым” блеском и в сияющих, полных слез, прекрасных глазах Наташи, когда она в Мытищах приходит к князю Андрею.

Князь Андрей трогателен, когда дрожащими, неумелыми руками капает лекарство и волнуется у постели выздоравливающего сына. Но он несчастлив при этом и, стало быть, не прав. Надо жить, надо верить в добро, существующее в мире, в большое и высокое предназначение человека, – это доказывает Андрею Пьер в споре на пароме.

Нравственно требовательному к себе человеку нельзя успокаиваться – надо биться, путаться, надо искать смысл жизни, своей собственной и всех людей. Это убеждение – одно из главных и постоянных у самого Толстого. Почти все встречи двух друзей, Андрея и Пьера, происходят в романе в ответственные, поворотные моменты их жизни и полны драматического напряжения.

Они тянутся друг к другу, как полюсы магнита, и так взаимодействуют. “Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь – говорит Толстой.

В художественном мире толстовского романа утверждается как истинная любовь земная, и все сочинения позднего Толстого, в том числе написанный в защиту христианской любви последний его роман, “Воскресение”, не могут убедить нас в том, что “Война и мир” была ошибкой. Впрочем, и сам Толстой едва ли надеялся и хотел своими поздними сочинениями перечеркнуть творчество предшествующих лет. Когда в 1996 году японец Токутоми Рока спросил его (в Ясной Поляне), какое из своих сочинений он любит больше всего, Толстой коротко ответил: “Война и мир”.

В Пьере Безухове заведомо нет никакого аристократизма. В окончательном текстеромана “ничего не говорится о его матери, в черновиках несколько раз упоминается красивая молодая женщина, видимо крестьянка, перевезенная графом в город и жившая в его доме. В романе сохранилось одно: внебрачный сын, ставший после смерти отца графом и богатым человеком.

Как всегда у Толстого, внутренние, душевные свойства и возможности человека раскрываются в самом первом, внешнем его описании. О Пьере сказано, что у него с улыбкой “вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения”, у него “умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд”, “выражение добродушия, простоты и скромности”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Поиски смысла “настоящей жизни” в романе “Война и мир”