Поиски смысла жизни молодыми людьми начала XIX века (по произведениям А. С. Грибоедова «Горе от ума» и А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
В произведениях А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и А. С. Грибоедова «Горе от ума» изображен один и тот же период в жизни русского общества — годы накануне восстания декабристов. В то время дворянское общество разделилось как бы на три группы. Большая часть дворян проводила время на балах, и ее совершенно не интересовала ни судьба народа, ни судьба родины.
Другая группа представляла собой разочаровавшихся в окружающей действительности людей, однако неспособных порвать с обществом и вступить на путь борьбы. Таков герой романа Пушкина
Они всем сердцем и душой стремятся изменить жизнь народа, общества к лучшему, даже если для этого надо поступиться репутацией, положением в обществе и, наконец, жизнью.
Как Чацкий, так и Онегин — молодые люди примерно одного возраста и происхождения, оба они по праву рождения принадлежат к самой высшей аристократии. Эти герои получили обычное для дворянской молодежи того
Но если Евгений Онегин, получив определенный минимум знаний, «пускается в большой свет», то Чацкий уезжает за границу «ума искать», т. е. продолжает образование, и это является одной из причин расхождения жизненных путей этих героев.
Онегин презирает окружающих его людей высшего света, однако остается с ними в приятельских отношениях, не находя в себе сил порвать с тем обществом, к которому принадлежит по праву своего рождения. Чацкий же, вернувшись из-за границы и не видя на родине никаких перемен к лучшему, открыто вступает в конфликт с людьми, к кругу которых он принадлежит.
И Чацкий, и Онегин — люди умные. Лиза, горничная Софьи, говорит, что Чацкий «чувствителен, и весел, и остер». Пушкин же отмечает «резкий, охлажденный ум» своего героя.
Оба они — люди «странные» для своего окружения. Чацкий с горечью восклицает:
Я странен? А не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож…
Пушкин также говорит о «неподражаемой странности» Онегина. А вся «странность» героев объяснялась их неудовлетворенностью той жизнью, которую они вели. Но если Чацкий четко осознает свои обязанности, свой гражданский долг, то Онегин отдается во власть «русской хандры».
Он, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, томясь в бездействии досуга, без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел».
Чацкий хочет служить «делу, а не лицам». Он стремится облегчить жизнь народа, не только обличая помещиков-крепостников, но и проводя определенные реформы в своих владениях. Недаром Фамусов предупреждает его: «Именьем, брат, не управляй оплошно». Онегин тоже, как и Чацкий, пытался облегчить жизнь крестьян:
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил…
Но дальше этого дело не пошло. Не зная жизни своего народа, будучи оторванным от национальных корней, Онегин не смог довести до конца начатого им дела. Он пробовал и читать, и писать, но «труд упорный был ему тошен». Вспомним стремление Чацкого к активной деятельности.
Во всем его поведении чувствуется какая-то живость, энергия. Онегину же все надоело, он скучает от безделья.
По-разному проявляется у Чацкого и Онегина способность любить. Если Чацкий искренне любит Софью, видя в ней свой женский идеал, свою будущую жену, то в Онегине «рано чувства… остыли», он не способен на сильные эмоции. «…Я не создан для блаженства», — говорит он Татьяне.
В общем, Чацкий и Онегин не похожи друг на друга, однако их многое объединяет. Это люди с «озлобленным умом, кипящим в действии пустом». Вот она, «русская хандра»! Но если Онегину, как отмечал Писарев, только и остается, что «махнуть рукой на свою скуку, как на неизбежное зло», то Чацкому предначертан другой путь.
Его судьба предрешена. Скорее всего Чацкий оказался среди тех, кто вышел 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь. Затем вместе со всеми, принимавшими участие в заговоре, вернулся из ссылки только после смерти Николая I в 1856 году, если, конечно, он не погиб в день восстания.
В этом и заключается главное отличие Чацкого от Онегина, который так и не смог реализовать себя. Именно он является родоначальником галереи «лишних людей», о которых Белинский писал: «И эти существа часто бывают одарены большими нравственными преимуществами, большими духовными силами; обещают много, исполняют мало или ничего не исполняют. Это зависит не от них самих; тут есть fatum, заключающийся в действительности, которою они окружены, как воздухом, и из которой не в силах и не во власти человека освободиться». «Чацкий — декабрист», — писал Герцен.
И он, конечно, прав. Но не менее важную мысль высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого».
В комедии Грибоедова «Горе от ума», как в зеркале, отразились этические и эстетические воззрения декабристов. Эстетика декабристов возникла на стыке классицизма дворянского просвещения XVIII века и романтизма и получила название «гражданский романтизм». Этика, т. е. нравственные законы, обязывали героев произведений, принадлежащих перу декабристов, воспринимать общественное как свое личное, занимать, как мы сейчас говорим, активную гражданскую позицию. Таков, например, герой одноименной поэмы Рылеева Войнаровский.
Таков лирический герой «Послания Приклонскому» Раевского, который восклицает: «Для пользы ближнего жить — сладкая мечта».
В один ряд с ними можно поставить и Чацкого, героя комедии «Горе от ума». Остроумный, красноречивый Чацкий зло высмеивает пороки общества, в котором он вращается. Его блестящий ум, богатый и образный язык находят для этого обильный материал, а направленность речей во многом близка идеям произведений поэтов-декабристов.
В своих речах Чацкий постоянно употребляет местоимение «мы». И это не случайно, так как Чацкий не одинок в своем стремлении к переменам. На страницах комедии появляются такие внесценические персонажи, которые можно отнести к союзникам главного героя.
Это двоюродный брат Скалозуба, оставивший службу («в деревне книги стал читать»), это профессора Петербургского педагогического института, это племянник княгини Тугоуховской князь Федор — химик и ботаник.
Чацкий как герой произведения не только воплощает этику и эстетику декабристов, но имеет много общего и с реальными историческими лицами. Чацкий оставил службу, как и Никита Муравьев, Николай Тургенев, Рылеев, Чаадаев. Особенно много общего у Чацкого с Чаадаевым, написавшим «Философические письма», за которые был сурово наказан — объявлен сумасшедшим.
Первоначально фамилия Чацкий писалась как Чадский.
Нам одинаково дороги как Чацкий, так и Онегина, ведь они являются представителями одного из самых интересных периодов нашей истории — первой четверти XIX века. И, несмотря на их отдаленность во времени, читатель привязывается к этим героям, сопереживает им. И пусть время движется вперед, принося новые перемены, но герои Грибоедова и Пушкина всегда будут вызывать у читателя только положительные эмоции и во многом служить примером будущим поколениям.