“Песня о Буревестнике”, анализ произведения Горького

Максим Горький известен большинству русских и зарубежных читателей не только как основатель соцреализма и автор романа “Мать”, но и как величайший драматург. Однако раннее его творчество, которое принято называть неоромантическим, по-прежнему привлекает к себе внимание своей неповторимой экзотикой. Тут тебе и цыгане с их жестокими нравами, тут тебе и Девушка, встречающая Смерть и побеждающая ее, а еще аллегорические образы Сокола и Буревестника.

В “Песне о Соколе” традиционно противопоставляют Образы обывателя и Борца за

свободу. В прежние времена такой борец ассоциировался с революционером. Сейчас можно дать множество трактовок, лишенных революционной идеологии. Да и Образ Сокола воспринимается как образ отдельного борца, гибнущего в неравной борьбе. “Песня о Буревестнике” , созданная в 1900-е годы ХХ века, содержит неприкрытый намек нам приближающуюся революцию.

Еще со времен Николая Некрасова буря символизировала восстание, бунт, коих в XIX было немало. Таким образом, фразеология революционной публицистики, использованная Горьким, усиливает революционное звучание.

“Песню о Буревестнике” можно разделить на

три части. Первая часть представляет описание моря и приближение бури, во второй Буревестник предвосхищает ее, а в третьей части буря наконец разразилась. Дважды повторяет Горький в первой части слово “реет” и в то же время говорит о Буревестнике, что он, “стрелой взмывая к тучам”, кричит.

Это “взмывание” так стремительно, потому что таит в себе напряженную взволнованность, прорывающуюся даже в гневном, но радостном крике.

Интересно, что Чайки тоже быстро движутся – “мечутся над морем”. Но как различается смысл этих слов: “мечутся” и “взмывая”. Растерянность, страх, бессилие, выраженные в слове “мечутся”, усиливаются слуховым образом – “стонут”.

Буревестник вызывающе кричит, и в этом крике такая сила, что, несмотря на шум волн, “тучи слышат” этот страстный и победный крик; чайки же могут только стонать в ужасе.

Пингвина автор характеризует словами “глупый” и “робко”. Он не говорит про него, что он прячется; сказано, что он “прячет тело жирное в утесах”. Этим подчеркивается его страх за самое для него драгоценное – за жирное тело, ко всему остальному он равнодушен.

В этом образе автор воплотил некий антиидеал: мещанскую, обывательскую бездуховность, размеренно-тусклое, приземленное существование, страх за свою примитивную жизнь.

Если в начале “Песни” море – “седая равнина”, то во второй части море волнуется все с большей силой, и волны вздымаются так высоко, словно рвутся навстречу грому. В первой части ветер собирает тучи, а во второй – ветер бросает волны с размаху в дикой злобе на утесы. В третьей части море “гневно ревет”, а ветер так усиливается, что теперь воет.

Буревестник тоже испытывает метаморфозы: сначала он сравнивается со стрелой, взмывающей к тучам, во второй части “носится, как демон – гордый, черный демон бури”. В конце он не просто кричит – он “и смеется, и рыдает”, будучи уверенным, что тучи не скроют солнца. При этом он не только жаждет бури, он возвещает своим криком о ее наступлении и о грядущей победе.

Буревестник олицетворяет революционную силу народа, его пробуждающееся в царской России самосознание. В Образе бушующего моря воплощается нарастающее возмущение широких масс, в Образе туч – силы реакции. Уловив сущность развивающихся в России событий, проникнув в их глубину, Максим Горький в своей “Песне о Буревестнике” в художественно ярких и эмоционально волнующих образах говорит о растущем в стране революционном движении.

Тот факт, что названия героев (и Сокола, и Буревестника) написаны с заглавной буквы, свидетельствует об аллегоричности песен писателя. Аллегория, однако, используется в басне, чтобы высмеять общественные пороки, но у Горького аллегорические образы становятся символами. Писатель использует новую революционную символику, недостаточно знакомую царским цензорам и поэтому непонятую ими.

После появления “Песни о Буревестнике” в журнале “Жизнь” самого Максима Горького стали называть “буревестником” и “буреглашатаем” революции. В дальнейшем произведение было включено в сборники революционных песен и стихов, издаваемые за границей. Эта “Песня” у большевиков на долгие годы стала эффективным средством революционной пропаганды, призывающим к борьбе с самодержавием, поэтому распространялась через нелегальные издания.

Ее перепечатывали и перечитывали в рабочих кружках и в кружках учащихся.

Кроме призыва бури, революции, в произведении звучит и другой мотив – вечная Тема одиночества. Здесь отвага смелого и честного героя противопоставлена обывательской трусости и ограниченности серой жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Песня о Буревестнике”, анализ произведения Горького