Художественные особенности ранних рассказов М. Горького (“Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Песня о Соколе”)



Тема ранних рассказов Горького – необыкновенные герои в обыкновенной жизни. Общую идею ранних рассказов можно сформулировать так: автор ищет в тяжелой, сонной российской действительности, которая его окружает, смелых и гордых людей; эти яркие, вечно ищущие смысл жизни герои противопоставляются окружающей мещанской среде, с ее ограниченными интересами и убогим духовным миром. Иными словами, в идейном содержании рассказов явно присутствуют признаки революционного романтизма.
Все писатели-романтики выражают решительное неприятие современного

им общества, несправедливо устроенного, живущего по лживой морали. Отвергая реальное современное общество, они утверждают свой идеал-мечту справедливого, высоконравственного общественного устройства. Так создается двоемирие, которое является отличительной особенностью произведений романтизма. Отталкиваясь от красивого, но придуманного идеала, романтики с удвоенной силой начинают критиковать окружающий мир.

Одни (например, Дж. Г. Байрон, К. Ф. Рылеев) изображают героев, которые не примиряются с действительностью, искренне желают ее улучшить или даже исправить; другие (например, Э.-Т.-А. Гофман,

В. А. Жуковский) показывают героев, которые отстраняются от реального мира, углубляются в собственные переживания, их привлекают “тайны роковые” (А.

С. Пушкин), познание мистического. Творчество первых принято относить к активному (революционному) романтизму, творчество вторых – к пассивному (созерцательному) романтизму. Герои ранних рассказов Горького – романтические бунтари, они пытаются бороться с окружающим миром (Сокол), утверждают свою духовную независимость от мещанской морали (Радда и Лойко), руководствуются деятельной любовью к людям (Данко), то есть являются активными романтическими героями.
Главной художественной особенностью ранних рассказов Горького является соединение в одном произведении черт революционного романтизма и реализма.

Во-первых, жанровое своеобразие ранних рассказов Горького в том, что в них автор через одну антитезу, как принято у писателей-романтиков (в реалистическом произведении антитеза, если можно так сказать, разнонаправленная, то есть главный герой сравнивается-противопоставляется разным второстепенным персонажам), решает мировоззренческие философские проблемы. В “Макаре Чудре” (1892) ставится нравственный вопрос: что важнее для человека – любовь или воля (независимость)? Такова тема рассказа.

История любви молодых героев иллюстрирует романтическую идею: воля дороже всего в жизни. В “Старухе Изергиль” (1894) главный нравственный вопрос-тема несколько изменяется, но по сути является продолжением темы “Макара Чудры”: в чем счастье – в свободе от людей или в жизни для людей? Здесь идея-ответ дается в виде легенды о Данко, который посвятил себя служению своему народу и обрел любовь и бессмертие в людской памяти. В “Песне о Соколе” (1895) вопрос-тема о цели жизни ставится почти по-гамлетовски: что достойнее – смириться под ударами судьбы иль оказать сопротивление?

Правильный выбор, по мнению автора, делает Сокол: мудрость жизни – в активной борьбе со всевозможными препятствиями. Такова идея рассказа.
Во-вторых, Горький активно использует любимые романтиками жанры: легенды (о Ларре и Данко), полулегендарные истории (любовь Радды и Лойко), философские аллегории (песня о Соколе).
В-третьих, герои ранних рассказов Горького – яркие натуры, которые не сгибаются под гнетом обстоятельств, но активно борются с этими враждебными обстоятельствами. Романтические герои Горького – гордые личности, умеющие наслаждаться жизнью, обладающие яркими чувствами, сильными страстями, совершающие смелые поступки. Характеры героев созданы писателем вполне в романтическом духе, то есть отличаются односторонностью.

Этим героям присуще одно всепоглощающее стремление-качество, которое подавляет остальные черты характера. У Радды и Лойко это – гипертрофированное чувство собственного достоинства и независимости. У Ларры главная черта – гипертрофированный эгоизм, у Данко – любовь к людям, когда герой не щадит даже собственной жизни, желая спасти свой народ, у Сокола – желание активной деятельности.

При этом горьковские герои не знают душевного раздвоения; противоречий между мыслью, чувством и действием; их характеры лишены динамики (не изменяются во времени).
В-четвертых, во всех анализируемых рассказах присутствует романтический (экзотический для российского читателя) пейзаж. В “Макаре Чудре” выразительными штрихами описана черная южная ночь в степи, слышен рокот недалекого моря, а герои сидят около большого костра, который как бы разрезает своим светом ночь: “Окружавшая людей мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море”. В “Старухе Изергиль” изображается молдавская степь, поздний летний вечер, переходящий опять в черную южную ночь, таинственные тени и огоньки в ночной степи.

В “Песне о Соколе” Горький рисует ясную, прозрачную ночь в степном Крыму, упоминает плеск близкого моря.
В-пятых, каждый из трех рассказов имеет очень похожее композиционное построение – рассказ в рассказе. Произведение начинается с описания места действия и старика рассказчика, заканчивается упоминанием о молодом слушателе, о его чувствах, а в середине – сам рассказ стариков об их любимых героях. Таким образом, все три рассказа построены по кольцевой композиции. Такое построение часто встречалось у писателей-романтиков XIX века и оформлялось как исповедь (поэма Байрона “Шильонский узник”, поэма Лермонтова “Мцыри”).

Горький, как и предшествующие романтики, использует прием самораскрытия героя. Рассказывая легенды и истории молодому слушателю, старики объясняют свои собственные взгляды на жизнь – раскрывают свое мировоззрение, свою систему жизненных ценностей.
В-шестых, в каждом рассказе описание героев и событий дано в романтическом стиле, который характеризуется множеством красочных эпитетов, ярких сравнений, неожиданных метафор. Примером могут служить портреты стариков. “Макар Чудра” начинается с описания старого цыгана: “Он полулежал в красивой, сильной позе (…), методически потягивал из своей громадной трубки, выпуская изо рта и носа густые клубы дыма, и, неподвижно уставив глаза куда-то (…) в мертво молчавшую темноту степи, разговаривал…”. В начале “Старухи Изергиль” помещается подробный портрет старой молдаванки, похожей на романтическую ведьму: “Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и морщинистый нос, загнутый, словно клюв совы. (…) Кожа на лице, шее, руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ожидать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и передо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами” (II).

В “Песне о Соколе” представлено романтическое изображение крымского чабана Надыра-Рагима-оглы. Молодой человек, беседующий со стариком, не выписывает подробно его лицо, фигуру, одежду, но подбирает выразительные штрихи: “высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой и мудрый старик” является неотъемлемой, органичной частью окружающей природы.
Горький использует в рассказах особый строй речи – напевный, похожий на стихотворный. Ритмичность прозы достигается особым подбором слов, постановкой определения после определяемого слова, изобилием выразительных тропов.

Герои-старики рассказывают свои истории молодому человеку, пешком путешествующему по Руси, – единственному реалистическому персонажу в рассказах. В критической литературе его принято называть “автобиографический герой”. От него не слышно жалоб на неудобства кочевой жизни, он вносит в произведения дух благородства и оптимизма, пользуется уважением стариков рассказчиков. Читатель не знает о нем ничего: ни его имени, ни возраста, ни причин, которые заставили его странствовать.

В этом автобиографический герой похож на романтических героев, но в нем есть и другие черты, отличающие его от романтических героев. Мировоззрение стариков – романтический максимализм – его не устраивает, потому что он знает реальную жизнь, которая сильно отличается от легендарной. Он заинтересованно слушает историю о Радде и Лойко, но не соглашается с жизненной философией Макара Чудры.

Он же восхищается красочностью легенд о Ларре и Данко, но критически оценивает жизнь старой Изергиль.
Подводя итог, необходимо отметить, что три анализируемые рассказа по идейно-художественным приемам относятся к романтизму: смысловая антитеза в основе сюжета, герои с сильными страстями и одной главной чертой характера, “одушевленный” пейзаж, самораскрытие героя-рассказчика, кольцевая композиция, красочный стиль повествования. В рассказах звучит типичный для революционных романтиков мотив неприятия окружающей действительности, противоборства с судьбой, дерзкого вызова стихиям. В центр повествования Горький ставит героев сильных, смелых, не покоряющихся никому и ничему.
Творчество Горького называют интеллектуальным, потому что в основе его произведений лежит спор философских идей. “Есть ли что-нибудь дороже свободы?” – задает вопрос Макар Чудра. “В чем бессмертие человека, а значит, и смысл его жизни?” – рассуждает старуха Изергиль. “Безумство храбрых – это глупость или подвиг?” – спрашивает Рагим. Старики рассказчики отвечают на эти вопросы своими легендарно-фантастическими историями, а автобиографический герой выражает в этих произведениях реалистический взгляд на мир. Таким образом, в ранних рассказах Горького переплетаются реализм и революционный романтизм, то есть начинает формироваться новое литературное направление, названное позже “социалистическим реализмом”.

Если писатели-реалисты XIX века уделяли главное внимание быту, происхождению, воспитанию героя (то есть мотивированности его характера), то Горького интересовала неповторимая индивидуальность героев, в которой проявлялись их потенциальные возможности. В ранних рассказах писатель утверждает смой положительный идеал человека и рисует прекрасных героев, прекрасную природу, прекрасную судьбу.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Художественные особенности ранних рассказов М. Горького (“Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Песня о Соколе”)