Ранний романтизм Горького

В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением
трех томов “Очерков и рассказов” нового писателя – М. Горького. “Боль-
шой и оригинальный талант”, – таково было общее суждение о новом писа-
теле и его книгах.

Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных пере-
мен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно
ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких
рассказах, как “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, в револю-
ционных

песнях. Герои этих рассказов – люди “с солнцем в крови”, силь-
ные, гордые, красивые. Эти герои – мечта Горького. Такой герой должен
был “усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против дейс-
твительности, против всякого гнета ее”.

Центральным образом романтических произведений Горького ранне-
го периода является образ героического человека, готового к самоотвер-
женному подвигу во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии
этого образа имеет рассказ “Старуха Изергиль”, написанный

в 1895 году.
В образ Данко Горький вложил гуманистическую идею о человеке, который
все силы отдает служению народу. Данко – “молодой красавец”, смелый и
решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко прино-
сит в жертву самого себя. Он любит людей. И вот его молодое и горячее
сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести их из мрака. “Что
сделаю я для людей!?” – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками
разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его
над головой”. Освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца,
Данко смело повел их вперед. И тьма была побеждена. “Кинул взор вперед
себя на ширь степи гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на
свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер”. Умирает Дан-
ко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя жив, как образ ге-
роя-освободителя. “В жизни всегда есть место подвигам”, – говорит ста-
руха Изергиль. Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький
вложил в свою знаменитую “Песнь о Соколе”, написанную в 1895 году. Со-
кол – олицетворение борца за народное счастье: “О, если б в небо хоть
раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам моей груди и… захлеб-
нулся б моей он кровью! О счастье битвы!..” Соколу присущи презрение к
смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспева-
ет “безумство храбрых”. “Безумство, храбрость – вот мудрость жизни! О,
смелый Сокол. В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время – и кап-
ли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много
смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”

В 1901 году Горький написал “Песню о Буревестнике”, в которой
с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции.
Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: “Буря! Скоро
грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над реву-
щим гневно морем, то кричит пророк победы: “Пусть сильнее грянет бу-
ря!”

Буревестник – воплощение героизма. Он противопоставлен глупому
пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей:
“Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно
морем”. Журнал “Жизнь”, в котором была напечатана эта песня, был зак-
рыт.

Современник Горького А. Богданович писал: “От большинства очер-
ков г. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется
бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отлича-
ются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и от-
верженности”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Ранний романтизм Горького