Анализ стихотворения Горького «Песня о буревестнике»

«Песня о буревестнике» — финальная часть рассказа «Весенние мелодии», который был создан Максимом Горьким в Нижнем Новгороде весной 1901 года. Однако само Произведение из-за ярко выраженных революционных настроений было запрещено цензурой к печати. И лишь финал рассказа, написанный в форме белого стиха, в апреле 1901 году был опубликован в журнале «Жизнь» как самостоятельное литературное произведение под названием «Песня о буревестнике».

Учитывая тот факт, что сам рассказ «Весенние мелодии» носил ярко выраженные

пропагандистский и бунтарский характер, сомнений в революционной подоплеке «Песни о буревестнике» не возникает. Однако цензура посчитала этот отрывок вполне миролюбивым и не усмотрела крамолы в недвусмысленном призыве «Буря! Скоро грянет буря!».

Тем не менее, именно это произведение стало одним из важнейших агитационных материалов при подготовке двух революций — 1905 и 1917 годов.

Если отбросить идеологическую подоплеку «Песни о буревестнике», то само по себе стихотворение представляет огромную литературную ценность. Максим Горький — далеко не единственный поэт, писатель и драматург,

который решил обратиться в своем творчестве к морской тематике. Однако мало кому из представителей русской литературы на рубеже 19 и 20 веков удалось так ярко, красочно и захватывающе рассказать о приближающемся шторме, используя для этого все языковое богатство оттенков.

Начинается произведение с описания надвигающейся бури, когда «над седой равниной моря ветер тучи собирает». Но, несмотря на непогоду, «между тучами и морем гордо реет буревестник», которого автор считает очень смелой птицей. Более того, в крике буревестника Максиму Горькому чудится радость и «жажда бури». В качестве образного и запоминающегося контрастного приема автор описывает поведение чаек, которые в это же время «стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей».

Не менее пугливо ведет себя «глупый пингвин», который «прячет тело жирное в утесах», и гагары, которым «недоступно наслажденье битвой жизни».

Таким образом, Буревестника Максим Горький отождествляет с неким высшим существом, которому подвластно управлять морской стихией, и который радуется надвигающейся бури и «над тучами смеется», то есть готов открыто вступить в схватку с непогодой и выйти из нее победителем. Более того, автор сравнивает буревестника с пророком победы, который только и жаждет того, чтобы буря грянула сильнее. И совсем неважно, что она может унести жизни тысяч других обитателей моря и суши, которые не без оснований опасаются высоких волн, воющего ветра, блеска молний и грома.

В контексте пропаганды революционных идей «Песня о буревестнике» обретает совершенно иной смысл. В ней звучит неприкрытый призыв к изменению действующего общественно-политического строя и свержению самодержавия, избавиться от которого без народной «бури» — массового и кровопролитного восстания — не представляется возможным. Однако ни буревестника, ни автора произведения совершенно не заботит судьба «чаек» и «глупых пингвинов», которые рассчитывают на то, что буря скоро уляжется, и все в мире вернется на круги своя.

Примечательно, что «Песнь о буревестнике» являлась одним из самых любимых литературных произведений Владимира Ильича Ленина, который открыто признавал огромную агитационную ценность этого стихотворения и посвятил ему несколько идеологических статей, в которых раскрывал феномен Максима Горького, как «поэта революции» и «предвестника бури», отмечая при этом удивительно живой и образный язык автора и его бесспорный литературный дар.


Анализ стихотворения Горького «Песня о буревестнике»