Определение Пафос
Пафос (от греч. pathos – страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) – эмоционально-оценочное отношение писателя к тому, что он изображает. Пафос определяет общую эмоциональную тональность произведения. Понятие “пафоса” было введено Аристотелем (пафос, этос, логос) и имело первоначально лишь трагедийную окраску. Затем Гегель расширяет значение данного термина, подразумевая под ним высокую страсть, торжественное постижение художником сущности изображаемого. “В пафосе поэт является влюбленным в идею, как в прекрасное, живое существо . Пафос простое умственное постижение идеи превращает в любовь к идее, полную энергии и страстного стремления.
В философии идея является бесплотною; через пафос она превращается в тело, в действительный факт, в живое создание”, – писал В.Г. Белинский.
Существуют следующие виды пафоса: героический, трагический, драматический, сентиментальный, романтический, сатирический, комический.
- Определение Идея Идея (греч. idea – понятие, представление) – главная обобщающая мысль художественного произведения, выражение авторской тенденции в раскрытии той или иной темы. Например, основная идея “Слова о полку Игореве” – идея объединения Руси перед нашествием вражеских полчищ. Свойства идеи: субъективность и образность (идея пронизывает художественные образы), соответствие всей художественной логике произведения [76]. Идея находит свое отражение […]...
- Что такое ПАФОС ПАФОС – основной эмоциональный тон произведения, а также эмоциональное освещение того или иного персонажа. Пафос является существенным моментом авторской позиции и должен рассматриваться в тесной связи с идеей, авторским идеалом, а также с характером конфликта. Основные разновидности пафоса: героическое, трагическое, романтика, юмор, сатира, инвектива, ирония. Так, например, в стихотворении Пушкина “К Чаадаеву” (“Любви, надежды, тихой […]...
- Пафос трагического – определение Пафос трагического возникает как осознание писателем неразрешимости тех или иных жизненных противоречии. Трагические коллизии часто (но не обязательно) разрешаются смертью героя (или героев), что вызывает, по мысли Чернышевского, “страдание и скорбь”. Так, например, трагичен конфликт героини драмы Островского “Гроза” с “темным царством”. Не в силах внутренне примириться с порядками и обычаями “семейного деспотизма” и не […]...
- Пафос героического – определение Пафос героического – это восхищение писателя деятельностью личности или коллектива, направленной на достижение высоких общественных идеалов – социального и национального освобождения, построения прогрессивного общественного строя, защиту чести, достоинства, высоких нравственных ценностей. При этом герои произведения, как правило, сталкиваются с большими трудностями и препятствиями, зачастую рис куют жизнью ради высокой цели и проявляют мужество, силу духа, […]...
- Что такое Антитеза? Определение Антитеза (греч. antithesis – противопоставление) – сопоставление противоположных предметов, понятий, явлений, а также композиционных составляющих (характеров, образов, пейзажей, художественных деталей и т.д.). Относится к синтаксическим фигурам усиления. Пример антитезы: “Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем” (М.Ю. Лермонтов); “Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж […]...
- Что такое Повтор (рефрен)? Определение Повтор (рефрен) – повторение одних и тех же слов (звуков, конструкций) в тексте, придающее речи ясность и четкость. Относится к стилистическим фигурам прибавления. Существуют следующие виды повторов: анафора (греч. anaphora – вынесение) – единоначатие: “Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!”; эпифора (греч. epiphora – добавка) – […]...
- Определение “Идея” произведения Идея произведения должна вытекать из тех событий, действий, характеров, которые с помощью художественных средств созданы писателем, т. е. художественно воплощены. Если же идея высказывается писателем не логикой художественных образов, а в прямых рассуждениях (собственных или героев-резонеров), такая идея называется тенденцией. Идеи могут быть истинными и ложными, прогрессивными и консервативными, революционными и реакционными. По словам Н. […]...
- Определение Эпитафия Эпитафия (от греч. epitaphios – надгробный) – надгробная надпись в стихотворной форме. Основателем жанра эпитафии считается Симонид Кеосский (V в. до н.э.) Существовала истинная и фиктивная эпитафия (в сборнике стихов). Первоначально эпитафия существовала в античной поэзии как разновидность эпиграммы, зачастую в эпитафиях присутствовала ирония. Произведения данного жанра были популярны в литературе Средних веков, Возрождения и […]...
- Пафос ранних романтических произведений М. Горького Пафос ранних романтических произведений М. Горького (идеи и стиль романтических произведений Горького) I. “Настало время нужды в героическом” (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма. II. Вера в человека и противопоставление его героического порыва “томительно бедной жизни”. 1. Пафос свободы в ранних рассказах. 2. Не страдать, а действовать! 3. Противопоставление индивидуалистическому […]...
- ЮМОР определение ЮМОР – вид пафоса, основанный на комическом. В отличие от сатиры юмор не отвергает и не высмеивает комического в жизни, а принимает и утверждает его как неизбежную и необходимую сторону бытия. Юмор является выражением жизнерадостности, здорового оптимизма и помогает человеку преодолевать драматические и даже трагические ситуации. Юмор является существенной стороной эмоционального мира таких произведений, как […]...
- Определение Панегирик Панегирик (греч. panegyrikas (lygos) – хвалебная речь на всенародном торжественном собрании), энкомий (греч. enkomion – восхваление) – похвальное слово. Жанр, противоположный панегирику, – инвектива. Своим названием панегирик обязан одной из речей древнегреческого публициста Исократа (IV в. до н.э.). Этот жанр был весьма популярен в Древней Греции и у народов Востока. Греки заимствовали у египтян традицию […]...
- Пафос рассказа “Судьба человека” Рассказ не вызывает ощущение безысходности, несмотря на свою трагичность, потому что он повествует об огромных народных силах, заложенных в каждом советском человеке. Умение преодолевать великие трудности и поддерживать друг друга при этом – вековая черта русских людей. Отдельная жизнь или смерть мало здесь добавляют или прибавляют. Умение упрямо цепляться за жизнь, помогать людям, работать на […]...
- Определение Что такое Гипербола? Гипербола (греч. hyperbole – преувеличение) – сильное преувеличение изображаемого явления. Преувеличение может относиться к характеру героя (скупость Плюшкина), может присутствовать в описании внешности (портрет ребенка-Пантагрюэля в романе Ф. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”), в интерьере (в романе А.С. Пушкина у Онегина “щетки тридцати родов И для ногтей, и для зубов”). Прием гиперболы часто использовали Н.В. Гоголь, Ф.М. […]...
- Монолог определение Монолог (от греч. monos – один, logos – слово, речь) – развернутое высказывание одного персонажа или автора в художественном произведении. Монолог – важнейшее средство характеристики героя в художественном произведении, наряду с диалогом, портретом, пейзажем, интерьером и т.д. Но монолог имеет большое значение для всей структуры произведения. Нередко в монологах заключаются важнейшие для произведения идеи, авторские […]...
- Пафос стихотворения “К морю” А. С. Пушкина. Образ моря Пафос – идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения (или всего творчества). Пафос стихотворения в прославлении свободы, символом которой для Пушкина является море. Для поэта свобода моря становится образным изображением свободы человеческого духа, духа поэта. Море в традиции романтизма – образ стихии, которая не терпит никакого внешнего принуждения. Роман (бессмертное произведение)тизм для Пушкина связан с культом героической одинокой […]...
- Определение Дифирамб Дифирамб (греч. dithyrambos – песнь) – стихотворение, близкое по форме гимну или оде. Жанр возник в Древней Греции как хоровая песнь, посвященная богу виноделия Дионису. Дифирамб возник в рамках культа бога Диониса, или Вакха, и сопровождался оргиастическим танцем, определенной мимикой, музыкой, небольшим диалогом (между запевалой и хором). Текст дифирамба сочетал в себе черты эпоса (описание […]...
- Определение Что такое Синекдоха? Синекдоха (греч. synekdohe – соотнесение) – вид метонимии, стилистическая фигура, в основе которой – обозначение количества (называние целого частью, замена множественного числа единственным, большего количества – меньшим, и наоборот). Пример синекдохи: употребление слова “звук” в значении “целое слово”: “Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось!” (А.С. Пушкин); употребление имен собственных как нарицательных […]...
- Мистерия определение Мистерия (греч. misterion – таинство, тайна) – драматический жанр, зародившийся в Средние века и возникший на основе литургической драмы. Мистерии включали в себя как сцены религиозного характера (сюжеты Библии и Евангелия), так и интермедии (“Мистерия страстей господних” Арнуля Гребана (середина XV в.)). Из мистерии выделился миракль, сюжетом которого стал рассказ о греховных заблуждениях героя и […]...
- Представители романтизма, определение Другим литературным направлением начала XIX в. в России был романтизм. Мировоззрение романтиков складывалось как реакция на отрицательные стороны буржуазной среды и представляло собой непримиримое противопоставление идеала – действительности, личности – обществу. Метод романтизма – в изображении исключительных, возвышенных характеров, действующих, как правило, в необычной обстановке. Для романтизма характерен герой, порвавший все связи с обществом, враждебный […]...
- Определение Элегия Элегия (греч. elegeia, от elegos – жалобная песня) – лирическое стихотворение эмоционального содержания, проникнутое настроением грусти, тоски. Обычно написано от первого лица, не имеет четкой композиции. Жанр элегии возник в VII в. до н.э. в Греции (Каллин, Тиртей). И сначала элегии были ориентированы на политическую жизнь общества, затем в античной поэзии основной темой элегии становится […]...
- Гуманистический пафос пьесы Горького “На дне” Вопрос гуманизма – вопрос вечный, и многие писатели пытались решить его в соответствии со своими жизненными убеждениями. Часто под словом “гуманизм” понимают просто хорошее отношение к человеку. Но раз гуманные действия способны разбудить в человеке лучшие его качества, то не является ли гуманизм чем-то большим? Действие пьесы М. Горького “На дне” происходит в грязной ночлежке. […]...
- Определение Этимология Этимология (греч. etymologia от etymon истина и logos слово, учение) – раздел языкознания, занимающийся изучением происхождения слов и реконструкцией лексической системы языка древнейшего (в том числе и дописьменного) периода. Этимология как научная дисциплина зародилась еще в Древней Греции, причем в античности целью этимологического анализа были поиск и определение первоначальных, исходных, или “истинных”, значений слов. На […]...
- Патриотический пафос повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы Побоялся казак? Н. В. Гоголь Не находя в окружающей его действительности положительных характеров, способных стать образцами для подражания, Гоголь обратился к прошлому, к XVI – XVII векам. Почти девять лет он писал свою историческую повесть “Тарас Бульба”, которая вышла в 1842 году. Это произведение отразило эпоху героической борьбы […]...
- Определение. Что такое Морфема Морфема (от греч. morphe “форма”) – минимальная значимая единица языка. Термин морфема был введен в лингвистический обиход в 1881 г. И. А. Бодуэном де Куртенэ. В речи морфема может быть представлена различными вариантами, или морфами. Морфы, принадлежащие одной морфеме, как правило, имеют одно и то же значение, но различаются звуковым составом. Например, в словах села […]...
- Определение Что такое Метафора? Метафора (греч. metaphora – перенос) – употребление слова в переносном значении для характеристики какого-либо предмета или явления, возможное на основе сходства; скрытое сравнение. Примеры метафоры: “Буря мглою небо кроет,. Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя” (А.С. Пушкин), “Горит костер рябины красной” (С.А. Есенин), “Отговорила роща золотая березовым, веселым языком” […]...
- Пафос повестей и романов Тургенева Тургенев создает изображение главных героев в их сложной и тонкой душевной и умственной жизни. Они встречаются по различным, иногда случайным поводам, между ними нередко начинается живой обмен мнений, иногда он переходит в споры и выявляет различия их идейных позиций. Но все же не в интеллектуальных столкновениях раскрываются в ранних романах и повестях Тургенева характеры его […]...
- Что такое Эпопея? Определение Эпопея (греч. epopoia, от epos – слово, повествование и poieo – творю) – самый большой монументальный эпический жанр литературы, отличающийся общенациональной, исторической проблематикой. М.М. Бахтин выделяет три основные черты эпопеи: 1) тематика эпопеи – национальное эпическое прошлое; 2) источник эпопеи – национальное предание; 3) эпический мир отделен от современности абсолютной эпической дистанцией [7]. Древние и […]...
- Пафос стихотворения “Я убит подо Ржевом…” Стихотворение “Я убит подо Ржевом” представляет собой монолог убитого летом 1942 года солдата. Это и завещание мертвых живым, и тревожная надежда на будущую победу, и уверенность в том, что смерть была не напрасной. Герой А. Т. Твардовского думает не о мертвых, а о живых. Про себя он знает, что от него не осталось даже могилы, […]...
- Определение. Что такое Морфология Морфология (от греч. morphe форма и logos учение) – раздел грамматики, основным объектом которого являются грамматические свойства слов и их значимых частей (морфем). Морфология, понимаемая как “грамматическое учение о слове” (В. В. Виноградов), вместе с синтаксисом, представляющим собой “грамматическое учение о предложении”, составляет грамматику. Границы описательной морфологии понимаются в различных концепциях по-разному. Она может включать […]...
- Эпиграф Определение Эпиграф (греч. epigrafe – надпись, заглавие) – обычно цитата из художественного произведения другого автора или фольклора, канонизированных религиозных текстов (Евангелия и т.д.), выражающая основную мысль произведения или вводящая читателя в эмоциональную атмосферу произведения. Эпиграф может предшествовать как всему произведению в целом (следует после заглавия), так и отдельным главам. Так, эпиграфом к повести “Капитанская дочка” служит […]...
- Определение Морфемика Морфемика (от греч. morphe форма) – раздел языкознания, изучающий особенности строения морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом, морфемную структуру слов и их форм. Предметом описательной морфемики является рассмотрение следующих вопросов: – фонологическая структура разных типов морфем; – различные морфонологические процессы, происходящие на стыках морфем, или морфемных швах; – правила сочетаемости […]...
- Определение понятия “Идея” ИДЕЯ художественная (эстетическая) – образная эмоциональная мысль, определяющая глубинный уровень содержания произведения (см.: Содержание и форма). Обычно она составляет основу содержания, но не всегда, поэтому некоторые теоретики не считают ее обязательно присутствующей во всяком произведении. Так, выдающийся филолог XX в. MJL Гаспаров писал о “пейзажном стихотворении А. А. Фета “Это утро, радость эта…”, что “идей […]...
- Представители реализма, определение Новым этапом в развитии русской литературы стало направление критического реализма. Реализм как метод предполагает правдивое изображение характеров, раскрытие закономерных связей героев с социальной средой, художественное постижение общественно-исторических закономерностей. Основной проблемой реалистического искусства и литературы становится проблема взаимоотношений личности и общества, ведущим принципом художественного отражения жизни – социальный анализ. Первой ступенью развития реалистического метода стало направление […]...
- ПАФОС СТИХОТВОРЕНИЯ БАЙРОНА “ТЫ КОНЧИЛ ЖИЗНИ ПУТЬ, ГЕРОЙ!” ПАФОС СТИХОТВОРЕНИЯ БАЙРОНА “ТЫ КОНЧИЛ ЖИЗНИ ПУТЬ, ГЕРОЙ!” Английский поэт Джордж Гордон Байрон был одним из родоначальников и ярчайшим представителем философского романтизма в литературе. Это течение заявляло о самоценности творческой личности, противопоставляя ее консерватизму и Посредственности. Трагический разрыв общества и личности, одиночество и борьба за свободу – вот лишь некоторые из тех проблем, которые мы […]...
- Определение Что такое Метонимия? Метонимия (греч. metonymia – переименование) – замена слова (предмета, понятия, явления) другим словом, возможная на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами, понятиями, явлениями. Существуют следующие виды метонимии: 1) Употребление имени автора вместо названия его произведения: “Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал” (подразумевается книга Апулея “Золотой осел”); 2) Употребление названия произведения, персонажей или […]...
- Определение. Что такое Фразеология Фразеология (от греч. phrasis выражение и logos слово, учение) – раздел языкознания, который изучает семантические, морфологосинтаксические и стилистические особенности фразеологизмов в их современном состоянии и историческом развитии. Основными задачами фразеологии являются: – исследование знаковой природы фразеологических единиц языка; – установление специфики слов и их значений, реализуемых в составе фразеологизмов; – выяснение категориальных признаков фразеологизмов и […]...
- Определение. Что такое Синтаксис Синтаксис (от греч. syntaxis построение, порядок) – раздел языкознания, изучающий процессы порождения и строй связной речи и включающий в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении. В ряде работ синтаксис, изучающий смысловую сторону речи, противопоставляется фонетике и морфологии, занимающимся по большей части планом выражения языковой системы. Предмет описательного синтаксиса составляют следующие […]...
- Определение “Литературное произведение” “Художественное произведение” Литературное произведение – это целый мир, состоящий из первоэлементов, лишь условно на них разлагаемый. При анализе произведения мы говорим о теме, идее, композиции, поэтических средствах и других элементах целого, но надо помнить, что творение искусства существует только в единстве всех его составляющих. Тем не менее, понимание того, из каких элементов состоит произведение, т. е. анализ […]...
- Определение. Что такое Орфограмма Орфограмма (от греч. orthos “правильный” и gramma “буква”) – написание, регулируемое орфографическим правилом (см. Орфография) или устанавливаемое в словарном порядке. На уроках русского языка школьников учат узнавать орфограмму, правильно применять правило и объяснять написание, ссылаясь на орфограмму. Например, слова капуста, здоровье – словарные слова: “Правописание словарного слова нужно запомнить”. В словах вода (вод), примирять [врагов] […]...
- Определение ода Ода (греч. ode – песня) – патетическое, торжественное стихотворение, посвященное какому-либо лицу или событию. Сначала одой считалась всякая торжественная песнь, предназначенная для хорового исполнения (оды Сапфо, Пиндара). Черты жанровой определенности (прославление вельможных особ и торжественных событий) ода обретает в творчестве поэта Квинта Горация Флакка, прославляющего императора Октавиана Августина [60]. В эпоху Возрождения и эпоху барокко […]...