Определение “Аллегория”
Одним из распространенных приемов художественного изображения является аллегория – иносказание, когда под одним подразумевается другое. Чаще всего идущая от фольклора аллегория изображает человека и его пороки под видом животных. Так, аллегория – основа басен И. А. Крылова.
Аллегоричны сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”, “Премудрый пескарь”, “Коняга” и др.
Аллегория может применяться в речи действующих лиц. В повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Пугачев прибегает к иносказанию в разговоре
“Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: “В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо. Ну, а что ваши?” – “Да что наши! – отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. – Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях; черти на погосте”. – “Молчи, дядя, – возразил мой бродяга, – будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит”.
Используя аллегорию, поэт стремится выделить в изображаемом главное, существенное, что по каким-то причинам нельзя назвать прямо.
Глоссарий:
– определение аллегория
– домашнее задание что такое аллегория
- Определение понятия “Аллегория” Аллегория – иносказательный образ, закрепленный традицией или разъясненный в его обобщенном и отвлеченном значении. Так, для Лермонтова те, кто привели к гибели великого поэта, – “Свободы, Гения и Славы палачи!”. В “Цицероне” Ф. И. Тютчева римский оратор “поздно встал – и на дороге / Застигнут ночью Рима был!”, видел кровавый “закат звезды” римской славы, т. […]...
- Что такое аллегория в литературе? Аллегория – это использование отвлеченных понятий, которые символически передают характеристики конкретного образа. Одно слово иллюстрируется с помощью другого. Аллегория включает в себя два важных компонента. Смысловой элемент аллегории – это предмет, который изображает автор, но не называет его. Например, мудрость, храбрость, Доброта, юность. Второй элемент – это предметный объект, который должен передать в произведение названное […]...
- Что такое аллегория Сложно представить литературные произведения без аллегории. Чтобы высказаться корректно, этот литературный прием просто необходим. Аллегория представляет собой выражение абстрактной мысли через реальный образ. Такой способ выражения очень популярен как в современных произведениях, так и в древнем эпосе. Книга всех книг Библия имеет много Аллегорических образов. Каждая природная стихия несет в себе ту или иную характеристику […]...
- Позиция Пушкина в записках, написанных от имени Гринева Рассматривая проблему “автора”, М. Бахтин подчеркивал значение того случая, когда “условный автор”, или рассказчик, вводится как носитель “особого словесно-идеологического, языкового кругозора, особой точки зрения на мир и на события, особых оценок и интонаций…”. Именно такой случай мы наблюдаем и в “Капитанской дочке”. И, хотя М. Бахтин об этом романе не говорит, выводы, сделанные им из […]...
- Как соотносятся взгляды на события двух “авторов” – Гринева и Пушкина? Продолжим рассмотрение проблемы взаимоотношений рассказчика и действительного автора “Капитанской дочки”. Мы уже знаем, что Пушкин определил главную роль Гринева как роль свидетеля и летописца. Он ведет правдивый протокол происшествий, высказывая попутно свое мнение (всем памятные “сентенции”), но при этом должно учитывать, что он не властен в отборе и создании драматических ситуаций – их творцом является […]...
- Что такое Акмеизм, Аллегория, Амфибрахий, Анапест? АКМЕИЗМ – течение в русском декадентстве конца XIX – начала XX вв. К акмеизму в разное время примыкали Н. Гумилев, С. Городецкий, О. Мандельштам, А. Ахматова и др. Ведя полемику с символизмом, акмеисты обращали внимание прежде всего на реальную жизнь, поэтически раскрывали красоту мира и человека. Большое внимание уделяли психологическому анализу, раскрывая многие сложные состояния […]...
- Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория К изобразительно-выразительным средствам языка художественного произведения относятся: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, аллегория и другие. Сравнение – изобразительный прием, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим явлением. Синтаксически сравнение выражается при помощи сравнительных союзов как, будто, словно, точно, похож, ровно, […]...
- Аллегория в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина и в баснях И. А. Крылова Аллегория является распространенным средством художественной изобразительности. Традиционно она используется как в фольклоре, так и в книжной литературе. Словарь литературных терминов дает такое определение аллегории: “Аллегория (иносказание) – изображение отвлеченного понятия через конкретный образ”. Очень часто аллегория используется в сказках и баснях. Здесь под видом животных, например, подразумеваются человеческие пороки. Аллегорически могут изображаться важные исторические и […]...
- Доклад о герое произведения А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, Пугачеве Образ Пугачева – это сложнейший и интереснейший образ повести. Во время, описанное А. С. Пушкиным в “Капитанской дочке”, положение на Руси было очень сложным. В 1760 – 1770-е гг. по стране прокатилась мощная волна выступлений крестьян, казаков, работных людей. Это было связано с усилением крепостного права. Особое беспокойство императрицы Екатерины II вызывали выступления казачества. Со […]...
- Пророческий сон Гринева Весьма продуктивным для понимания важных мотивов пушкинского романа кажется мне очевидное тематическое, а порой и текстологическое совпадение буранной сцены “Капитанской дочки” со стихотворением Пушкина “Бесы” (1830). Со своей стороны, вслушаемся в одну их текстологическую перекличку: “Бесы”: “Кони стати… “Что там в поле?” – “Кто их знает? пень иль волк?”” “Капитанская дочка”: “Вдруг увидел я что-то […]...
- Определение Система персонажей художественного произведения Система персонажей художественного произведения – соотношение персонажей в композиционной системе произведения. Принято выделять произведения с вершинной системой персонажей, одним главным героем (роман “Робинзон Крузо” Д. Дефо), и произведения с системой персонажей, равноправно участвующих в художественном действии (роман “Братья Карамазовы” Ф.М. Достоевского). В произведении выделяют главных, второстепенных и эпизодических персонажей. Кроме того, в массовых сценах выделяются […]...
- Сочинение на тему: “Е. Пугачев по Пушкину” В своей повести “Капитанская дочка” Пушкин тщательно описывает внешность атамана. Изображая первую встречу с Гриневым, писатель рассказывает о нем так: “Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на […]...
- Аллегория и гротеск – художественные средства русской литературы (по произведениям Салтыкова-Щедрина) …В сатире действительность как некое несовершенство противопоставляется идеалу как высшей реальности. Ф. Шиллер Салтыков-Щедрин – оригинальный писатель русской литературы, занимающий в ней особое место. Он был и остается крупнейшим мастером социального обличения. Родившийся в помещичьей семье, впитавший в себя патриархальный быт глубинки, Михаил Евграфович тем не менее выступал с обвинениями в адрес близкой ему среды. […]...
- Определение: Что такое Обрядовые песни? Фольклор всегда был неотъемлемой частью жизни любого народа. В нем выражались его настроения, отношения к жизни и окружающей действительности. Особенностью русского фольклора было его особое содержание и тональность. Эта мелодика выражалась в песнях, которые были посвящены различным праздникам в жизни русского человека. Такие произведения становились основой для показа исторических событий, национальных традиций и выражением самосознания […]...
- Определение Что такое Метонимия? Метонимия (греч. metonymia – переименование) – замена слова (предмета, понятия, явления) другим словом, возможная на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами, понятиями, явлениями. Существуют следующие виды метонимии: 1) Употребление имени автора вместо названия его произведения: “Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал” (подразумевается книга Апулея “Золотой осел”); 2) Употребление названия произведения, персонажей или […]...
- Определение Словообразовательный способ Словообразовательный способ – это объединение ряда словообразовательных типов с одним и тем же видом словообразовательного форманта (префикса, суффикса и т. п.) без учета конкретного материального воплощения этого форманта. Таким образом, это еще более общая и абстрактная единица, чем словообразовательный тип. Различают морфологические и неморфологические способы образования новых слов. К первой группе относятся способы, где используются […]...
- Система стихосложения, Онегинская строфа, Ямб, Хорей: определение Существует несколько систем стихосложения: силлабическая, основанная на одинаковом количестве слогов в строке при произвольном расположении ударений; тоническая, когда в каждой строке равное количество ударений при произвольном количестве слогов; силлабо-тоническая, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Силлабическая система не получила распространения в русском стихосложении, ей следовали только некоторые поэты XVIII в. Тоническая система была развита […]...
- Персонаж определение Важнейшую роль в произведении, особенно в эпическом и драматическом, играют персонажи (герои). Персонаж – это действующее лицо произведения, чаще всего вымышленная личность, воплощающая в себе определенный характер. Обычно персонажи – это люди, но могут быть и животные, и предметы, и фантастические существа (в баснях, сказках). В персонаже автор воплощает и объективные свойства того ими иного […]...
- Определение. Предлоги Предлоги – служебные слова, выражающие различные отношения между словами и используемые как средство синтаксического подчинения существительных или местоимений другим словам в предложении и словосочетании. Предлоги занимают позицию перед существительным (местоимением) или перед определением, относящимся к этому существительному (местоимению). Лишь немногие предлоги могут следовать за существительным: ради, наперекор, вопреки, навстречу. Например, ради Бога или Бога ради. […]...
- Определение Песня Песня (нем. lied, франц. chanson, англ. song) – стихотворное произведение того или иного жанра (альба, канцона, кант, романс, гимн), предназначенное для пения. Истоки данного жанра – в античности, песни (французских трубадуров, менестрелей) были очень популярны в Средние века. В XVIII веке в Европе становятся известными песни и баллады Р. Бернса, в России в XVIII веке […]...
- Определение. Сложные словосочетания Сложные словосочетания – многочленные (состоящие более чем из двух знаменательных слов) словосочетания, в которых главное слово распространяется словосочетанием (проверка домашней работы) или, наоборот, словосочетание распространяется зависимым словом (мой старший брат, новый жилец сверху). В большинстве случаев они образуются на основе двух и более синтаксических связей, исходящих от главного, стержневого слова: близкий друг Пушкина, новая квартира […]...
- Определение Парадигма Парадигма (от греч. paradeigma “образец, пример”) – упорядоченная совокупность грамматических форм (словоформ) одного слова. Парадигма представляет собой систему регулярных изменений, которая служит образцом для образования форм определенной части речи. Парадигму имеют только те слова, которые способны менять свою форму Например, можно говорить о парадигме склонения существительных (изменение существительных по числам и падежам) или парадигме спряжения […]...
- Определение. Что такое Графика Графика (греч. graphike, от grapho пишу, черчу) – раздел науки о письме, который определяет инвентарь знаков, используемых в данной системе письма (эти знаки принято называть графемами), и правила и способы обозначения на письме звуковых единиц. Графическая система русского письма основана на кириллице и устроена достаточно рационально: число фонем русского языка незначительно больше числа букв русского […]...
- Определение Грамматическая категория Грамматическая категория – совокупность двух или более однородных грамматических значений, имеющих в языке обязательное формальное выражение. Грамматические значения, составляющие категорию, четко структурируются, образуя противопоставления (оппозиции). Например, категория лица объединяет три грамматических значения: 1-ое лицо, 2-ое лицо и 3-е лицо, а категория падежа включает шесть грамматических значений – шесть падежей. Грамматические категории свойственны определенным частям речи […]...
- Определение. Что такое Нулевой аффикс Нулевой аффикс – материально не выраженный показатель грамматического или словообразовательного значения, который выделяется в слове при наличии определенных условий. Если речь идет о нулевой флексии (т. е. словоизменительном нулевом аффиксе), то в школьной традиции обычно ограничиваются только одним критерием – наличием в других формах этого же слова флексий, выраженных материально. Таким образом, нулевое окончание в […]...
- Определение Примыкание Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором главное слово не диктует зависимому никаких грамматических характеристик, и подчинение одного слова другому проявляется не формально (в структуре зависимого слова), а только семантически. В ряде случаев средствами выражения примыкания могут служить порядок слов и интонация. Бесспорно, этот вид связи используется в словосочетаниях, где зависимые слова в принципе […]...
- Определение. Предикативная связь Предикативная связь, или координация (от лат. со (cum) “совместно” и ordinatio “упорядочение”) – такая синтаксическая связь, при которой существует двусторонняя зависимость между словами. В данном отношении находятся в предложении его главные члены – подлежащее и сказуемое. Эту связь нельзя отнести к подчинительной, поскольку оба элемента языка, связанные таким образом, одновременно главные и зависимые: это можно […]...
- Определение Словосочетание Словосочетание – это соединение нескольких (чаще всего – двух) знаменательных слов, связанных друг с другом определенными семантическими (смысловыми) и грамматическими отношениями, называющее единое сложное понятие (предмет, качество, действие) неязыковой действительности. Как в истории грамматической мысли, так и в современной лингвистике представлены разные подходы к определению и пониманию словосочетания. Важный дискуссионный вопрос теории словосочетания – это […]...
- Художественная речь определение Одним из главных средств создания образа и выражения авторского отношения к жизни в литературе является художественная речь, словесная форма произведения. В речевом строе (“языке”) художественного произведения надо выделить речь автора и речь героев (особенно это относится к эпическому произведению). Речь героя – один из важнейших способов создания его образа. В реалистическом произведении каждый герой имеет […]...
- Определение. Что такое Сложное слово (композит) Сложное слово (композит) – это слово, содержащее в своем составе две (или более чем две) корневые морфемы. В русском языке встречаются сложные слова как с интерфиксами (пылесос, слепоглухонемой, вертихвостка, трехкомпонентный и др.), так и без них (плащ – палатка, времяпрепровождение, азотсодержащий, вездеход и др.). Первый тип сложных слов является более распространенным. В большинстве случаев сложные […]...
- Определение “Метафора”; “Сравнение”; “Олицетворение” Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на другие по сходству, по аналогии. Метафора возникает на основе сходства вещей по форме, цвету, величине и т. д. Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток. (А. С. Пушкин) В отличие от сравнения, где имеется то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, в метафоре первая […]...
- Определение Формообразующие частицы Формообразующие частицы участвуют в образовании грамматических форм глагола. Например, частица бы при глаголе (читал бы, поехал бы) обозначает предполагаемое, возможное действие и образует форму сослагательного наклонения глагола. А частицы путь, пускай, да при глаголе (пусть пишет, да будет) выражают побуждение к действию и образуют форму повелительного наклонения глагола. Сослагательное и повелительное наклонения – два типа […]...
- Определение понятия “Жанр” ЖАНР – разновидность рода литературы, создаваемая исторически складывающимся комплексом тех или иных элементов и качеств содержания и формы. В разных литературах, в разных эстетических системах это разные комплексы, поэтому все попытки теоретиков создать универсальную классификацию жанров, применимую к любым литературам, эпохам их развития и литературным общностям, были неудачны, схоластичны. Одно и то же явление может […]...
- Определение. Что такое Лицо (грамматическая категория) Лицо – словоизменительная грамматическая категория глагола, служащая для разграничения участников коммуникации. Первое лицо указывает на то, что говорящий является производителем действия, обозначенного глаголом (в случае первого лица единственного числа) или он входит в некую группу лиц – производителей данного действия (в случае первого лица множественного числа). Второе лицо указывает на действие, производимое собеседником, или адресатом […]...
- Определение. Что такое Принципы русской графики Принципы русской графики – основания, на которых базируются способы отражения русской речи на письме при помощи букв. Одним из основных принципов русской графики является фонемный: русская буква, как правило, отражает фонему, а не звук. Фонемный принцип письма сохраняет тождество морфемы (одинаковое ее написание), независимо от того, как реально произносится эта морфема (см. Принципы русской орфографии). […]...
- Почему Ф. И Тютчев в стихотворении “Silentium!” призывает к молчанию? “Silentium!” относится к шедеврам философской лирики Ф. И Тютчева, потому как является одним из самых глубоких и выразительных произведений поэта. Основная идея стихотворения – призвать людей к молчанию, именно поэтому в нем так часто повторяется слово “молчи”. Ф. И. Тютчев уверен: мысль “изреченная есть ложь”, никакими словами не передать всю чистоту, глубину внутреннего мира человека, […]...
- Определение термина “сочинение” Итак, выпускное, итоговое, аттестационное сочинение. Обратимся к словарям, к трактовке слова “сочинение”. Краткий толковый словарь русского языка (Москва, “Русский язык”, 1989 г.): “Сочинение – художественное, научное и тому подобное произведение. Сочинять – создавать произведение (литературное или музыкальное)”. Словарь синонимов русского языка (Москва, “Советская энциклопедия”, 1968 г.): “Сочинение – произведение, труд, работа, творение, создание, детище, плод […]...
- Определение. Что такое Флексия Флексия (от лат. flexio “сгибание”), или окончание – это словоизменительный аффикс, имеющий грамматическое значение и служащий для выражения отношений между словами в предложении. Флексии обычно занимают место в самом конце словоформы (рук-а, пиш-ет), но в некоторых случаях они находятся внутри слова. После окончания может находиться постфикс (умыва-ет-ся, к-ого-то, ид-ем-те), а в сложных числительных представлено две […]...
- Определение. Что такое Залог (грамматическая категория) Залог – грамматическая категория, определяющая отношения между субъектом действия, самим действием и его объектом. Залог тесно связан с такими грамматическими характеристиками глаголов, как переходность-непереходность и возвратность. Категория залога формируется как средствами морфологии, так и синтаксиса. Вопрос о том, что такое залог и какое количество залоговых противопоставлений можно выделить в русском языке, поднимался в отечественной русистике […]...
- Определение понятия “Драма” ДРАМА (драматургия) – один из трех основных родов литературы, возникший для постановки его произведений в театре. Во многих отношениях это самый условный род. Авторская речь играет здесь в основном вспомогательную роль (заглавие пьесы, так называемая “афиша” – список действующих лиц, иногда с кратчайшими характеристиками и обозначением каких-то их отношений для введения зрителя в курс дела, […]...