Одним из распространенных приемов художественного изображения является аллегория — иносказание, когда под одним подразумевается другое. Чаще всего идущая от фольклора аллегория изображает человека и его пороки под видом животных. Так, аллегория — основа басен И. А. Крылова.
Аллегоричны сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист», «Премудрый пескарь», «Коняга» и др.
Аллегория может применяться в речи действующих лиц. В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Пугачев прибегает к иносказанию в разговоре с хозяином постоялого двора:
«Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком — да мимо. Ну, а что ваши?» — «Да что наши! — отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. — Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях; черти на погосте». — «Молчи, дядя, — возразил мой бродяга, — будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит».
Используя аллегорию, поэт стремится выделить в изображаемом главное, существенное, что по каким-то причинам нельзя назвать прямо.
Глоссарий:
— определение аллегория
— домашнее задание что такое аллегория
- Аллегория Аллегория 1) Изображение, при котором с помощью сравнения одного явления с другим создается конкретный образ, раскрывающий какое-то общее понятие. 2) Одним из распространенных приемов художественного изображения является Аллегория — иносказание, когда под одним подразумевается другое. Чаще всего идущая от фольклора аллегория изображает человека и его пороки под видом животных. Так, аллегория — основа басен И. ... Читать далее...
- Определение понятия «Аллегория» Аллегория — иносказательный образ, закрепленный традицией или разъясненный в его обобщенном и отвлеченном значении. Так, для Лермонтова те, кто привели к гибели великого поэта, — «Свободы, Гения и Славы палачи!». В «Цицероне» Ф. И. Тютчева римский оратор «поздно встал — и на дороге / Застигнут ночью Рима был!», видел кровавый «закат звезды» римской славы, т. ... Читать далее...
- Что такое аллегория в литературе? Аллегория — это использование отвлеченных понятий, которые символически передают характеристики конкретного образа. Одно слово иллюстрируется с помощью другого. Аллегория включает в себя два важных компонента. Смысловой элемент аллегории — это предмет, который изображает автор, но не называет его. Например, мудрость, храбрость, Доброта, юность. Второй элемент — это предметный объект, который должен передать в произведение названное ... Читать далее...
- Что такое аллегория Сложно представить литературные произведения без аллегории. Чтобы высказаться корректно, этот литературный прием просто необходим. Аллегория представляет собой выражение абстрактной мысли через реальный образ. Такой способ выражения очень популярен как в современных произведениях, так и в древнем эпосе. Книга всех книг Библия имеет много Аллегорических образов. Каждая природная стихия несет в себе ту или иную характеристику ... Читать далее...
- Что такое Акмеизм, Аллегория, Амфибрахий, Анапест? АКМЕИЗМ — течение в русском декадентстве конца XIX — начала XX вв. К акмеизму в разное время примыкали Н. Гумилев, С. Городецкий, О. Мандельштам, А. Ахматова и др. Ведя полемику с символизмом, акмеисты обращали внимание прежде всего на реальную жизнь, поэтически раскрывали красоту мира и человека. Большое внимание уделяли психологическому анализу, раскрывая многие сложные состояния ... Читать далее...
- Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория К изобразительно-выразительным средствам языка художественного произведения относятся: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, аллегория и другие. Сравнение — изобразительный прием, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим явлением. Синтаксически сравнение выражается при помощи сравнительных союзов как, будто, словно, точно, похож, ровно, ... Читать далее...
- Аллегория в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина и в баснях И. А. Крылова Аллегория является распространенным средством художественной изобразительности. Традиционно она используется как в фольклоре, так и в книжной литературе. Словарь литературных терминов дает такое определение аллегории: «Аллегория (иносказание) — изображение отвлеченного понятия через конкретный образ». Очень часто аллегория используется в сказках и баснях. Здесь под видом животных, например, подразумеваются человеческие пороки. Аллегорически могут изображаться важные исторические и ... Читать далее...
- Позиция Пушкина в записках, написанных от имени Гринева Рассматривая проблему «автора», М. Бахтин подчеркивал значение того случая, когда «условный автор», или рассказчик, вводится как носитель «особого словесно-идеологического, языкового кругозора, особой точки зрения на мир и на события, особых оценок и интонаций…». Именно такой случай мы наблюдаем и в «Капитанской дочке». И, хотя М. Бахтин об этом романе не говорит, выводы, сделанные им из ... Читать далее...
- Пьеса «Носороги» аллегория человеческого общества Пьеса «Носороги» отображение человеческого общества, где озверение людей — закономерный результат социального устройства. Главный герой пьесы — Беранже становится свидетелем того, как жители небольшого провинциального городка превращаются в носорогов. Беранже теряет свою любимую Дези, которая, наконец, пристала к стаду носорогов. Лишь неудачник и идеалист Беранже до конца сохраняет свое человеческое подобие и находит мужество до ... Читать далее...
- Аллегория и гротеск — художественные средства русской литературы (по произведениям Салтыкова-Щедрина) …В сатире действительность как некое несовершенство противопоставляется идеалу как высшей реальности. Ф. Шиллер Салтыков-Щедрин — оригинальный писатель русской литературы, занимающий в ней особое место. Он был и остается крупнейшим мастером социального обличения. Родившийся в помещичьей семье, впитавший в себя патриархальный быт глубинки, Михаил Евграфович тем не менее выступал с обвинениями в адрес близкой ему среды. ... Читать далее...
- Определение Эпитафия Эпитафия (от греч. epitaphios — надгробный) — надгробная надпись в стихотворной форме. Основателем жанра эпитафии считается Симонид Кеосский (V в. до н.э.) Существовала истинная и фиктивная эпитафия (в сборнике стихов). Первоначально эпитафия существовала в античной поэзии как разновидность эпиграммы, зачастую в эпитафиях присутствовала ирония. Произведения данного жанра были популярны в литературе Средних веков, Возрождения и ... Читать далее...
- Определение: Что такое миф? Миф — предание, в котором воплощены представления древних народов о происхождении мира и различных явлениях природы. В мифах повествуется о богах, духах, обожествленных героях и первопредках. Они возникли во времена первобытного общества, на заре человеческого существования. Древний человек не мог понять причин возникновения различных природных явлений. Многие вопросы возникали в его голове: как появились люди ... Читать далее...
- Мистерия определение Мистерия (греч. misterion — таинство, тайна) — драматический жанр, зародившийся в Средние века и возникший на основе литургической драмы. Мистерии включали в себя как сцены религиозного характера (сюжеты Библии и Евангелия), так и интермедии («Мистерия страстей господних» Арнуля Гребана (середина XV в.)). Из мистерии выделился миракль, сюжетом которого стал рассказ о греховных заблуждениях героя и ... Читать далее...
- Определение: Что такое Обрядовые песни? Фольклор всегда был неотъемлемой частью жизни любого народа. В нем выражались его настроения, отношения к жизни и окружающей действительности. Особенностью русского фольклора было его особое содержание и тональность. Эта мелодика выражалась в песнях, которые были посвящены различным праздникам в жизни русского человека. Такие произведения становились основой для показа исторических событий, национальных традиций и выражением самосознания ... Читать далее...
- Определение понятия «Гипербола» ГИПЕРБОЛА — преувеличение. И. С. Рижский писал: «Когда сочинитель даже до невероятности увеличит… своим выражением то, о чем он говорит, то сей троп есть гипербола; например: дождь ведром льет; или: глуп как стена… Гипербола и ирония вообще показывают чрезвычайный восторг сочинителева воображения…» [12, с. 20]. Гиперболу рассматривают в одном ряду с такими условными образами, как ... Читать далее...
- Как соотносятся взгляды на события двух «авторов» — Гринева и Пушкина? Продолжим рассмотрение проблемы взаимоотношений рассказчика и действительного автора «Капитанской дочки». Мы уже знаем, что Пушкин определил главную роль Гринева как роль свидетеля и летописца. Он ведет правдивый протокол происшествий, высказывая попутно свое мнение (всем памятные «сентенции»), но при этом должно учитывать, что он не властен в отборе и создании драматических ситуаций — их творцом является ... Читать далее...
- Определение Словообразовательный способ Словообразовательный способ — это объединение ряда словообразовательных типов с одним и тем же видом словообразовательного форманта (префикса, суффикса и т. п.) без учета конкретного материального воплощения этого форманта. Таким образом, это еще более общая и абстрактная единица, чем словообразовательный тип. Различают морфологические и неморфологические способы образования новых слов. К первой группе относятся способы, где используются ... Читать далее...
- Определение Что такое Метонимия? Метонимия (греч. metonymia — переименование) — замена слова (предмета, понятия, явления) другим словом, возможная на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами, понятиями, явлениями. Существуют следующие виды метонимии: 1) Употребление имени автора вместо названия его произведения: «Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал» (подразумевается книга Апулея «Золотой осел»); 2) Употребление названия произведения, персонажей или ... Читать далее...
- Что такое Эпопея? Определение Эпопея (греч. epopoia, от epos — слово, повествование и poieo — творю) — самый большой монументальный эпический жанр литературы, отличающийся общенациональной, исторической проблематикой. М.М. Бахтин выделяет три основные черты эпопеи: 1) тематика эпопеи — национальное эпическое прошлое; 2) источник эпопеи — национальное предание; 3) эпический мир отделен от современности абсолютной эпической дистанцией [7]. Древние и ... Читать далее...
- Определение ода Ода (греч. ode — песня) — патетическое, торжественное стихотворение, посвященное какому-либо лицу или событию. Сначала одой считалась всякая торжественная песнь, предназначенная для хорового исполнения (оды Сапфо, Пиндара). Черты жанровой определенности (прославление вельможных особ и торжественных событий) ода обретает в творчестве поэта Квинта Горация Флакка, прославляющего императора Октавиана Августина [60]. В эпоху Возрождения и эпоху барокко ... Читать далее...
- Определение. Сложные словосочетания Сложные словосочетания — многочленные (состоящие более чем из двух знаменательных слов) словосочетания, в которых главное слово распространяется словосочетанием (проверка домашней работы) или, наоборот, словосочетание распространяется зависимым словом (мой старший брат, новый жилец сверху). В большинстве случаев они образуются на основе двух и более синтаксических связей, исходящих от главного, стержневого слова: близкий друг Пушкина, новая квартира ... Читать далее...
- Персонаж определение Важнейшую роль в произведении, особенно в эпическом и драматическом, играют персонажи (герои). Персонаж — это действующее лицо произведения, чаще всего вымышленная личность, воплощающая в себе определенный характер. Обычно персонажи — это люди, но могут быть и животные, и предметы, и фантастические существа (в баснях, сказках). В персонаже автор воплощает и объективные свойства того ими иного ... Читать далее...
- Определение Сюжет Сюжет (от франц. sujet — предмет, содержание) — развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях (в лирике сюжет встречается редко). Впервые этот термин был употреблен классицистами П. Корнелем и Н. Буало. Драматурги французского классицизма и Просвещения подразумевали под сюжетом заимствованные из прошлого истории, которые они могли в переработанном виде воплощать на сцене. В ... Читать далее...
- Определение. Предлоги Предлоги — служебные слова, выражающие различные отношения между словами и используемые как средство синтаксического подчинения существительных или местоимений другим словам в предложении и словосочетании. Предлоги занимают позицию перед существительным (местоимением) или перед определением, относящимся к этому существительному (местоимению). Лишь немногие предлоги могут следовать за существительным: ради, наперекор, вопреки, навстречу. Например, ради Бога или Бога ради. ... Читать далее...
- Определение Песня Песня (нем. lied, франц. chanson, англ. song) — стихотворное произведение того или иного жанра (альба, канцона, кант, романс, гимн), предназначенное для пения. Истоки данного жанра — в античности, песни (французских трубадуров, менестрелей) были очень популярны в Средние века. В XVIII веке в Европе становятся известными песни и баллады Р. Бернса, в России в XVIII веке ... Читать далее...
- Мелодрама определение Мелодрама (греч. melos — «песня, мелодия» и drama — «действие») — драматический жанр, зародившийся внутри жанра трагедии и вобравший в себя также комедийные элементы. Характерные свойства: камерность, рассмотрение вечных проблем в рамках частной жизни, наличие острой, запутанной интриги, наличие морально-дидактического элемента, эмоциональная насыщенность, резкий контраст добра и зла, однозначность нравственных оценок, использование возвышенного стиля в ... Читать далее...
- Определение. Что такое Графика Графика (греч. graphike, от grapho пишу, черчу) — раздел науки о письме, который определяет инвентарь знаков, используемых в данной системе письма (эти знаки принято называть графемами), и правила и способы обозначения на письме звуковых единиц. Графическая система русского письма основана на кириллице и устроена достаточно рационально: число фонем русского языка незначительно больше числа букв русского ... Читать далее...
- Доклад о герое произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка», Пугачеве Образ Пугачева — это сложнейший и интереснейший образ повести. Во время, описанное А. С. Пушкиным в «Капитанской дочке», положение на Руси было очень сложным. В 1760 — 1770-е гг. по стране прокатилась мощная волна выступлений крестьян, казаков, работных людей. Это было связано с усилением крепостного права. Особое беспокойство императрицы Екатерины II вызывали выступления казачества. Со ... Читать далее...
- Определение. Что такое Нулевой аффикс Нулевой аффикс — материально не выраженный показатель грамматического или словообразовательного значения, который выделяется в слове при наличии определенных условий. Если речь идет о нулевой флексии (т. е. словоизменительном нулевом аффиксе), то в школьной традиции обычно ограничиваются только одним критерием — наличием в других формах этого же слова флексий, выраженных материально. Таким образом, нулевое окончание в ... Читать далее...
- Определение Грамматическая категория Грамматическая категория — совокупность двух или более однородных грамматических значений, имеющих в языке обязательное формальное выражение. Грамматические значения, составляющие категорию, четко структурируются, образуя противопоставления (оппозиции). Например, категория лица объединяет три грамматических значения: 1-ое лицо, 2-ое лицо и 3-е лицо, а категория падежа включает шесть грамматических значений — шесть падежей. Грамматические категории свойственны определенным частям речи ... Читать далее...
- Определение. Валентность слова Валентность слова (от лат. valentia «сила») — это присущая слову потенциальная возможность вступать в сочетания с другими словами в словосочетании или предложении, это его способность распространяться другими словами или словосочетаниями. Термин был введен в лингвистическую традицию французским лингвистом, основателем структурного синтаксиса Люсьеном Теньером в XX в. по аналогии с понятием валентность в химии. Первоначально его ... Читать далее...
- Определение. Что такое Орфоэпия Орфоэпия (греч. orthoepeia, от orthos правильный и epos речь) — раздел фонетики, занимающийся нормами произношения, их обоснованием и установлением. Понятие орфоэпии включает в себя как произношение отдельных звуков, в том числе и с учетом конкретных условий их реализации, так и звуковое оформление целых слов или высказываний. Например, для русского языка имеет большое значение место ударения, ... Читать далее...
- Определение Примыкание Примыкание — такой вид подчинительной связи, при котором главное слово не диктует зависимому никаких грамматических характеристик, и подчинение одного слова другому проявляется не формально (в структуре зависимого слова), а только семантически. В ряде случаев средствами выражения примыкания могут служить порядок слов и интонация. Бесспорно, этот вид связи используется в словосочетаниях, где зависимые слова в принципе ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Е. Пугачев по Пушкину» В своей повести «Капитанская дочка» Пушкин тщательно описывает внешность атамана. Изображая первую встречу с Гриневым, писатель рассказывает о нем так: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на ... Читать далее...
- Определение Словосочетание Словосочетание — это соединение нескольких (чаще всего — двух) знаменательных слов, связанных друг с другом определенными семантическими (смысловыми) и грамматическими отношениями, называющее единое сложное понятие (предмет, качество, действие) неязыковой действительности. Как в истории грамматической мысли, так и в современной лингвистике представлены разные подходы к определению и пониманию словосочетания. Важный дискуссионный вопрос теории словосочетания — это ... Читать далее...
- Определение. Предикативная связь Предикативная связь, или координация (от лат. со (cum) «совместно» и ordinatio «упорядочение») — такая синтаксическая связь, при которой существует двусторонняя зависимость между словами. В данном отношении находятся в предложении его главные члены — подлежащее и сказуемое. Эту связь нельзя отнести к подчинительной, поскольку оба элемента языка, связанные таким образом, одновременно главные и зависимые: это можно ... Читать далее...
- Определение. Что такое Слог Слог — гласный звук или сочетание гласного с одним или несколькими согласными звуками, произносимое толчком выдыхаемого воздуха. Слог является минимальной произносительной единицей — при медленном, растянутом произнесении (скандировании) речевой поток делится на слоги. В слове обычно столько слогов, сколько гласных звуков: в русском языке в одном слоге не может быть несколько гласных. Именно гласный является ... Читать далее...
- Определение. Что такое Склонение Склонение — 1) изменение именных частей речи по падежам (см. Падеж). Иногда склонение понимается более широко — как изменение имен по всем характерным для каждой именной части речи словоизменительным грамматическим категориям (см. Грамматическая категория). Т. е. существительные изменяются по падежам и числам, прилагательные и причастия — по падежам, числам и родам; числительные и местоимения могут ... Читать далее...
- Художественная речь определение Одним из главных средств создания образа и выражения авторского отношения к жизни в литературе является художественная речь, словесная форма произведения. В речевом строе («языке») художественного произведения надо выделить речь автора и речь героев (особенно это относится к эпическому произведению). Речь героя — один из важнейших способов создания его образа. В реалистическом произведении каждый герой имеет ... Читать далее...
- Определение Система персонажей художественного произведения Система персонажей художественного произведения — соотношение персонажей в композиционной системе произведения. Принято выделять произведения с вершинной системой персонажей, одним главным героем (роман «Робинзон Крузо» Д. Дефо), и произведения с системой персонажей, равноправно участвующих в художественном действии (роман «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского). В произведении выделяют главных, второстепенных и эпизодических персонажей. Кроме того, в массовых сценах выделяются ... Читать далее...
Определение «Аллегория»