Определение термина “сочинение”

Итак, выпускное, итоговое, аттестационное сочинение.

Обратимся к словарям, к трактовке слова “сочинение”.

Краткий толковый словарь русского языка (Москва, “Русский язык”, 1989 г.): “Сочинение – художественное, научное и тому подобное произ­ведение. Сочинять – создавать произведение (литературное или музы­кальное)”.

Словарь синонимов русского языка (Москва, “Советская энциклопе­дия”, 1968 г.): “Сочинение – произведение, труд, работа, творение, соз­дание, детище, плод трудов, творчество (собирательное). Сочинять

— соз­давать, выдумывать”.

Словарь живого великорусского языка В. И. Даля (Москва, “Русский язык”, 1989 г.): “Сочинение – самое произведение, что сочинено. Сочи­нять – изобретать, вымышлять, придумывать, творить умственно, произ­водить духом, силою воображения”.

Таким образом, сочинение – это творчество. Сочинение требует ог­ромного труда, усилий ума и духа, воображения.

Работая над выпускным сочинением на определенную тему, создаем, творим монологическое высказывание в прозе. (Помните мольеровского господина Журдена из “Мещанина во дворянстве”: “…Я и не подозревал,

что вот уже более сорока лет говорю прозой”?)

Проза (латинское prosa, от prorsa – прямая, простая; от proversa – обращенная вперед) – тип организации художественной речи. Прозаиче­ская художественная речь расчленяется на образцы, периоды, предложе­ния и колоны, присущие и обычной речи.

Творя монологическое высказывание в прозе, мы создаем текст, кото­рый является основной всякой информации, обеспечением общения, уни­версальным типом “социального кодирования”. Важно помнить: безадрес­ных произведений нет ни в науке, ни в искусстве, ни в политике.

Все создается людьми и для людей.

М. М. Бахтин утверждал, что художественный текст – это поступок. Трудясь над сочинением, создавая сочинение, свой текст, человек тоже совершает поступок, ибо проявляет себя как личность. Свойственное рус­скому характеру “развернуться или съеживаться во весь размах”, по вы­ражению Гоголя, особенно ощутимо в выпускном сочинении.

Давайте будем помнить об этом, работая над выпускным сочинением. И еще: работая над выпускным сочинением, думайте, осознавайте и пи­шите так: ваше сегодняшнее, выпускное, сочинение – самое лучшее.

Сочинение – это умение сказать о прочитанном, сказать осмысленно, шинтересованно и интересно.

Умение сказать о прочитанном – значит отозваться на прочитанное, высказать свое впечатление от прочитанного, отношение к прочитанному, свои размышления по поводу прочитанного. Проблема самостоятельности сочинения – одна из важнейших проблем.

“Художественная литература, – писал кинорежиссер С. Герасимов, – требует “довоображения”, фантазии, развивает способность и желание превратить слова в живой пластический образ. По-настоящему образован­ный, интеллектуальный человек формируется в первую очередь благодаря литературе. Наивна мысль, что можно пренебречь литературой за счет готового зрелища” (Любить человека.

М., 1985. С. 256).

Уровень человеческой культуры определяется не количеством прочи­танных книг, а тем, как идет “довоображение”, превращение слова в мно­гомерный, поэтический образ, пробуждающий высшие эмоции, размыш­ления над художественными картинами, в которых автор воплотил свое видение человека и исповедуемые им идеалы, способностью определить собственное отношение к созданному мастером.

Чтобы сделать все выше перечисленное, необходимо воспитывать в себе умение по-настоящему читать, читать, размышляя, возвращаться к произведению, к тайнам, заключенным в нем, содержащимся в строках произведения, ибо “книга для каждого освещает наше личное движение к истине” (М. М. Пришвин). Не случайно М. М. Бахтин утверждал, что “чте­ние – это разговор и произведением”.

Чтение – это погружение в произведение, это диалог с автором и ге­роями, сопереживание, умение понимать и чувствовать других.

Приведу большую цитату из статьи Л. Айзермана “Разномыслие и стандартизация”. (“Учительская газета”, № 30 от 29 июля 1997 г.)

“Они сошлись”, – скажет Пушкин об Онегине и Ленском. И после этого: “Меж ними все рождало споры и к размышлению влекло”. Вспом­ним начало поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошее”: “На столбо­вой дороженьке сошлись семь мужиков…Сошлися и заспорили”. Совпа­дение это не случайно.

На страницах книг, которые мы постигаем на уро­ках, – диалог. Онегина и Ленского, Александра Адуева и Петра Адуева, Обломова и Штольца, Раскольникова и Сони, Андрея Болконского и Пьера Безухова, Пети Трофимова и Лопахина. Мир предстает на страницах этих книг как спор о жизни, как постижение истины, как размышление о нрав­ственных и философских первоосновах.

Соразмышляя в этом диалоге, мы учимся видеть проблемы жизни и находить пути к их решению. “Вот где учишься жить, видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с кото­рыми можешь ни с одним не согласиться, но зато твой собственный взгляд становиться умнее и яснее”. Это сказано Львом Толстым об “Обыкновен­ной истории”, но слова эти можно вообще отнести к книгам классики. “Но дело не только в тех спорах, которые ведутся внутри книг”.

Подлинное произведение искусства многозначно, неисчерпаемо. И все­гда преломляется через читающего.

По М. М. Бахтину, гуманитарные науки, в том числе художественная литература, – науки о духе. Дух принадлежит опыту диалога. Поэтому художественный текст, по определению Бахтина, не только всегда посту­пок, но всегда диалогичен и живет, только соприкасаясь с читателем, ин­терпретатором текста. Роль читателя в процессе восприятия – активная роль. “Читатель не только “читает”; “писателя”;, но и творит вместе с ним, подставляя в его произведение все новые и новые содержания.

И в этом смысле можно смело говорить о “сотворчестве”; читателя автору” (В. В. Виноградов).

Святой Иоанн Златоуст считал, что при обращении к тексту недоста­точно простого чтения, если “вместе с тем не будет и разумения”. Нужно вникать в смысл. Большая ошибка, по святому Иоанну Златоусту, “дер­жаться одних выражений и не искать ничего, кроме написанного”.

Разве можно без собственного умственного труда открыть истину?

Святой Василий Великий считал, что тот, кто ревностен “в стремле­нии к уловлению истины, тот много упражняет ум”. Участвующие в “от­крытии истины” — как бы со-путники на пути к ней, каждый “по мере сил”. Даже в том случае, когда смысл кажется очевидным, уточнял святой Василий Великий, нужно идти вглубь.

Ведь там может скрываться более обширная мысль, она “обнаруживает намерение свое косвенным образом, и только людям более внимательным”.

И когда мы пишем сочинение, мы осмысливаем прочитанное, личностно определяемся по отношению к героям, их жизни, поступкам, поведе­нию, их чувствам, внутреннему состоянию, ставим вопросы, пытаемся отвечать на них, определяем свою позицию. Выражая свои чувства, мне­ния, свое личное понимание произведения, свое отношение к прочитан­ному, не обязательно говорить от первого лица, употребляя местоимение “я”. Необходим дар души.

А общеизвестно, что душевная деятельность человека – высшее и уникальное творение природы.

Работа над сочинением требует интеллектуального и эмоционального напряжения, воссоздающего и творческого воображения, опоры на законы и специфику образного мышления.

Художественная литература как область искусства всегда занимала в России высокое положение, играла важную роль в жизни народа, в разви­тии его творческих начал, в передаче опыта эмоционального ценностного отношения к миру, в воспитании любви к Отечеству. В русской литературе с ее высокой духовностью, гражданственностью, “всемирной отзывчиво­стью” тесно переплетается решение художественно-эстетических проблем с философскими и социальными. Согласно стандарту литературного обра­зования литература как учебная дисциплина изучается сейчас как искус­ство слова: “Своеобразие литературы в ряду других искусств в том, что она оперирует словесными художественными образами”.

Литературное образование – освоение литературы как искусства слова.

В связи с обновлением содержания литературного образования в последние годы изменились и подходы к выпускному сочинению.

Объект изучения литературы как учебной дисциплины – художественные произведения, то есть произведения искусства слова. А это значит, что читательская деятельность выражается в самостоятельном обращении с искусством слова. Литературно-творческая деятельность должна выра­жаться в умении писать сочинения различных жанров по изученным и

самостоятельно прочитанным произведениям, грамотно и свободно владея литературной речью: специфика жанра воспринимается через собственное творчество, через создание собственного текста – то есть через сочинение.

В связи с обновлением содержания литературного образования изме­нились и подходы к школьному сочинению.

Изменения в подходах к выпускному сочинению коснулось как фор­мулировки тем выпускного сочинения, так и его формы.

“Первоэлемент” художественного творения – его форма.

Если традиционно сочинение писалось в одном жанре (помним, что сочинение – это текст, а любой текст написать вне жанра невозможно), жанре литературно-критической статьи, то сегодня оно по своей форме мо­жет соответствовать различным жанрам речи (художественной, публици­стической, научной), одному из жанров.

Жанр – конкретное единство особенных свойств формы в ее основ­ных моментах – своеобразной композиции, образности, речи, ритма. Ка­ждый жанр есть не случайная совокупность черт, но проникнутая доста­точно определенным и богатым смыслом система компонентов формы.

Глоссарий:

– сочинение определение

– каждая грамматическая форма является одновременно и средством изображения сочинение

– проблема постижения произведений искусства сочинение

– Каждая грамматическая форма является одновременно и средством изображения

– сочинение на тему Каждая грамматическая форма является одновременно и средством изображения


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Определение термина “сочинение”