Обзор творчества писателей фантастов
Рэй Дуглас Бредбери (р. 1920), художник ярчайшего таланта, по природе своего дарования – лирик. Он владеет секретами глубокого эмоционального воздействия, искусством облекать в поэтические образы даже отвлеченные понятия. Международную известность принесли ему сборники новелл “Марсианские хроники” (1950), “Золотые яблоки солнца” (1953), роман “451° по Фаренгейту” (1953).
Бредбери часто называют “моралистом космической эры”. Он искренне верит в победу созидающего начала и горячо протестует против физического и интеллектуального
Аллегорические обобщения Бредбери навеяны неприятием самого строя жизни, лишающего человека его человеческой сущности. Его искусство держится на полутонах, соткано из символов и метафор, осуждающих односторонний прогресс, вопиющую диспропорцию между техникой и моралью.
Бездушным механическим силам он нередко противопоставляет волшебство и мечту. Мечту о “зеленом
К числу популярных американских фантастов принадлежит и Роберт Шекли (р. 1928). “Ни один вид творчества,- писал он в предисловии к своей первой книге,- не предоставляет писателю такой свободы действий, как фантастика. Она может охватить-и охватывает – все на свете, от безудержной романтики приключений до сатиры и социального анализа”.
Такими особенностями отличаются новеллы самого Шекли, фантаста-сатирика, наделенного буйным воображением. Трудно уловить переходы от фантастики “научной” и “ненаучной”, нередко становящейся сказочной. Здоровым юмором и пылким воображением отмечены рассказы высокоодаренного Генри Каттнера (1914-1958). Он писал под разными псевдонимами и частично в соавторстве с женой Катериной Мур (р.
1911). Признание принесли ему два цикла рассказов – о семье мутантов Хогбенов, справедливых, добродушных долгожителей, наделенных сверхчеловеческими способностями, и о чудаке изобретателе Гэллегере, который создаст по наитию самые невероятные вещи.
Свободно Владеет всеми жанрами фантастической прозы Гарри Гаррисон (р. 1925), американец, живущий теперь в Ирландии, представленный сборником повестей и рассказов “Тренировочный полет”, предисл. Е. Брандиса (“Мир”, 1970), и романом “Неукротимая планета”, пер.
Л. Жданова; первая часть трилогии о космическом скитальце Язоне дин Альте – на первый взгляд, запутанный клубок приключений. Но в действительности книга, навеянная размышлениями об ответственности человека за пагубные воздействия на природу, мстящей тем, кто над ней надругается. Сами же модели воображаемых миров, в которых царят страх и ненависть, отражают антагонистическую разлаженность современного капиталистического общества.
В гиперболах, доведенных до социально значимых символов, Гаррисон обличает религиозную нетерпимост, национальную вражду и дискриминацию негров (“Немой Милтон”), растлевающее воздействие так называемой “массовой культуры” (“Портрет художника”) и наряду с этим пишет вещи чисто развлекательные, с лихо закрученным сюжетом, вроде остроумной “Фантастической саги”.
В сочинениях неистощимого на дерзкую выдумку Клиффорда Саймака (р. 1904) преобладает тема контактов и взаимопонимания разных космических цивилизаций. Необычное и загадочное вторгается в реальную жизнь провинциального американского городка, и какой-нибудь заурядный обыватель становится свидетелем “чуда”, находящего свое объяснение.
Отсюда проистекают и комические розыгрыши, и неожиданные нравственные коллизии. Свойственное Саймаку оптимистическое мироощущение подчеркивается простонародным юмором, имеющим фольклорные корни. Саймак исходит из традиций классической американской литературы (Марк Твен, Брет-Гарт), и это придает его творчеству подлинно национальное своеобразие: сборник рассказов “Прелесть”; “Все живое”.
Научно-фантастический роман. Пер. Н. Галь, предисл. А. и Б. Стругацких (“Мир”, 1967); “Заповедник гоблинов”.
Сборник научно-фантастических сочинений.
К старшему поколению английских фантастов относится Эрик Фрэнк Рассел (р. 1905), разносторонний, изобретательный выдумщик, склонный к логическим парадоксам, ставящий перед собой и шутливые и очень серьезные задачи. Со свойственным ему жизнелюбием Э. Ф. Рассел утверждает веру в конечное торжество добрых начал.
Программно в этом смысле рассказы “Конец долгой ночи”, “Свидетельствую”, “Пробный камень”.
Последний из названных – антирасистское кредо Рассела. Любопытно, что действие происходит в эпоху, когда из лексикона людей давно и окончательно выпали бранные слова и презрительные клички, порожденные национальной враждой. В сборнике читатель найдет и ставшую своего рода классической новеллу “Аламагуса”, напоминающую по замыслу “Подпоручика Киже” Ю. Тынянова.
Подобно тому как канцелярская описка, создавшая подпоручика Киже, дала повод показать казарменный бюрократизм при Павле I, так и у Рассела описка в инвентарной книге космического корабля и ее смехотворные последствия позволили высмеять непробиваемую рутину, казенщину, формализм, укоренившиеся в армиях англосаксонских стран. Сатирический эффект как раз на том и основан, что действие перенесено в далекое будущее. Люди летают к звездам, а порядки на флоте не изменились.
Глупость и тупость неистребимы! Здесь логический парадокс сводится к шутке, но далеко не беззлобной.
А теперь мы вступаем в область “твердой” научной фантастики. Всемирно известный писатель-фантаст и ученый-популяризатор Айзек Азимов (р. 1920), автор двухсот книг (большая часть на научные темы), покоряет не эмоциями, а логикой рассуждений, тщательным обоснованием гипотез, хотя, бывает, и склоняется к “лирике”. К примеру, рассказ “Уродливый мальчуган” – прославление материнских чувств.
Одинокая молодая женщина, привязавшись к маленькому неандертальцу, “вытянутому” с помощью особой машины из”глубины веков, по окончании эксперимента уходит с ним в его дикое время (В кн.: “Современная зарубежная фантастика”. М., “Мол. гвардия”, 1964).
Азимов считается среди американских фантастов одним из создателей так называемой “галактической концепции”, охватывающей тысячи и тысячи лет грядущей истории человечества (поэтапное расселение в космосе – от колонизации ближних планет до выхода в другие измерения и за пределы Галактики). Изложена галактическая концепция в монументальной трилогии “Установление” (1951 -1953).